БАКУМЕНКО  В.М.

                                                                                  Москва

 

 

                             КОВШ,  КОТОРЫМ ИЗ НИЧЕГО ЧЕРПАЮТ ЖИВУЮ ВОДУ

 

 

    В отличие от личной, авторская судьба великого русского поэта Сергея Александровича Есенина была удивительно благополучной:  за десять лет активной творческой жизни он составил и выпустил свыше двадцати сборников своих произведений. Случай в отечественной практике книгоиздания просто уникальный, особенно если учесть временные рамки и особую эпоху.

    Сергей Есенин был истинным поэтом и в составлении своих сборников. Тщательнейшим образом продуманное расположение стихотворений с их внутренней, эмоциональной сцепкой превращало книги Есенина в своеобразные поэтические дневники.

    Именно на авторские сборники ориентировались составители большого юбилейного тома «Сергей Есенин. Сочинения», открывшего серию мировой классики «Вечные спутники человечества». Основной костяк книги подан в соответствии с «собранием стихотворений» в трёх томах, подготовленным самим поэтом в 1925 году.

    В этом итоговом Собрании Есенин отказался от строгой хронологии в расположении своих произведений. Это позволило поэту осуществить тончайшую связь стихотворений друг с другом. Так поступили и составители новой книги. Правда, они включили в сборник и стихи, не вошедшие в трёхтомник, чтобы читатели познакомились со всем поэтическим наследием поэта. Решение при этом приняли мудрое: дали их отдельно, в специальном разделе.

    В книгу вошли также прозаические вещи Есенина, автобиографии, литературно-критические статьи, избранные письма. Дополняют и обогащают издание высказывания современников Сергея Есенина, расположенные в начале каждого раздела.

    Первая мысль, которая приходит в голову, когда перечитываешь творческое наследие Сергея Есенина – мы очень мало и поверхностно знаем это сокровище национальной литературы и культуры.

    Так, если стихотворения Сергея Есенина читатели знают в значительном объёме, то проза и литературно-критическое наследие им почти неизвестны. А это тоже настоящая литература с глубокой философской постановкой проблем. Прочитайте внимательно критические статьи, рецензии, заметки, наброски Сергея Есенина, вам и тут откроется оригинальный мыслитель, утверждающий: «Слово изначала было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».

    В своих высказываниях, и особенно в письмах, Сергей Есенин раскрывал свой творческий метод, поэтику, мировоззрение. Сейчас не со всеми соображениями поэта можно согласиться. Так, например, совсем в духе своего времени он считал, что самый щекотливый этап – это его религиозность, очень отчётливо отразившаяся на его ранних стихотворениях. Мы же теперь весьма сожалеем, что религиозность ушла из поздних произведений Сергея Есенина – она так украшала и обогащала его творчество.

    В этой статье-рецензии хочется представить читателям малоизвестные высказывания Сергея Есенина и обратить внимание на те стороны его творческого поиска, которые как бы заслонила удивительная лирика поэта. Ведь чтобы понять Есенина по-настоящему, нужно прочесть не только его бесподобные поэмы и стихотворения, но и всё остальное, что успел написать поэт.

    Сергей Есенин справедливо считал, что человеческая душа слишком сложна для того, чтобы заковать её в определённый круг звуков какой-нибудь одной мелодии или сонаты. Поэтому так многообразны жизненные мотивы его лирики и прозы. Поэт произнёс самые сокровенные и проникновеннейшие слова о русской природе. Живая, трепещущая в первоначальной свежести, с неповторимыми красками, звуками, запахами, она неотделима от душевных переживаний поэта и вплетена в самую ткань его лирики. Правда жизни, правда переживаний, полная самоотдача; раскованная раздольная песня о том, что прошло через сердце, что выношено и выстрадано; петь своим голосом – вот что значило для Сергея Есенина быть поэтом.

    На многих произведениях Сергея Есенина лежит поэтический отсвет «Слова о полку Игореве», которое он знал наизусть и обожал всю жизнь.

    В одной из статей Сергей Есенин писал: «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесённого мной слова, а на читателе или слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их. Мне очень нравятся слова корявые. Я ставлю их в строй как новобранцев. Сегодня они неуклюжи, а завтра будут в речевом строю такими же, как и вся армия».

    Думая о трагическом финале жизни Сергея Есенина, следует сказать, что таким он был предопределён в любом случае, ибо рубеж 1937 года такой поэт, такой человек ни при каких обстоятельствах не преодолел бы…   Уж очень он «не вписывался» в развивающиеся кровавые события, а молчать поэт не умел…  Ведь даже творческое наследие Есенина было официально ошельмовано, как упадническое, реакционное…  Даже мёртвого поэта подвергали дискриминации, что же было бы с живым?!..

    Перечитывая Сергея Есенина, ещё раз убеждаешься, какое же бесценное духовное богатство оставил нам великий русский поэт, как нужно нам каждое есенинское слово. С этой мыслью закрываешь увесистый том столичного издательства «Современный писатель», выпущенный в серии под очень подходящим названием: «Вечные спутники человечества».