Филологические науки/8. Родной язык и литература

Первухина Е. В.

 

ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», Россия

 

Формирование образа русского солдата в романе Бориса Васильева «В списках не значился»

 

 

Об известной надписи на могиле Неизвестного солдата «Имя твоё неизвестно – подвиг твой бессмертен» советский поэт Михаил Дудин писал так: «Нет, имя – известно. Оно живёт в горестном сердце матери, в сердце сестры или сына. Живёт в беспощадном взгляде Матери-Победы. Оно звенит в песне жаворонка, в самой середине голубого колокола неба, огромного и удивительного, как жизнь» [1, с. 13]. Имя ему – Русский солдат. Именно о таком – настоящем русском солдате – рассказывает Борис Васильев в романе «В списках не значился».

Образ Николая Плужникова, главного героя произведения, стал собирательным образом истинного русского воина, национального героя, верного Родине, стойкого, смелого. Но таким герой предстаёт перед нами не сразу. Этот глубокий и эмоционально насыщенный образ формируется в произведении постепенно.

Цель данного исследования – изучить стадии формирования характера русского солдата Николая Плужникова в произведении Б. Васильева «В списках не значился».

В первой части, повествующей о мирном времени, основным средством создания художественного образа является диалог. Именно благодаря речевым характеристикам главного героя Николая Плужникова мы знакомимся с ним ближе, узнаём больше важной информации о нём и его жизни. Например, в большинстве диалогов Коля ведёт себя скромно и сдержанно. Характеризуя речь героя, автор употребляет следующие слова: «краснеть», «испугался», «шёпотом», «туманно», «густо», «покраснев», «осторожно», «растерялся». Например, «туманной» речь героя автор называет несколько раз:

«- Вы при училище оставлены?

- У меня особое задание, - туманно сказал Коля…» [2, с.10 ]

 

«- Припозднились вы, товарищ лейтенант.

- Дела, - туманно пояснил Коля…» [2, с. 41]

Нередко автор «заставляет» Николая краснеть и смущаться:

«Комиссар, очень похожий на вдруг постаревшего артиста Чиркова, выслушал доклад, пожал руку, указал, куда сесть, и молча предложил папиросы.

- Я не курю, - сказал Коля и начал краснеть: его вообще кидало в жар с лёгкостью необыкновенной…» [2, с. 8]

 

«- Все пятёрки – и одна тройка? – удивился генерал. – Отчего же тройка?

- Тройка по матобеспечению, - сказал Коля, густо, как девушка, покраснев. – Я пересдам, товарищ генерал…» [2, с. 14]

Но подобная сдержанность и скромность Николая не мешает ему в нужный момент гордо и настойчиво отвечать на вопросы своих собеседников:

«-Уж больно вы хрустите, товарищ лейтенант.

На училищном языке это означало, что лейтенант Плужников задаётся. Тогда Коля так это и понял, а придя в казарму, обнаружил, что хрустит самым натуральным и приятным образом.

- Я хрущу, - не без гордости сообщил он своему другу и соседу по койке…» [2, с. 8]

 

«На контрольно-пропускном пункте Колю задержали: постовой не хотел пропускать по командировочному предписанию. А девушку пропустили, и поэтому Коля был особенно настойчив:

- Зовите дежурного.

- Так спит он, товарищ лейтенант.

- Я сказал, зовите дежурного!..» [2, с. 40]

 

«- Мы предлагаем вам остаться при училище командиром учебного взвода, - сказал генерал. – Должность ответственная. Вы какого года?

- Я родился двенадцатого апреля тысяча девятьсот двадцать второго года! – отбарабанил Коля…» [2, с. 15]

Таким образом, уже в первой части романа Николай Плужников предстаёт перед нами как человек отважный, ответственный, но в то же время в меру сдержанный и скромный. « Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках, товарищ генерал», - говорит Николай. Эти слова отражают жизненную позицию Николая как настоящего военного, верного своему делу и слову. Эта его ответственность в сочетании со скромностью создаёт некую примерность поведения.

Он прибыл в Брестскую крепость за несколько часов до начала войны. За это время он успел «глотнуть» мирной жизни – испытать гордость за порученное задание, ощутить лёгкий аромат первой любви… Но война прервала радости безмятежной юности…

Именно с рокового взрыва начинается вторая часть романа. Можно сказать, что эта глава открывает для нас новый художественный мир произведения – полный горя, ужасов, смерти. Тот самый подвал, в котором в час начала боя находится Николай, становится своеобразным туннелем, соединяющим тихий и спокойный мир, где у Плужникова были семья, любовь, счастье, с миром войны, где всё, что было в прошлом, ушло вникуда.Ключевой момент произведения – взрыв в подвале. Как уже было замечено выше, этот эпизод является некой чертой между двумя мирами, в которых живёт Николай. Во время взрыва Коля ещё не занесён ни в один список, в крепости он пока абсолютно чужой человек, и это обстоятельство приводит его в панику, замешательство:

«- Пустите! – кричал Коля, вырываясь. – Пустите меня! Пустите! Я в полк должен! В полк! Я же в списках ещё не значусь! В списках не значусь, понимаете?!.» [2, с. 53]

Такая реакция Коли, на мой взгляд, объясняется как раз той самой примерностью: Николай боится не выполнить приказ (явиться в крепость, приступить к службе).

Вероятно, ошибки Николая в первые часы войны, страх, паника связаны с тем, что мир вокруг него изменился, а он сам – нет. Николай не был готов к такому развитию событий – он привык к тому, что всё в его жизни происходит по распорядку, по приказу, который он обязан выполнить.

Вторая часть романа – вторая ступень формирования характера молодого солдата, становления его как настоящего советского воина, народного героя, готового спасать родную землю до последнего вздоха.

В этой части мы видим другого Николая – смелого, стойкого, отважного, верного долгу и своей Родине.

Во второй и последующих частях произведения образ русского солдата Николая Плужникова складывается из его поступков, а также из воспроизведения внутренних переживаний героя (психологический анализ).

Не случайно при дальнейшем описании событий автор использует большое количество глаголов:

«Он бежал в рост, не пригибаясь, не столько потому, что голова его ещё кружилась, а чтобы не выглядеть трусом в глазах этого перепуганного парнишки в синей майке. На одном дыхании он домчался до убитого, но не остановился, как сам же приказывал, а побежал дальше, к оружейному складу…» [2, с. 59]

«Плужников хватал пулемёт, волок его к стене, а когда налет кончался, тащил обратно и стрелял, оглохший, полуослепший, ничего не соображающий…» [2, с. 89]

Несмотря на панику и ошибки в самом начале войны, Плужников продолжал бороться, преодолевая страх и трудности, отдавая все силы защите крепости, понимая, что сдать её врагу ни в коем случае нельзя.

Особый интерес представляют внутренний переживания героя. В какой-то степени они символизируют становление характера Николая Плужникова, характера истинного русского солдата. Слова, которые подбирает автор в этом случае, передают и страх, и горечь утраты товарищей, и гордость, и любовь, и боевой дух героя. Проанализировав следующие отрывки, можно сделать вывод, что образ героя, который предстаёт перед нами в повести, действительно формируется постепенно:

«Плужников промолчал. Безотчётный страх уже оставил его, и теперь он ясно осознавал, что нарушил свой долг, что, поддавшись панике, бросил бойцов и трусливо бежал с позиции, которую было приказано держать во что бы то ни стало. Он вдруг перестал слышать старшего лейтенанта: его бросило в жар…» [2, с. 82]

«Всё же он чувствовал себя виноватым: виноватым не по разуму, а по совести. Он воевал не первый день и уже хорошо понял, что у войны свои законы, своя мораль, и то, что в мирной жизни считается недопустимым, в бою бывает просто необходимостью. Но, понимая, что он не мог спасти Сальникова, что он должен был, обязан был – не перед собой, нет! – перед теми, кто послал его в этот поиск, попытаться уйти и ушел, Плужников очень боялся найти Сальникова мёртвым…» [2, с. 125]

«Готовился продолжать войну, и в нём уже не было ни сомнений, ни колебаний. Всё осталось там, во вчерашнем дне, пережить который ему было суждено…» [2, с. 135]

Невыполнение приказа оставить крепость – самый важный этап в становлении характера истинного русского воина. Этот поступок Николая Плужникова выражен, на мой взгляд, в словах Фельдшера:

«- Приказы уже не касаются: я сам себе пострашнее приказ отдал. – Он замолчал, глаза его странно, всего на мгновение, на миг один блеснули. –Вот если каждый, каждый солдат, понимаешь, сам себе приказ отдаст и выполнит его – сдохнет немец. Сдохнет! И война сдохнет. Кончится война. Вот тогда она кончится». [2, с. 109]

Именно такой приказ отдал себе Николай Плужников. И выполнил его до конца. Оставшись один в крепости, он до последнего боролся с врагом. Он верил:

«…человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя. А фашисты – не люди, значит, я должен победить…»[2, с. 165]

Николай сам отдаёт себе самый главный приказ – не предать Родину, не сдать крепость.

Итак, Плужникову необходимо было приспособиться к сложившимся условиям. И он стойко преодолел этот сложный путь формирования стойкого, мужественного, сильного русского национального характера. Он сумел честно, собственными усилиями, «потом и кровью»  завоевать гордое звание «русского солдата», которому даже враг готов был отдать честь. «Он был выше мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти», - пишет Борис Васильев [2, с. 220]

Русский солдат… Какой он? Сильный, смелый, мужественный, стойкий, отважный, верный долгу, родине, слову… Этот список можно продолжать бесконечно. А можно просто сказать, что настоящий русский солдат – это тот самый Николай Плужников, образ которого так искусно создал Борис Васильев в романе «В списках не значился».

 

 

Литература

 

1.                 Дудин М. А. Подвиг твой бессмертен // Ради жизни на земле: Литературно-критический сборник / Сост. В. Лавров и А. Пикач. – Л.: Худож. лит., 1986

2.                 Васильев Б. Л. В списках не значился: Роман. – М.: Дет. лит., 1986