ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Н.С. Анатольева, кандидат педагогических наук, доцент

Учреждение образования «Белорусский государственный  педагогический университет имени МаксимаТанка», Республика Беларусь

Республика Беларусь характеризуется как поликультурное государство, в условиях которого актуализируется проблема углубления взаимосвязи народов и их толерантного отношения друг к другу. Поэтому важным становится подготовка молодежи к жизни в поликультурном обществе, формировании межэтнической толерантности как качества личности.

Решение этой задачи обеспечивается целенаправленной системой работы по формированию поликультурного сознания, мышления и воспитания студентов с устойчивыми мировоззренческими взглядами.

Это обусловливает необходимость воспитания личности в духе ненасилия, мира, уважения, доброжелательности. Важным механизмом преодоления негативных явлений, связанных  с данной проблемой, является формирование толерантных отношений в процессе межнационального поликультурного диалога.

Идея межнационального поликультурного диалога была рождена из концепции диалога культур М.М. Бахтина, в исследованиях которого диалог культур рассматривается как процесс осознанного взаимодействия между двумя рефлексирующими субъектами, которые являются совершенно равноправными с точки зрения их антологической представленности.

Наша позиция в данном аспекте базируется на теоретических идеях М.М. Бахтина, рассматривающего диалог, понимаемый через призму культуры, не как диалог различных мнений или представлений, а всегда как диалог различных культур.

Разделяя концептуальные позиции автора (М.М. Бахтин),мы опирались на идеи ученого, понимающего культуру как форму общения людей разных культур, форму диалога. При подобной диалоговой встрече двух культур они не сливаются, не смешиваются, взаимнообогащаются, сохраняя свое единство и открытую целостность.

Воспитание диалога культур является важным условием формирования личности, способной жить в поликультурном обществе.

Диалог культур, согласно позиции ученых приводит к обучению на высоком уровне сложности, информационно-эмоциональное напряжение которого можно снять путем педагогического обеспечения интеграции образования, целью которого является интеграция в культуру через личностный смысл. Диалог культур как оптимально интегративный метод обладает стойкой инвариантностью в различных межнациональных ситуациях. Таким образом, диалог как метод может и должен иметь значительную вариабельность педагогических условий и алгоритмов.

Понятие «диалог культур» имеет несколько значений. Согласно позиции ученых, его можно рассматривать как «систему норм и ценностей». В этом случае диалог культур  выступает, во-первых, как  определенная система, центральной нормой и ценностью которой является диалог. В рамках этого значения диалог культур  составляет совокупность знаний, норм и традиций в области диалога, созданных в процессе развития человеческого образа. Во-вторых, как отмечают исследователи, диалог культур  можно рассматривать как способ жизни отдельного человека, что означает, что человек, избравший диалог культур  как способ жизни, с одной стороны придерживается «диалогических» норм и ценностей, а с другой стороны, обладает высоким уровнем сформированности психологических качеств, знаний, умений, навыков, компетенций, обеспечивающих эффективность диалогического взаимодействия.

Таким образом, по мнению  ученых,  (М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.) диалог культур  выступает одновременно как одна из детерминант оптимизации процесса развития и саморазвития человека, а с другой стороны как показатель высокого уровня личностного и профессионального развития.

Таким образом, в условиях поликультурной ситуации овладение  диалогом культур  выступает важнейшим условием сосуществования представителей разных национальностей.

Диалог культур станет результативным методом межличностного взаимодействия, если в образовательном процессе обеспечиваются следующие условия:

 - образовательный процесс будет иметь личностную направленность, предполагающую ориентацию на культурные ценности и культуросообразные личностные смыслы его участников;

 - обучение и общение будут иметь поликультурное содержание, представляющее диалог культур, народов и личностей;

 - основными принципами педагогического процесса станут открытость, многоуровневая диалогичность, уважение национальных чувств, педагогическая поддержка межнациональных позитивов, интегративность;

- будет учитываться особое стремление молодежи к добру, красоте, коллективным эмоциональным переживаниям, сотрудничеству;

 - в состав образовательных целей будут включены идеи приоритета поликультурного образования и диалога культур как ценности.