Творчество Абая и экологическое воспитание младших школьников.

 

Павлетенко Н.Б. преподаватель начальных классов, ГУОШ  № 52г.Алматы.

 

Все большее расстояние отделяет нас от Абая, но с каждым днем возрастает его историческая роль, ценность его произведений для воспитания лучших качеств человеческой личности – нравственности, преданности идее единства со своим народом, стремления к постоянному самообразованию и совершенствованию. Любовь к творчеству Абая. Почитание его, как родоначальника реалистической казахской литературы давно стали неотъемлемыми чертами казахстанской педагогики. Стихотворения Абая глубоко отражают жизнь казахов, пробуждают любовь к традициям народа, выявляют глубинную, вековую мудрость правил общепринятого поведения, отношения к людям и природе.

Современным школьникам, живущим  в XXI  веке, мысли и чаяния Абая могут показаться устаревшими, лишенными актуальности. Это не так. Как все истинно гениальное, поэзия Абая являет собой источник мудрости и в наши дни. Сегодня, как никогда остро, стоит вопрос о роли человека в сохранении природы. Стремление людей уйти из мира растущих городов с их спешкой и отсутствием природных уголков влечет целые караваны мощных машин туда, куда раньше можно было лишь пешком добраться после долгих дней пути. Результатом этих «набегов» автокочевников является плачевное состояние мест их пребывания. Выход в одном- учить сегодняшнее поколение наших завтрашних граждан беречь свою землю, чувствовать  себя ее детьми, ее частью, а не гостями на час. Один из действующих путей – экологическое воспитание молодого читателя на лирике Абая. Его цикл «Времена года» - не только поэтический гимн матери-природе:

                                  «Все живое обласкано солнцем степным,

                                   Словно  мать и отец рада наша Земля!»

                                                                                             («Весна»)

Если внимательно читать это стихотворение, обращая внимание детей на описание окрестностей аула:

                                   «Сколько птицы! В любом озерке и пруду,

                                    Тронь осоку -  и лебедь пойдет в высоту,

                                    Скачешь – смотришь, как спущенный сокол ручной

                                    Из-за облака лебедя бьет на лету»,

Учащиеся обязательно заметят, что недалеко от аула водилась дичь, соответственно охотились прямо возледома, т.е. не истреблялось все живое, а разумно добывалось только необходимое количество дичи.

                                    «И долины в тюльпанах, как пестрый ковер…..»,

т.е. цветы не рвались и не вытаптывались бездумно, красота земли была частью повседневной жизни человека.

За цветущей весной идет лето:

«В тучных, в шелковых травах степь,

                                     От душистых цветов пестра….»,

пишет поэт и картина жизни человека на лоне матери-природы остается столь же гармоничной. Абай описывает окрестности аула:

                                    «Стаи уток и лебедей

Осеняют крылами луг….»

                                                                      («Лето»)

Нет стремления уничтожить, лишить жизни максимальное количество живых существ:

                                       «Вот охотники вдоль реки

                                        По вечерним лугам спешат,

                                        С каждым сокол – как верный друг…»

Вряд ли охотники вернутся домой, тяжело груженные дичью – но это ли истинная цель охоты?

Картины природ, пейзажная лирика соседствуют  с практическими советами:

                                        «Пастухи день и ночь охраняйте свой скот,

                                         Угоняйте на новое место табун,

                                          Не беда, если вам не придется поспать».

                                                                            («Осень»)

Для более глубокого ознакомления учащихся с традиционным  видом охоты – охоты с беркутом нужно предложить им прочесть стихотворение «Охота с беркутом». Это подробное описание одежды охотника, времени (по первому снегу), экипировки птицы. Поэт восхищается ловкостью беркута, его активностью, умом, хитрой тактикой. Лиса не воспринимается  как жертва жестокого преследования. Поэт размышляет о красоте охоты, как о честном единоборстве двух существ. Тема охоты с беркутом нередко встречается и у других народов. Охота с беркутом возрождается сейчас в Казахстане как природоохранный природосберегающий способ в сравнении с огнестрельным оружием; огромный интерес  представляет этнографически точное описание всего процесса охоты.

Абай Ибрагим Кунанбаев  - сын степей Казахстана , земли, где люди, следуя за стадами животных умели сохранять и сберегать родную землю. Пышная зеленая природа в ее полноте и прелести отображена в творчестве Абая. Через годы призывает нас поэт беречь и хранить легендарную землю, где родился и расцвел его талант. Его поэзия – ключ к пониманию красоты окружающего мира природы.