Политология/ 4. Политическое лидерство (история, проблемы, перспективы)

Куимова М.В.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия

Харизма как неотъемлемый компонент политического лидера

        Харизма [от др.-греч. χάρισμα – «милость, дар»] – приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности. Обычно под харизмой понимают эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на людей [6].

        Харизматический авторитет не связан с нормами или правилами. В политике это объясняется особым характером веры в особые качества личности и харизматической власти. Решающие значение для возникновения харизматического отношения в обществе имеет не столько само обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей [1, 2, 5].

        «Политическая харизма» – одна из тех категорий, которая активно обсуждается в социологии. В работах Макса Вебера понятие харизмы тесно соотносится с проблемой создания новых социальных образований, а также с проблемой свободы, творчества, человеческой ответственности. Харизма, по мнению М. Вебера, выступает основой одного из типов легитимного господства – харизматического (наряду с легально-рациональным и традиционным). Харизма позволяет, хотя бы на относительно короткое время, мобилизовать людей для совершения политических действий, выходящих за рамки их рутинных занятий (выборы, референдумы и т.п.), но и требующих более сильного импульса, чем его могут дать привычка, традиция или рациональное убеждение [3].

        Э. Шилз рассматривает харизматическую склонность как «функцию потребности в порядке», т.е. харизма прикрепляется к тем индивидам и институтам, которые удовлетворяют потребность в порядке или обещают это сделать. Следовательно, харизма не только прерывает социальный порядок, но также его поддерживает и сохраняет [8].

        По мнению Кл. Гирца, Ш. Эйзенштадта харизма предстает «качеством, которое приписывается индивидам, действиям, институтам, символам и материальным объектам по причине их предполагаемой связи с «ультимативными», «фундаментальными», «витальными», обуславливающими порядок силами. Харизма рассматривается как необходимая характеристика любого типа господства, а именно как «ультимативный источник господства», поскольку она обеспечивает веру в прямую или косвенную связь земной власти с высшей «легитимирующей властью», которой может считаться «воля Бога», «завет» основателей династии, «естественное право» и т.д. Именно эта связь с «высшей» сферой делает обладателя харизмы экстраординарным, а также обусловливает по отношению к нему характерные чувства страх, трепет, уважение, благоговение и пр. [4, 7].

        Таким образом, харизма являет собой определенное единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Это действие должно обладать одной непременной интересной особенностью, а именно – оно должно быть успешным.

Литература:

1)          Василик М.А., Вершинин М.С. и др. Политология: Словарь-справочник. М.: Гардарики, 2001. 328 с.

2)          Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: хрестоматия. М.: Гардарики, 2000. 843 с.

3)          Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 880 с.

4)          Гирц К. Интерпретация культур. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 560 с.

5)          Харизма как феномен политического лидерства. URL: http://all-politologija.ru/knigi/osnovy-politologii-uchebnoe-posobie-kravchenko/xarizma-kak-fenomen-politicheskogo-liderstva (дата обращения 11.11.2012).

6)          Харизма. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0 (дата обращения 11.11.2012).

7)          Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. New York, Sydney, Toronto: John Wiley, 1973, р. 124.

8)          Shils E. The constitution of society. Chicago: University of Chicago Press, 1982. 424 p.