Педагогическая
психология
Ст.преп. Садыкова Э.М.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Казахский национальный
педагогический университет имени Абая,
Республика Казахстан, г.
Алматы
С начала XXI века казахстанское образование, как
один из социокультурных, педагогических и духовных феноменов, вступило в новый
этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности,
изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения.
Поиск новой образовательной парадигмы идет
преимущественно в двух направлениях: по пути формирования традиционных
ценностей, имеющих сверхличностное значение, и в направлении западных
ценностей, связанных с ориентацией на интеллектуальные и материальные ценности
- без должной заботы о духовности. Наряду с открывшимися новыми возможностями
(такими как свобода совести, открытость общества, вариативность выбора
жизненного пути, широкое информационное поле СМИ и сети Интернет и др.) в обществе
стали нарастать негативные явления, присущие «обществу потребления».
Вопросы, связанные с проблемой
духовно-нравственного развития молодого поколения, традиционно находились в
центре философской научной рефлексии. Так, философы Античности (Аристотель,
Платон, Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.), Средневековья (Августин Блаженный,
Фома Аквинский), Просвещения (Ф. Вольтер, Ж. Руссо и др.), Нового времени (Г.
Гегель, И. Кант, К. Маркс, Ф. Ницше, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг, И. Фихте и др.)
решали вопрос о роли и месте человека в соответствии с мировоззренческими
установками современной им исторической эпохи.
С конца ХIХ века эта проблема стала одним из
самых востребованных теоретических конструктов. Вопрос о способах связи
элементов в системе «человек - мир» не утратил своей актуальности и на текущем
этапе культурно-исторического процесса.
В научной литературе советского периода
освещались и психологический (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Н.В. Шевандрин), и
социально-психологический (И.С. Кон, А.И. Ковалева, Д.А. Леонтьев) аспекты
формирования духовно-нравственных установок личности.
В отечественной педагогической теории наших дней
разрабатываются системы диспозиций личности, связанные с такими понятиями, как
смысловая установка, система личностных ценностей, нравственное развитие (Ю.В.
Александрова, Е.Е. Вахромов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.В. Столин и
др.).
Ученый Е.Ю. Ястребова отмечает, что в
деятельности каждой личности имеют место системообразующие факторы (цель,
ценности, средства, потребность, интерес, мотив, предмет деятельности), организационные
механизмы (методы, организационные и моральные принципы, механизмы мотивации),
организационные формы (регламенты, правила, программы, планы). У каждой
личности свое представление о том, какой она хочет быть и почему. Выбор
последовательных действий и направление движения зависят от нее самой [6].
По мнению психолога А.Н. Леонтьева, сущность
смысла жизни проецируется в отношении мотива деятельности к непосредственной
цели ее. При этом ведущую смысложизненную нагрузку в системе «мотив - цель»
несет мотив [9]. Ценностный подход позволяет увидеть личность таковой, какова
она есть сейчас, какой могла бы быть и будет. Он предполагает отношение к
личности как к субъекту - К.А. Абульханова-Славская, С.Д. Поляков, В.Д. Сайко,
Т.Ф. Яркина и др. [1; 4; 5; 8].
Вместе с тем мы отмечаем, что современная
педагогика располагает небольшим арсеналом научных исследований по проблеме
данного феномена. С.Л. Беличева, Л.Г. Десфонтейнес, Д.И. Фельдштейн и др. -
авторы работ, ориентированных на направленность, потребности и ценностные
ориентации личности [3; 4; 7].
Проведенное нами исследование (анкетирование 230
студентов 1-2 курсов) показало, что молодые люди, получившие образование в
школе, не обладают положительным мировоззрением (68% опрошенных). Они часто не
понимают, что представляют собою, каково их подлинное назначение в мире, есть
ли для них что-то выше материального благополучия и каковы подлинно
человеческие ценности (57% респондентов). Все чаще в молодежной среде
проявляются явления деструктивного характера, стремительно растет количество
суицидов.
Проблемы студенческой молодежи, по своей сути,
представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и
всего общества в целом. Эти проблемы, с одной стороны, взаимосвязаны и исходят
из объективных процессов, протекающих в мире - процессов глобализации,
информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны, они имеют свою специфику,
опосредованную современной российской действительностью и проводимой в
отношении молодёжи государственной политикой. Рассмотрим ряд специфических
проблем, относящихся к молодежной среде.
Социально-психологические проблемы - это
проблемы, возникающие при взаимодействии индивида с социумом. От умения
человека контактировать, взаимодействовать, сотрудничать с людьми и находить
свое место в обществе зависит его психологическое состояние.
Наше исследование выявило наиболее важные, по
мнению студентов, социально-психологические проблемы (по данным проведенного
опроса студентов 1-2 курсов): игромания, уход в виртуальный мир (69%
опрошенных), наркомания (67% респондентов), алкоголизм (64,5%), насилие (в
разных формах) (61%), одиночество (53%), проблемы в общении со сверстниками,
отсутствие самореализации (47%), проблемы адаптации к новым условиям (44%),
пассивность, асоциальный или неорганизованный досуг (38%), незапланированная
беременность (24%), суицид (12%).
Студенческая молодежь является самой
восприимчивой частью социума к изменениям жизни, включая и негативные явления,
так как подростковые нормы морали уже не действуют, а новые, «взрослые», еще не
оформились. В силу чего у молодежи несколько размыты такие понятия, как
«нравственно» или «безнравственно».
Наработанная в отечественной педагогике и
психологии практика формирования у субъекта позитивной цели оправдала себя на
протяжении предыдущих десятилетий. Однако на сегодняшний день у ряда студентов
1 и 2 курсов обучения мы отмечаем явление «экзистенциального вакуума» (42%
опрошенных). Суть этого явления заключается в том, что человек находится в
состоянии некоей пустоты, скуки, не знает, чем себя занять (своего рода «эффект
выходного дня»). Так у студентов постепенно теряется смысл существования и
опора в жизни. Следовательно, многие из молодежных проблем (наркомания,
алкоголизм, преступность) целесообразно начинать рассматривать с причин
возникновения «внутренней пустоты».
В этом состоянии каждый молодой человек
подвергается огромной психологической нагрузке, требующей адекватной реакции на
реальность и сортировки получаемых знаний об окружающем мире. Сознание
подростков и молодежи, как губка, впитывает идеалы и веяния массовой культуры,
зачастую не определяя ее моральных границ. Усвоенные таким образом нормы
становятся основой будущей личности и влияют на ее мировоззрение и жизненную
позицию. Поэтому очень важно дать молодым людям, получающим высшее
профессиональное образование, верные, проверенные временем и поколениями
принципы, способствующие нравственному развитию.
Снижение культурного и интеллектуального уровня
нации требует возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей.
Резко усилившаяся в последние десятилетия имущественная дифференциация и борьба
за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного
формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме.
Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть,
честь и любовь к Родине, привели к негативным последствиям в обществе: к
социальному сиротству, усилению криминогенности среди молодежи, бродяжничеству,
токсикомании и наркомании, потере интереса к учению и самосовершенствованию у
большого слоя молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию
к воспитанию подрастающего поколения не только в семьях группы риска, но и у
вполне «благополучной» категории семей, тех, где родители заняты карьерой и не
имеют ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию собственных детей.
Преподаватели высшей школы начинает ясно
понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной
ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих
духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь
желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет
разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания студенческой
молодежи. В этом ряду одной из инновационных технологий является технология духовно-нравственного
воспитания личности студентов в структуре высшего профессионального образования
с интегрированными в неё вопросами различного содержания, форм, средств и
методов в сложном процессе духовно-нравственного развития личности.
Проблема духовно-нравственного воспитания
личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она
приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы
свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания.
Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том,
что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
По нашему мнению для достижения целей создания
оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых
целей студентов организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, таким
образом мы стимулируем интерес и потребность личность в сопричастности,
возникает потребность в познании, самоанализе, признании. Проектируются
приемлемые ценностные ориентиры формирования себя как специалиста, происходит
выбор вектора духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким
образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и
самосовершенствованию через механизмы воздействия на него как субъекта системы
воспитания вуза и воспитывающую среду института.
Духовно-нравственное воспитание студентов
является приоритетным направлением в воспитательной работе института. Оно
направлено на повышение статуса духовности и нравственности во всей системе
учебно-воспитательной деятельности вуза и имеет целью формирование духовности
как фундаментального качества личности, определяющего её позицию, поведение,
отношение к себе и окружающему миру.
Таким образом, основными направлениями духовно-нравственного
воспитания мы считаем: формирование и развитие системы духовно-нравственных
знаний и ценностей, реализацию знаний, связанных с нормами нравственности и
профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности,
формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи
как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей,
формирование качеств социально-активной личности, имеющей навыки
самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и
личностно значимых дел.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -
М. : Мысль, 1991. - 301 с.
2. Беличева С.А. Сложный мир подростка. -
Свердловск : Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
3. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на
различных этапах развития личности : дис. ... канд. психол. наук. 19.00.2001. -
СПб., 1995. - 148 с., ил.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические
произведения. - М. : Педагогика, 1983. - 391 с.
5. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С. Цели
современного воспитания: личностно-ориентированное коллективное творческое
дело. - Ульяновск : Изд-во ИПК ПРО, 1996. - 90 с.
6. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель
социального. - М. : МПСИ, 2006. - 424 с.
7. Смысл человеческого бытия / под ред. Ф.В.
Цанн-Кай-Си. - Владимир : ВГПУ, 2002. - 276 с.
8. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека
как личности // Избранные труды. Т. 1-2. - М. : МПСИ, 2005. - Т. 1. - 568 с.
9. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека
на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. - 1996. - № 2. - С. 40-47.