Строительство и архитектура/ 1. Архитектурные решения объектов

строительства и реконструкции.

 

Коржиков Д.И., проф.Лиханский Ю.И.

Дальневосточный Федеральный Университет, Россия

Анализ процесса ревитализации промышленных зданий на примере объектов в Испании

 

Реконструкция промышленного здания с изменением в ходе реконструкции его функционального назначения (в статье используется термин «ревитализация», объединяющий одним словом это определение) – актуальная на сегодняшний день тенденция планирования и использования городских территорий. Явление объединяет в себе множество аспектов градостроительства, архитектуры, дизайна, экономических показателей (как в виде «причины», так и в виде «следствия»), и на сегодняшний день, ввиду многообразия примеров,  представляет собой отдельное архитектурное направление с собственной системой образов и приемов. Рассматриваемые в статье примеры «демонстрируют» множественность художественно-архитектурных решений сходных задач в рамках ревитализации. Объекты, выбранные для статьи, неоднократно описывались в различных профильных архитектурных изданиях; в нижеприведенной статье анализ объектов производится на основе личного ознакомительного осмотра автора.

Форумы в Мадриде и Барселоне – медийные и выставочные площадки – проекты Благотворительного Фонда «la Caixa», принадлежащего одноименной финансовой группе, одной из крупнейших в Испании. Фонд известен своими социальными и культурными проектами – подобных общественных выставочных и развивающих центров-форумов, благодаря деятельности фонда, уже около десяти, в том числе, в Паломе, в Таргонии и других городах Испании.

Caixa Forum в Мадриде предполагался как часть программы «Бульвар Искусств», цель которой объединить важные музейные комплексы Мадрида в единый ансамбль. Под будущий выставочный и общественный комплекс было отведено бывшее здание электростанции Central Electrica del Mediodia, построенное в1899 году по проекту Хесуса Карраско – к настоящему времени, одна из немногих, сохранившихся в историческом  центре Мадрида, промышленных построек. Местонахождение здания электростанции в центральном районе города объясняется техническими ограничениями, от которых зависели строители подобных электростанций.

Рассматриваемое здание Central Electrica в историческом варианте представляло собой сложенное из кирпича 2-3 этажное двухнефное строение с мощным цоколем из гранитных блоков с множеством относительно небольших окон по фасадам. В ходе реконструкции от объемов гаража и административной части избавились – остались только два бывших генераторных зала. Исходя из размеров этих пустых помещений, уровня их освещенности, можно было ожидать, что эти залы будут основой для будущего выставочного комплекса, к тому же, одним из требований к проекту реконструкции, согласно генплану Мадрида 1997 года, было частичное сохранение кирпичных фасадов электростанции. Но по задумке архитектурного дуэта Ж.Херцога и П.де Мерона, который разработал проект реконструкции, «остов» исторического здания был использован более оригинально. Здание, в ходе реконструкции дополнительно выросло по этажности, но, все равно, находясь в переплетении узких улочек центральной части Мадрида, приобретенную зданием «высотность» трудно заметить издалека (объект «открывается для рассмотрения» довольно неожиданно: чуть отнесенный вглубь квартала от основной транспортной и пешеходной магистрали, он закрыт близлежащими домами с трех сторон).

Объект расположен на участке с пологим уклоном, при новом же воплощении это условие использовано архитекторами для усиления эффекта «отрыва» здания от земли. К зданию визуально «ведет» своими нерегулярными сегментами бетонная площадь, рисунок этих сегментов повторяет - уже трехмерные - членения «крытой площади». «Крытая площадь» - это пространство входной группы здания, образовавшееся благодаря тому, что цокольный этаж исторического здания электростанции был аккуратно «удален» со своего места, а точки опоры для здания в новом его воплощении - это теперь два бетонных объема, содержащие лестницы, лифты и вход в здание и, обыгранное лаконичным фонтаном, место, где здание уже опирается на рельеф. Общий экстерьер здания, в его новом воплощении, невозможно воспринимать, деля его на «новое» и «старое»: надстроенная на кирпичных стенах исторического здания электростанции конструкция, покрытая ржавыми металлическими перфорированными листами, повысив высоту объекта, сделала возможным гармоничное зрительное деление объема на две практически равные части. Вместе с этим, увеличение высоты здания сделало его соразмерным окружающим его домам и постройкам, прежде всего с соседним зданием, украшенным вертикальным садом, и образующим вместе со зданием форума не только удобную открытую площадь, но и визуальный симметричный ряд.

На первый этаж здания этаж приводит лестница целиком - и ступени и ограничивающая «шахта», сваренная из листов нержавеющей стали; не «заблудиться» на этой лестнице, помогают только поручни.  Пол также составлен из листов полированного металла. В его разноразмерных треугольных сегментах отражаются подвешенные под потолком продолговатые светильники, также формирующие правильные и неправильные треугольники. Пол при этом визуально теряет качества визуальной точки опоры – этот эффект усилен тем, что много-функциональные полки-сиденья, столешницы, и книжные полки расположенного здесь магазина подвешены к потолку и находятся на достаточной высоте над полом. Конструкции исторического здания – металлические колонны и балки, сохранившиеся при ревитализации, особой роли в новом интерьере не играют – они окрашены серебристой краской и теряются в активном пространстве помещений выставочного комплекса. И лифты и лестница выходят в отдельные от выставочных, общественных помещений, ресторана и парковки площадки – эти лестничные площадки выполнены  в нейтральном оформлении, в светлых тонах, здесь подчеркивается привлекательность линий изгибов лестницы и игра теней и света, пробивающегося сквозь перфорированные фасадные листы, закрывающие оконные проемы.

Новое здание форума в Мадриде, помимо того, что представляет собой яркий пример артистичного и тонкого, по отношению к окружающей застройке, проектирования, характерный для дуэта авторов проекта, также ясно иллюстрирует отдельное и внятное направление в ревитализации: новый образ сооружения формируется синтезом элементов «старой» и «новой» архитектуры, при максимальном их различии.

Caixa Forum Barcelona расположен в окружении значимых выставочно-исторических ансамблей в районе, называемом Fira de Barcelona. Историческое здание форума – единственный сохранившийся пример модернистской промышленной архитектуры начала XX века в Барселоне. Изначально, сооружение предназначалось для ткацкой фабрики, на тот момент, единственной, в этом районе города. Здание строилось по заказу К.Касарамона известным архитектором Х. Кадафальчем, современником А.Гауди, представителем стиля ар-нуво. В качестве фабрики сооружение просуществовало совсем недолго, всего три года; фонд «la Caixa» приобрел здание в 1963 году, в 1992 году было решено изменить функциональное наполнение здания – превратить его в культурный и образовательный центр. После реконструкции «CaixaForum» в Барселоне открылся в 2002 году.

В ходе реконструкции исторический образ здания сохранены практически в первоначальном виде – разноуровневые очертания главного фасада здания, совместно с башнями придают воспринимаемому фронтально сооружению глубину и объем, богатое плавными линиями пластичное решение фасадов, за счет аккуратности,  делает здание форума зрительно миниатюрнее окружающих жилых домов, оформленных пластически гораздо беднее. Образная объемно-пространственная композиция, металлическое дерево со стеклянными листьями – часть входной группы, спроектированной для форума японским архитектором И.Исодзаки. Композиция настолько выразительна, что в первый момент восприятия «отодвигает» здание форума на второй план, предоставляя ему роль фона, в том числе, за счет того, что бетонная площадь, объемы лестничных парапетов и древоподобная скульптура, представляют собой законченную и самодостаточную композицию, к тому же стилистически сильно отличающуюся от самого здания. «Дерево» приглашает посетителей выставочного комплекса на лестницу, эскалатор и к лифту, стеклянная «крона» выполняет и функцию козырька над ними.

Историческое здание форума, в ходе организации здесь выставочного комплекса, подверглось обновлению минимально и очень корректно, снаружи здания этого вообще почти не заметно. Богатая пластикой кирпичная кладка стен и волнообразные черепичные кровли максимально открыты и «доступны» для восприятия, к примеру: на оборудованной для посетителей эксплуатируемой кровле одного из корпусов специально устроены металлические мостки, выполняющие, помимо пешеходной, еще и оградительную функцию, а тени от прямых и регулярных форм выгодно подчеркивают изящность формы кровли. Интерьеры, естественно были благоустроены и перепрофилированы для новых требований. Помещения для выставочных залов «обезличены» и лишены декоративной отделки. Пространство внутреннего дворика и небольшие строения на внутренней территории комплекса приспособлены для общественных функций: для посетителей устроены кафе, места отдыха, детские комнаты-классы, мастерские. Некоторые пространства «внутреннего» и «внешнего», в значительной степени, сливаются, используя прием создания иллюзии «экстерьера в интерьере».

 

Особая уникальность исходного здания форума в Барселоне в том, что благодаря своей пластичности и артистичности, практически не несет в себе признаков своего промышленного функционального назначения, даже в сравнении с современными ему представителями пром-архитектуры. В итоге: применяемые при реконструкции художественные приемы, даже в виде новостроя входной группы, художественно подчинены объему и образу исходного здания и подчеркивают его историческую ценность, тем самым осуществляя важную функцию «ознакомления» и «представления» архитектурного наследия в современном контексте.

 

Архитектурные объекты, представляющие явление ревитализации (даже взятые для примера в этой статье) очень неоднородны по многим признакам: различные условия происхождения, как исторических сходных зданий, так и новых элементов строительства; различные требования и возможности реконструкции; различные новые функции, «прививаемые» бывшим промышленным и фабричным зданиям. Ввиду этого становится важным осмысление процесса ревитализации в конкретном проекте и художественный анализ объекта и всех его составляющих, что позволит определить и классифицировать отдельные сегменты архитектурного направления.
Литература:

1.            «Актуальные тенденции в зарубежной архитектуре и их мировоззренческие и стилевые истоки» . Сборник статей, НИИТАГ, М.: 1998.

2.            Лиханский Ю.И. «Метафоры техномира в архитектуре XX века». Владивосток,  ДВГТУ. 1998.

3.            «Новейшие тенденции в архитектурной реконструкции в конце ХХ века». Сборник статей, М.: 1998.

4.            obrasocial.lacaixa.es

5.            tumblr.com

6.            arcspace.com

7.            plataformaarquitectura.cl

8.            wikipedia.org