Стукова З.А.
Филиал «Кубанского государственного университета»
в г. Славянске-на-Кубани
Поджанр православного
фэнтези: право на существование
В современном мире наблюдается тенденция
создания нового типа художественного произведения, в основе которого положено
изображение вторичного мира со сверхъестественными, магическими действиями –
мира фэнтези. Интерес к жанру фэнтези в последнее время стремительно растёт:
согласно социологическим обследованиям, каждая пятая прочтённая в нашей стране книга принадлежит к жанру фэнтези.
Тексты фэнтези восходят к мифам Древней Греции и
средневековому эпосу, однако зарождение жанра в современном понимании относят к
XX веку. В настоящее время фэнтези обогатилось новыми
направлениями: на базе классических (героических, исторических, приключенческих)
образовались вампирские, тёмные,
хулиганские, юмористические и др. На просторах Интернета (форумы,
комментарии к статьям и др.) активно обсуждается православное фэнтези.
Основоположников данного поджанра считается
несколько авторов – Елена Чудинова («Гардарика», «Мечеть Парижской Богоматери»,
«Мечеть Василия Блаженного» и др.) Сергей Чекмаев («Анафема», «Бремя
стагнатора», «Носители совести»), однако большинство источников отсылает
читателей к Юлии Вознесенской («Путь Кассандры или Приключение с макаронами»,
«Путешествие Ланселота», трилогия «Юлианна»).
Противоречивый характер нового направления
фэнтези проявляется уже в самом его названии. Православное фэнтези
пробудило особый интерес у учёных, священнослужителей, педагогов, рядовых
читателей, разделившихся в своих мнениях на два лагеря. Более того, даже в
конфессиональной среде на сей предмет не выработано единой точки зрения.
Иерей Даниил Сысоев,
один из самых активных миссионеров Русской Православной Церкви, автор
нашумевших книг «Замуж за неверующего?», «Брак с мусульманином», «Зачем ходить
в храм каждое воскресенье?», «Почему ты еще не крещен?», считает, что писатель
вправе писать, но он обязан понимать, писательская
способность связана с неким повреждением человеческого разума, потому что до
грехопадения фантазии не существовало. Фантазия — это одна из тяжелейших
болезней человеческого ума, благодаря которому возможны все грехи. По его мнению, фантазия
и воображение различны. Воображение – это некая сила ума, которая была изначально,
а фантазия – это болезнь, которая на ней паразитирует. Однако он считает,
что в современной отечественной литературе имеются книги «с православной
наполненностью» вышеперечисленных авторов - Юлии Вознесенской, Елены Чудиновой
(«Они что-то несут, конечно») [2]. Так, в интервью «Не стоит делать из фэнтези
божество или пугало» монахиня Евфимия (Пащенко) высказывается
о том, что православное фэнтези возможно, хотя его формирование чревато
сложностями. Ярким примером писателя, успешно работающего в этом жанре,
упомянутый автор считает Юлию Вознесенскую. По мнению монахини Евфимии, за
исключением Ю. Вознесенской «лучше пока
никто не сделал». Как видим, данный жанр активно обсуждается в религиозной
среде, где ему даётся по большей части отрицательная оценка. Понятия православие и фэнтези считаются взаимоисключающими, чему есть ряд объяснений. К основным чертам фэнтези относятся те,
что отрицаются православием – изображение магии, персонажи из разряда «тёмных
сил», выступающие в роли главных героев и наделенные положительными чертами (в
т.ч. единороги, тролли, домовые и др.).
Для решения вопроса о «легитимности» православного
фэнтези следует охарактеризовать характер его отношений с православием. В художественном тексте православие
представлено не само по себе, а с точки зрения личного мировоззрения авторов.
Художественное произведение субъективно изначально и представляет собой мысли,
знания, желания его создателя. Текст как посредник между автором и читателем
(«Автор – Текст – Читатель») реализует замысел художника. При этом автор не
только передаёт сведения, но и оказывает определённую суггестию на адресата
(читателя). Так, учитель, пытаясь научить нерадивого ученика, стремится
подобрать более облегчённую форму подачи того же сложного содержания. Автор произведения
подаёт непростые истины в завуалированной форме, что мы и наблюдаем в новом
поджанре. В трилогии «Юлианна» автор Ю. Вознесенская осуществляет
начальное знакомство с учением православной церкви для неофитов
(непосвещённых). Согласно Интернет-форуму, часть прочитавших романы упомянутого
автора действительно продолжила свой жизненный путь в направлении православия.
Ю.А. Вознесенская даёт жанру следующее определение: «Фэнтези то же самое, что волшебная сказка, а мудрые сказки не только
забавляют, но и учат различать добро и зло… А неправильная сказка только
развлекает и перемешивает добро и зло в одну кучу...» [1].
Как уже отмечалось, единого определения жанра православное фэнтези в настоящее время
не существует, хотя шаги в этом направлении делаются. Так, в статье «Возможно
ли христианская fantasy?» Елена Хаецкая
выделяет следующие приметы православного
фэнтези:
1. Автор в силу ряда обстоятельств, часто
случайных, принадлежит к тусовке писателей-фантастов.
2. Автор является православным христианином на
самом деле.
2.1. Следовательно, автор действительно верит в
те чудеса, которые описаны в Евангелии и житиях святых.
3. В своих сочинениях автор не заигрывает с
чуждыми ему идеологиями (например, с буддизмом, язычеством, рерихианством и
т.п.), а строго держится собственной. Следовательно «хорошей» ведьмы в его
произведении быть не может, «равновесия добра и зла» — тоже.
4. «Чудесной» составляющей сюжета может быть
любая святоотеческая история, изложенная опоэтизированно, с приключениями,
переживаниями, диалогами — в общем, художественно [3].
Жанр православное фэнтези находится в стадии зарождения, на данном этапе его границы размыты. Несмотря на противоположность православия и фэнтези, они имеют и объединяющие моменты, ограниченные, правда, рядом условий: вера в победу Добра; вера в личного Бога (не в некую абстрактную Высшую силу); соответствие образа Господа каноническому, существующему в Священном Писании, Православной Церкви.
1.
Вознесенская Ю.Н. Юлианна или Опасные игры. Избранное / Ю. Вознесенская. - М.:
Лепта Книги, 2011. - С. 32.
2.
Сысоев Д. «Православнуя попсу в массы? – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:
http://blogs.pravostok.ru/polus/?p=199
3.
Хаецкая Е. Возможно ли христианская fantasy?
/ Е. Хаецкая. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:
http://www.likebook.ru/books/view/98829