Музыка и жизнь/6. Композиторы

Нурымбетов Е.Ш.

Уральский музыкальный колледж им.Курмангазы, Казахстан

Казахский народный композитор – Даулеткерей Шигаев

 

Одним из ярких композиторов XIX века в казахской инструментальной музыке является Даулеткерей Шигаев. По словам академика Ахмета Жубанова, Даулеткерей был основоположником лирических домбровых (1) кюев (2), так называемой традиции «торе тартыс» (3). Даулеткерей в казахской истории известен не только как кюйши (4), композитор и домбрист, но и как гражданин, правитель и общественный деятель. Как султан (5) младшего жуза (6) он возглавлял роды Ногай, Шеркеш, Кызылкурт и в целом калмакскую часть, и как правитель отличался на межродовых разбирательствах своим умом, острословием, и пользовался большим уважением и авторитетом среди народа. Управляя народом, он также пропагандировал исполнительское искусство языком домбры, воспевал общую культурность и единство народа, заставляя слушателей задуматься о ценностях и смысле жизни.

О годах жизни композитора есть несколько версии. Дата рождения     Даулеткерея Шыгайулы (Шигаев) долгое время оставалось неизвестной. Предполагалось, что он родился в 1799 году в местности Карамола недалеко от Нарын-песков. На этом основании в 1939 году отмечалось 140-летие, а в 1949 году – 150-летие со дня рождения Даулеткерея. Благодоря упорному труду и исканиям Петра Васильевича Аравина, были найдены архивные документы, свидетельствующие, что Даулеткерей родился в 1820 году. Доказательством может послужит «Список управляющих родов Внутренней киргизской орды», составленный Временным советом по управлению Внутренней ордой в 1853 году. В нем среди правителей родов указан и Даулеткерей Шигаев. Здесь под №14 представлены следующие сведения:

№№

Звание, имя и отчество

Возраст от роду

Каким именно родом управляет

С какого времени

14

Султан Давлетгирей Шигаев

33

Ногаевским родом временно

21 февраля 1852 г.

 После нахождения этого архивного документа годом рождения кюйши стали считать 1820 г. и во многих исторических трудах стали указывать именно эту новую дату. 

И в «Казахской советской энциклопедии» было написано: – Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887) – народный композитор-кюйши, основоположник лирического направления в инструментальной музыке на домбре». Как будто данные о жизни кюйши стали немного ближе к истине, потому, что уже определены точные даты рождения и смерти. Но исполнитель кюев Каршыга Ахмедияров в своей статье «Звучит на домбре кюй» («Ак орда», 1993, №1), посвященной жизни кюйши, с радостью сообщает о том, что найдена могила Даулеткерея с надгробным камнем, где имеется надпись, что он родился в 1814 году. До этого никто не знал, где похоронен кюйши. Но этот факт научно не доказано. Поэтому пока мы празднуем 190-летие композитора в этом году по версии П.Аравина.

О том, что музыкальные способности Даулеткерея проявились рано, нет достоверных сведении, но известно, что с раннего детства целыми днями он мог слушать выступления не только казахских музыкантов, приглашаемых султаном, но и европейских, и русских. Как считают продолжатели творчества Даулеткерея – Науша Букейханов и Дина Нурпейсова, первым учителем Даулеткерея был в то время домбрист-кюйши Мусрали. С Мусрали он знакомится в начале 50-х годов, когда ему было 30 лет. Поэтому, можно предположить, что сочинением собственных кюев Даулеткерей занялся довольно поздно.

Из достоверно известных фактов можно отметить следующее: в начале 50-х годов он становится правителем рода Ногай, в 1859 году Даулеткерей в составе казахской делегации едет в Петербург на коронацию царя Александра II, где встречается с представителями русской интеллигенции (в их числе художник Р.Чередеев, французский путешественник Паули, генерал Ващенко).

К концу жизни Даулеткерей, достигнув вершины домбрового искусства, передает свои знания и опыт молодым музыкантам. Ученики уважительно называли Даулеткерея «Бапас» – отец. Среди учеников особенно выделялись Аликей, Баламайсан, Макар, Туруп, сын Салаваткерей. Благодоря им, а также их ученикам-продолжателям: Сейтеку Уразалиеву, Науше Букейханову, Кали Жантлеуову и другим – творческое наследие Даулеткерея стало достоянием сегодняшнего дня.

Талант Даулеткерея как кюйши отличался многогранностью. Его кюи созданные в бытовом жанре «Желдирме», «Ыскырма», «Тарбие» поднимающие настроение присутствующих, и захватывающие сердца слушателей. Кюи, где воспеты прекрасные образы женщин «Акбала кыз», «Кудаша», «Коркем ханым» широко распространились среди народа. Под влиянием русской музыки им сложены кюи военно-маршевого характера, как «Ващенко», «Кос шек», «Коныр», «Топан» и другие.

Как сказано в трудах историка З.Шарафутдина, эпоха Даулеткерея была эпохой людей, духовно сильных и стойких, которые могли противостоять тяготам жизни и пройти через все тернии и преграды. Пройдя через жизненные этапы Даулеткерей мог идти против течения, прославив себя как правитель одновременно как великий кюйши. До времен Даулеткерея искусство кюйши считалось делом не для знатных, но нарушая правила предков Даулеткерей доказал, что искусство не имеет границ, что оно общее для всех и нужно каждому.

Оставив после себя около 50 кюев, Даулеткерей, конечно тогда не думал, что станет Султаном искусства – кюй для будущего поколения.

В целях увековечивания имени великого композитора казахского народа в городе Уральск одна из центральных улиц названа именем Даулеткерея. Также решением правительства Республики Казахстан в 2003 году оркестру казахских народных инструментов Западно-Казахстанской областной филармонии им.Г.Курмангалиева официально было присвоено имя народного композитора Даулеткерея Шыгайулы. Нам, как нынешнему поколению и мне лично как дирижеру этого оркестра носить имя Даулеткерея – большая гордость и ответственность. Перед празднованием 10-летия создания коллектива, планируем провести цикл концертов, посвященных творчеству Даулеткерея Шигаева и других народных композиторов Западного Казахстана.                   

Словарь терминов

1)     Домбыра – казахский музыкальный щипковый инструмент.

2)     Кюй – программная пьеса для домбры.

3)     Торе – чиновник, аристократ, господин. Тартыс – игра на домбре. 

4)     Кюйши – исполнитель кюев.  

5)     Султан – представитель феодальной знати ( «белая кость»), не входившей в состав казахской родовой общины.

6)     Жуз (буквально – часть, сторона) – объединение отдельных родов и племен в племенные союзы. 

Литература:

1.     Жубанов А. Струны столетий. – Алматы: Жазушы, 1975.

2.     Аравин П. Даулеткерей и казахская музыка ХІХ века. – Москва: Сов.композитор, 1984.

3.     Затаевич А.В. 500 казахских песен и кюев. Алматы, 1931.

4.     Шегебаев П. История казахской инструментальной музыки XIX века. Учебное пособие. – Астана: Фолиант, 2008.