К.ф.н. Косиченко И.Ф.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,Россия

 

                 Влияние социального факта на человека у Анри Берра

А.Бергсон оказал влияние на своего соотечественника Анри Берра  своей философской идеей «жизненного порыва», которую Берр развивает в философской концепции «исторического синтеза», где он пытается соединить две противоположности: интуицию и интеллект.

Во Франции к началу ХХ века усиливается тенденция к обновлению позитивистской методологии с позиций широкого обобщения или «исторического синтеза» Анри Берра.

  Анри Берр (1863-1954) был не столько историком, сколько литературоведом и философом. Будучи неудовлетворен состоянием современной ему исторической науки, ее принципиальным отказом от широких обобщений, А. Берр обратился к проблемам теории исторического знания.

  Появление теории А. Берра несомненно благоприятствовали процессы, протекавшие в 70-80-х годах XIX в. в исторической науке. В эти годы бурно происходило накопление археологического материала, росло количество источников и они становились разнообразными; в связи с этим усложнилась и проблематика исторической науки. Необходимость различия основных от второстепенных факторов поставила перед историками проблему критерия их отбора, от которой зависело и решение проблемы исторического построения. Теория "исторического синтеза" и была попыткой создания такой всеобъемлющей философии истории, которая свела бы к  некоторому единству разрозненные исторические факты.

  Основные положения своей теории А. Берр изложил в работах "Будущее философии. Набросок  синтеза  знаний, основанного на истории". Эта работа была его  докторской диссертацией. Главным же произведением, в котором А. Берр развил положения своей  теории, была работа "Синтез в истории. Критический и теоретический опыт", изданная в 1911 году.

  В 1900 году А. Берр  начал издавать журнал (Журнал Исторического синтеза). Смысл его существования А. Берр видел в том, чтобы   противодействовать распыленности   исторических работ, служить источником информации   о состоянии  исследований в различных областях историческими знаний, привлечь внимание историков к плохо изученным вопросам. Вместе с тем  журнал, включая в свою программу и разработку, наряду с историческими ,  проблемы социологии для "позитивного изучения всего того, что есть социального в истории " и углубление самой концепции истории.

  В 1924 году А. Берр организовал Международный центр синтеза  для объединения историков, социологов, видных представителей естественных  и математических  наук Франции, Бельгии, Англии и др.

  В 1929 г.   были утверждены    "недели синтеза". На этих  "неделях синтеза"  обсуждались такие проблемы, как "Цивилизация", "Индивидуализм", "Толпа", "Понятие прогресса", "Жизнь", "Доисторическое мышление", "Бесконечное и реальное" и др. Изучение так называемых "цивилизованных" (развитых) обществ  от изучения обществ, которые, за   неимением лучшего слова, следовало бы охарактеризовать либо как примитивные,   либо экзотические.

   Самым крупным достижением организаторской деятельности Анри Берре  было издание под его руководством коллекции "Эволюция человечества". Первый том коллекции был готов к 1924 г.,  но из-за войны увидел свет лишь в 1920  г. Стотомная "Эволюция человечества" по первоначальному плану  должна была состоять из 4 секций. Первые 26 томов       должны были  быть посвящены "предыстории"  и древнему периоду человечества. Именно в этой   секции вышла книга Л. Февра "Земля   и человеческая эволюция". Все тома вышли к 1934     г. Здесь же вышли книги Гюстава Глотца "Эгейская цивилизация", "Греческий город", "История Древней Греции".

   Вторая секция – 25 томов – была посвящена "Истокам христианства и средним векам". Для этой секции Марк Блок написал "Феодальное общество"

( 34 т.), а Л. Февр – "Появление книги".

  Третья секция – 26 томов – посвящена  истории нового времени. Здесь вышла  книга Л. Февра "Проблема неверия в ХYI веке. Религия Рабле".

  Четвертая секция   - 21 том – посвящалась истории новейшего времени.

  К моменту смерти А. Берра вышло в свет 70 томов.

А. Берр предварял каждый том своими предисловиями, в которых подчеркивалось единство целей и метода, применяемого авторами для того, чтобы, во-первых, дать главным образом историю "учреждений" или "установлений", а не историю отдельных личностей; во-вторых, делать ударение на социальной и умственной жизни и на логике, которая в ней проявляется. В этом, согласно его гипотезе, сердце истории.

  А. Берр подверг жесткой критике априорные схемы, вырабатываемые философами с целью объяснения исторического процесса, навязывающие историкам определенную логику исторического исследования. История может быть возведена в ранг науки только путем "синтеза" традиционной историографии и философии истории, считал А.Берр. Выражение "исторический закон" вполне приемлемо для А. Берра. Целью исторического исследования должно быть установление законов развития человечества. Историческое исследование должно руководствоваться  "идеей общего".

В конечном счете, движущей силой истории Берр провозглашает абстрактную «тенденцию к существованию» (бергсоновский «жизненный порыв»), которая проявляется в различных потребностях индивида и общества. «Истина не является ни тенденциозной, ни исключительной. Материализм или идеализм? Нет. Материализм и идеализм.»[3,c.301-303].

  Эрудиция есть "знание прошлого", "изучение причин" А. Берр     разделяет все факты на три категории случайные, необходимые и отвечающие внутренней логике. Он считает, что все содержание эволюции  человечества заключено в этих рамках случайности, необходимости и логики, и ему кажется, что в этом  тройственном объяснении    история обретает и свое естественное сочленение и все свое объясняющее значение.

Берр утверждает, что в эволюции человеческого общества мы встречаемся с тремя группами причинных отношений: 1) отношения простой последовательности, где одни факты непосредственно определяются другими; 2) постоянные отношения, в которых одни факты связаны с другими необходимостью; 3) отношения внутренней связи, где факты связаны друг с другом рационально. Эти различные причинные отношения соответствуют трем типам фактов элементов истории: 1) случайные, или «грубые», факты представляют собой текущий элемент, «случай» в истории; 2) необходимые факты, социальные закономерности, представляют собой элемент неподвижности; 3) факты «внутренный логики» представляют собой элемент «тенденции и длительности», определяют направление и продолжительность движения.[1,c.7]. Все эти элементы, по Берру, объединяются в едином «синтезе».

Изучить взаимодействие этих различных  элементов – случайных, необходимых и логических – такова главная цель "синтеза" по А. Берру. Но поскольку эволюция человечества для него всего лишь "раскрывает и утверждает "взлет ума", то логично, что А. Берр приходит по вопросу об исторической причинности к позиции, которую занимала критикуемая им традиционная историография. Вскрыть мотивы человеческих поступков, которые имели историческое значение, и значит установить причины.

Единственная разница заключается в том, что А. Берр считает  необходимым изучить влияние социального фактора на человека.

Области "социального" и "человеческого" А. Берром систематически противопоставляются, в первой он считает, что действуют  законы (например, развитие общественных учреждений  протекает по определенным законам), а во второй господствует свободная воля. А. Берр полагал, что хотя "человеческое" не исчерпывается "социальным", но "социальным" объясняется "известная постоянность" в жизни и поведении отдельного человека, что позволяет " в какой-то мере предвидеть его поступки".

Отводя определенное место в исторической причинности социальному, А. Берр настаивает на особом внимании к личности, что только в социальной среде реализуется интеллектуальный прогресс человечества, но всякая интеллектуальная инициатива -   индивидуальна. «Мы признали в истории специфические необходимости социальные законы, - пишет он, - но этот порядок закона, который лимитирует игру случайностей, не объясняет эволюции, и последняя окажется результатом случайностей, если она не вытекает из системы мотивов».[2,c.136]

Для А. Берра прогресс истории есть прежде всего прогресс в области культуры, основной фактор исторического развития – духовная жизнь, а "синтез" оказывается синтезом в области культуры. Именно эта сфера человеческой деятельности находится в центре внимания авторов коллекции "Эволюция человечества". Именно в этом тезисе теория "исторического синтеза" отличается от марксизма, который указывая на то, что развитие человечества есть процесс смены общественно-экономических формаций, каждая из которых характеризуется прежде всего определенным способом производства материальных благ. Следовательно, чтобы выяснить законы человеческой истории, необходимо прежде  всего исследовать его  экономическую историю, а не историю культуры, поскольку последняя "зависимая система" и история ее не может быть написана только исходя из нее самой.

  А. Берр на VII Международном конгрессе исторических наук в Варшаве в 1933 году говорил, что марксистская теория истории "ограниченна" "односторонне", но характеризовал марксизм как, теорию, оказавшую бесспорные услуги исторической науке.

  Теоретические позиции А. Берра отличаются своей верой в прогресс человечества, в успех научного знания, и что истории принадлежит важная роль в жизни и культуре общества.

Для того, чтобы она могла успешно справляться со своей главной задачей,  ей необходимо поддерживать тесную связь  с жизнью. Он настаивал, что задача историка – тесно связать настоящее и прошлое, будущее и настоящее – историк должен широко жить жизнью своего времени, он вдыхает в прошлое пламя настоящей жизни только затем, чтобы более плодотворно выразить настоящее и лучше подготовить будущее.

Систематическая борьба А. Берра против традиционной историографии, умозрительной априорной философии способствовала изменению и расширению концепции истории во Франции.[4,c.373] Все исторические явления, по А. Берру, абсолютно детерминированы, нет факта без причин и любой факт необходимо вытекает из определенных условий. В связи с принципом необходимости рассматривается и проблема  случайности. Берр полагает, что социальные законы сильно ограничивают игру случайностей. Вместе с тем он отмечает, что случайное – это просто непредвиденное. Прогресс науки, показывая тесную связь явлений и их детерминированность ликвидирует роль случая,  "капризов" истории.

  А. Берр выступал против отношения к истории как к литературе, как основе для романа. Эту работу продолжили его последователи Л. Февр  и М. Блок.

Таким образом, Анри Берр является представителем позитивизма социологии и основоположником теории "Исторического синтеза", т.е. основным фактором исторического развития  является духовная жизнь – область культуры.

Литература:

1 Berr H. En marge de l’histoire universelle, Paris. 1934, p. 7.

2 Berr H. La Synthèse en histoire, Son rapport avec la synthèse générale, 2éd., Paris 1953, p 136.

3 Кон И.С.Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. М., 1959. С. 301-303..

4.Таран Л. Теория «исторического синтеза» Анри Берра // Французский ежегодник. М., 1968. С. 373.