История/1. История Восточной Европы

 

 Струнина Е.С.

Челябинский государственный педагогический университет, Россия

Развитие русской драматургии во второй половине

XVIII века и пьесы императрицы

 

Екатерина Великая – масштабная фигура на страницах российской и мировой истории. Известный биограф императрицы Екатерины II А.Г. Брикнер подчеркивал, что она «была как бы создана для престола: в истории мы не встречаем другой женщины, столь способной к управлению делами» [6, с.163]. Эпоха екатерининского правления характеризуется политикой просвещенного абсолютизма. Данная эпоха ознаменовалась началом расцвета литературы, искусств и наук.  Несомненно, это была заслуга самой императрицы, ведь именно она, как глава государства, смогла определить общеевропейские тенденции общественного прогресса, и попыталась осуществить их в России. Никогда до этого русский двор не находился столь непосредственно под влиянием умственного и литературного развития Западной Европы.

Большинство историков склонно подчеркивать разностороннюю деятельность Екатерины: от дальновидности ее внешней и внутренней политики до разнообразия интересов. Одним из таких увлекательных для Екатерины занятий была литературная деятельность. Она продолжалась около четверти века и была необыкновенно насыщена по характеру, по жанрам и идейной направленности. «…Императрица имела две страсти, с годами ставшие ежедневными потребностями, - это желание читать и писать. За свою долгую жизнь она прочла огромное количество книг. Обойтись без книги и без пера Екатерине II было так же трудно, как Петру I без топора или токарного станка» [6, с.166 ].

В литературной деятельности Екатерины особенно выделяется драматургия. Именно в период ее царствования в русский словарь вошли такие термины как «драма» и «театр», утвердилась национальная литературная драма. Идейные основы, художественное своеобразие русской драматургии XVIII века были связаны с господствующим в искусстве того времени направлением -  классицизмом. «Характерными признаками классицизма являются: ориентация на античность, рационалистическое построение отвлеченных и обобщенных идей и образов, приведение их в логическую систему, подчинение литературы строгим правилам композиции» [2, с.277]. Классицизм выражал идеологические и политические тенденции эпохи просвещенной монархии. «Философские концепции, на которые опиралось это художественное течение, исповедовали господство разума над страстями», подчинения личных интересов общегосударственным целям [2, с.277]. Наиболее яркими представителем классического направления были Александр Петрович Сумароков, Денис Иванович Фонвизин и другие. Однако, с 1760-х гг. начинается борьба литературных направлений – классицизм, ранний сентиментализм, предромантизм. Это не уходит от глаз Екатерины, и ее творчество также представляет последовательную смену данных стилей.

В своих драматических произведениях Екатерина раскрывается как просвещенный монарх, она пытается уловить все новые литературные веяния того времени. Несмотря на то, что она «не обладала особым талантом в написании своих произведений», но «от природы была одарена большим умом и трудолюбием» Екатерина стремилась впитать и отразить все литературные тенденции Запада [6, с.367]. Нам известно, что Екатерина быстро улавливала все последние новинки галантного века, не исключая и область литературы. Наибольший интерес представляет связь этих литературных открытий с самодержавием, культурой, политической обстановкой екатерининской эпохи. Так как деятельность императрицы, несомненно, была направлена на решение государственных, идеологических задач, имела воспитательное значение, в смысле развития человеческой личности.

Драматургия занимала центральное место в литературной деятельности Екатерины Великой. По историческим данным до нас дошло 25 законченных или практически законченных театральных пьес, 7 пьес дошли до нас отрывками, а несколько пьес не дошли и вовсе. Началом драматургического пути императрицы принято считать 1772 г., когда на сцене театра и в печати появляется целая серия ее комедий, именно в этом году на свет появились такие комедии как «Госпожа Вестникова с семьею», «Именины Госпожи Ворчалкиной», «О, время!», «Передняя знатного боярина» и другие. В чем же суть первых творений Екатерины? В изображении нравов, характеров главных героев? Не исключено. Но также основу их составляет политика. Центральное звено в пьесах императрицы – это поддержка правительства, т.е. поддержка собственного политического курса. Она высмеивает глупость, трусость, сплетничество и другие пороки, свойственные обществу во все времена. Тем самым, на наш взгляд, ее произведения приобретают даже некую моральную направленность. В некоторых пьесах очевидно ярое осуждение всех людей, которые недовольны современной ей жизнью, обстановкой, сложившейся в государстве. В этих пьесах она изображает героев невежественными, недалекими по умственному развитию, показывая то, что они неспособны говорить по делу, осуждать действия правительства. Эти пьесы как предупреждение подданным о том, чтоб они не осмеливались совать свой нос в политику правительства. Очень хорошо данный феномен прослеживается в пьесе «Передняя знатного боярина». В незатейливом сюжете данного произведения Екатерина изображает толпу просителей, собравшихся у дверей комнаты некоего влиятельного боярина. Каждый из них утверждает, что прибыли по важному делу, а в итоге, все из них пришли с жалкими просьбами, которые ничем не могут помочь государству, а наоборот только способствуют его разрушению. Все, люди, которых изобразила Екатерина, выглядят очень подозрительно и напоминают жуликов и аферистов, в их число она включает и старушку-пьяницу. Конечно, подобному контингенту немыслимо обсуждать правительство, но они не только обсуждают его, но еще и судят и обвиняют. Примечательным оказалось осуждение войны с Турцией, диалоги, в которых герои рассуждают о неправильности руководства военными действиями: «Давно бы это миновалось, если б война-то была ведена как надлежит… Да и я вижу, что можно было войну-то инако…да и получше вести» [5, явление II].

Период с 1772 по 1785 гг. – это время перерыва в комедийном творчестве Екатерины и страстное написание ею законов. В 1785 г. она вновь возвращается к драматургии. Разумеется, к этому моменту русская драматургия в целом окрепла и прочно встала на ноги, нашли свое признание новые театральные жанры. Но императрицу по-прежнему привлекает жанр комедии. Появляются такие значительные, по мнению самой Екатерины, комедии как «Обманщик», «Обольщенный» и «Шаман Сибирский». Общая черта всех этих пьес – изображение масонства. Масонство являлось независимой от правительства формой организации, оппозиционной дворянству. Поначалу масонство имело привлекательность для Екатерины, но позднее, когда императрица поняла всю угрозу, которую представляла эта организация для государственной власти, государственных устоев и для самодержавия, ее отношение к ней резко изменилось и приобрело негативный оттенок. В ее пьесах масоны – это глупцы, проходимцы и авантюристы, такие образы вряд ли создавали у народных масс положительное впечатление о подобных движениях. И, пожалуй, можно прийти к мысли о том, что тематический выбор императрицы – это хороший политический ход, с целью подготовки общественности к отрицательной реакции на масонство и устранении его.

В заключение необходимо сказать несколько слов о последних комедиях Екатерины, написанных ею в 1785-1788 гг. Следует отметить, что в них отсутствует какая-то яркая политическая направленность, скорее всего они носят более моральный оттенок и увеселительный. Сама Екатерина называла эти комедии «улыбательными». Этот период знаменуется появлением таких пьес как «Расстроенная семья острожками и подозрениями», «Недоразумение» и другие. Екатерина стремится отразить бытовые сцены, обыденную жизнь. Но «на фоне выросшей техники и углубившегося искусства пьесы императрицы были художественно и идейно слабы, бестолковы, плохо организованы и плохо написаны» [6, с.377]. Слабость екатерининских произведений проявляется даже в более упрощенной, примитивной форме говорящих фамилий, наличие которых являлось особенностью классицизма.

Как уже было отмечено, в литературе XVIII века прослеживалась постепенная смена стилей. Появление такого нового течения как предромантизм подтолкнуло Екатерину обратиться к Шекспиру, чье имя уже получило известность и стало модным в Европе. Свидетельством данного обращения являются такие произведения Екатерины, которые начинаются со слов «Подражание Шекспиру» или «Вольное, но слабое переложение на Шекспира». Историки и в самом деле называют эти подражания слабыми, лишенными единого сюжета.

Прекращение писательской деятельности императрицы зачастую соотносят с наступлением тяжелого времени в Европе, а именно с Французской революцией. Она «положила конец заигрываниям с идеями Просвещения как самой Екатерины, так и ее окружения» [6, с.341]. Говорят, что революция потрясла умы человечества и троны, а Екатерина, в свою очередь, осознала безнадежность своих устремлений, а именно безрезультатное воздействие на общество, мораль и политику с помощью пьес и фельетонов. Несомненным остается то, что Екатерина, как и Петр I, являлась неким посредником между прогрессом и культурой Западной Европы и своеобразным бытом России. Благодаря ее политической деятельности и увлечениям значительно упрочилось влияние и могущество России во всемирной государственной системе, и наше государство сделало еще один шаг навстречу европеизации. Исходя из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что литературные забавы императрицы являлись не просто забавами, а формой выражения и воплощения передовых идей того времени среди русской дворянской интеллигенции в легкой литературной форме. Посредством своих произведений Екатерина Вторая проповедовала среди русского дворянства философию европейского Просвещения.

 

Литература:

1.     Брикнер, А.Г., Императрица Екатерина II. Ее жизнь и царствование : иллюстрированная история / А.Г. Брикнер. – М. : Эксмо, 2009. – 432 с.

2.     Гвоздев, А., Благой, Д. Классицизм // Литературная энциклопедия : В 11 т. – М., 1929-1939. Т.5. – М.: Изд-во Ком.Акад., 1931. – Стб. – 272-297 с.

3.     Екатерина II, «Госпожа Вестникова с семьею», комедия в одном действии, 1772, http://az.lib.ru

4.     Екатерина II, «Обманщик», комедия в пяти действиях, 1785, http://az.lib.ru

5.     Екатерина II, «Передняя знатного боярина», комедия в одном действии, 1772, http://az.lib.ru

6.     Манько, А.В., Женщины на  русском престоле. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 192 с.