К.филос.н. Васильева Е.А.

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия Последователи Цзэн Гофаня (1811-1872).

 

Цзэн Гофань неординарная фигура в китайской истории, сыгравший огромную роль в развитии общественно-политической и философской мысли государства, подавитель тайпинского восстания, движущая сила политики «самоусиления», выдающийся стратег и полководец, философ и мыслитель, автор произведений различных жанров. Цзэн Гофань считается последователем Конфуция, Чжу Си, возродившим конфуцианство; его называют «последним совершенным мудрецом конфуцианства», человеком, добившемся успеха.

У Цзэн Гофаня как общественного деятеля и философа было множество партнеров, последователей. Однако, в историографии все-таки выделяют четырех человек, которые считаются учениками ЦзэнГофаня, последователи его общественно-политических и философских идей - четыре ученика («цзэн мэнь сы ди цзы») - У Жулунь (1840-1903), Чжан Юйчжао (1842-1894), Ли Шучан (1837-1897), Сюэ Фучэн(1838-1894).

У Жулунь один из учеников Цзэн Гофаня родился в провинции Аньхой, автор «Собрания сочинений господина У из города тутовых деревьев» («тун чэн у сяньшэнцюаньшу»). По мнению У Жулуня, Цзэн Гофань  считал, что необходимо с благодарностью относиться к помощи европейских держав, но также соблюдать и осторожность при установление дипломатических контактов. Императорский двор поддерживал инициативу Цзэн Гофаня на покупку технического оснащения на Западе, итогом чего стало строительство фабрик и заводов по производству необходимого оборудования, кораблей, оружий и т.д. У Жулунь акцентировал внимание на том, что при управлении армией Цзэн Гофань считал необходимым идти на компромисс и учитывал важность опоры на прошлый опыт.

Цзэн Гофань формировал свое учение, опираясь и исследуя учение сунского и минского конфуцианства – «ли сюе», целью его учения, по мнению учеников,  стало ядро в виде традиционных конфуцианских ценностей. Он чтил уважаемых и мудрых предшественников таких как Конфуций, Мэн-цзы и др.

Другой ученик Цзэн Гофаня Чжан Юйчжао родился в провинции Хубэй, принимал участие в подавлении восстания тайпинов, автор сборника сочинений «Река Лянь» («Лянь си вэньцзи»). Он вспоминал о Цзэн Гофане как о человеке талантливом и стойким духом. Его успехи Чжан Юйчжао сравнивал с «дуновением весеннего ветерка над всем сущим» или с «облаком благодати, парящим над миром» или с «цветением сотен растений». ЦзэнГофань считал, что необходимо учитывать и точно оценивать силы противника и постоянно накапливать силы. В начале любых действий военных, личностных и других каждому человеку необходим четкий план действий.                                                Ли Шучан – третий ученик Цзэн Гофаня родился в провинции Гуйчжоу, с 1876 являлся послом в Великобритании, во Франции, Испании, с 1881 посол в Японии. Он составил сборник сочинений «Древний покой» («гу и цун шу»), состоящий из 26 разделов, в котором особая роль уделялась учению Цзэн Гофаня. «Идеи Цзэн Гофаня основывались, прежде всего, на учение Конфуция и Мэн-цзы. Он сам был образцом проявления гуманности и добродетели» - так писал о нем Ли Шучан.                                                                                       Интересными были рассуждения Ли Шучана о успехах учителя: «причины, по которым Цзэн Гофань добился успеха, различны. Одни считают, что его подход был необычным, догматичным. Другие думают, что он принимал на службу только талантливых и высококвалифицированных людей и в этом был секрет успеха. Третьи говорят, что ради государственных дел он забывал о себе. Но главное, Цзэн Гофань умел сохранять лицо в различных ситуациях. Он был моим учителем и я не могу забыть то, чему он меня учил».                               Сюэ Фучэн известный политический деятель был последним учеником Цзэн Гофаня, автор «записок из буддийского храма» («юн ань бицзи»). Сюэ Фучэн отмечает те основные особенности, которые выделял Цзэн Гофань при организации политики «самоусиления»: производство оборудования, изучение новых техник и технологий, реорганизация армии. Помимо этого, также необходимо уделять внимание изучению западных наук, прохождению стажировок в Европе, производству собственных кораблей.                               Эти четыре человека были поддержкой и главной надеждой Цзэн Гофаня в развитии своих идей и убеждений, которые и нашли свое отражение в их произведениях.                                                                                                          Однако Цзэн Гофаня поддерживали и вдохновляли не только его ученики, но и его соратники, помощники организации политики «самоусиления» (1860-1895) - Ли Хунчжан (1823-1901)  и Цзо Цзунтан (1812-1885).                               Ли Хунчжан - полководец, сторонник и соратник  Цзэн Гофаня, губернатор провинций Цзянсу, Аньхой, Чжили, организатор Аньхойской армии. Он называл Цзэн Гофаня «мой учитель». Из  воспоминаний учеников Ли Хунчжана: «Цзэн Гофань был великим человеком, жаль, что вы не знали его, да я и сам родился поздно. Мой учитель был необыкновенным человеком».                                              Также сохранились воспоминания Ли Хунчжана о тех временах, когда он вместе с Цзэн Гофанем жил в военном лагере: «Цзэн Гофань каждый день просыпался рано, в 6 утра завтракал и ждал меня к этой трапезе. У меня не было другого выхода, чтобы не сконфузиться я тоже вставал рано. Цзэн Гофань считал, что умение вырабатывать хорошие привычки приводит к постепенному уменьшению чувства дискомфорта и позволяет легче переносить трудности. Его уроки воспитали и закалили меня». Ли Хунчжан также описывает как Цзэн Гофань любил разговаривать с солдатами на различные темы по экономике, истории, морали и т.д. Цзэн Гофань любил рассказывать смешные истории, умел рассмешить, но когда поднимал ладонь вверх, все – замолкали».                        Ли Хунчжан не отрицал, что Цзэн Гофань «вел его за руку по ступеням карьерной лестницы», создавая репутацию и имя, в частности, это касается организации политики «самоусиления».                                                                  Цзо Цзунтан еще один близкий соратник Цзэн Гофаня в организации политики «самоусиления», известен западным походом с целью объединения Синьцзяна.  «В нем была мудрость для общения с людьми, честность для управления государством, я не стыдился уступать ему; с друзьями - искренний, в делах - строгий как камень», - так писал Цзо Цзунтан о Цзэн Гофане.                   О Цзэн Гофане восторженно отзывались не только ученики и коллеги, но и по достоинству оценивали его результаты такие значимые для китайской истории фигуры как Чан Кайши и Мао Цзэдун.                                                    Чан Кайши неоднократно писал: «следует обратить внимание на учение Цзэн Гофаня, Ху Линьи и другие традиционные каноны». Особенно он рекомендовал к прочтению «Семейные поучения Цзэн Гофаня». Он считал, что Цзэн Гофань смог разбить тайпинов благодаря его высокой нравственности и вере в победу.           Мао Цзэдуна любил цитировать Цзэн Гофаня, он считал, что  Цзэн Гофань добился определенных вершин и идеи, описанные в его сочинениях достойны подражания будущими поколениями. Особенно отмечал, что составленные Цзэн Гофанем «записки по истории»  являются основой государственного учения.                 Анализируя высказывания, оценки, суждения и размышления учеников и последователей идей Цзэн Гофаня можно получить полную картину его разностороннего мира, опирающуюся на традиционные конфуцианские ценности, государственные интересы и жизненный опыт. В современном мире учение Цзэн Гофаня, основанное на развитии таких категорий как человек, семья, армия, государство по-прежнему актуально. А секрет его успешности, заключающийся по мнению его учеников в непрерывном самосовершенствовании также остается предметом восхищения и подражания.

Литература:

1.     ЦзэнГофань. Цзэн вэнь цзэн гун цюань цзи (Полное собрание сочинений Цзэн Гофаня). Тайбей, 2010.

2.     Мао Цзэдун. Мао Цзэдун Цзао ци вэнь сюань (Сборник ранних сочинений Мао ЦзэДуна). Пекин, 1990.