К.ф.н. А.А.Петрова, студ. А.Ю.Баженова

Восточно-Сибирский гос.университет технологий и управления, БФ МЭСИ, г.Улан-Удэ

ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

В условиях глобализации взаимоотношения внутри любой общественной системы, любой цивилизации  переходят на новый уровень. Взаимосвязи и взаимоотношения между Россией и Китаем не исключение.

Китай является одной из ведущихстран азиатско-тихоокеанского региона, поэтому возрастает интереск русско-китайским отношениям, что обусловлено территориальной близостью России к этому динамично развивающемуся государству, участием китайского населения в социально-экономических и социально-политических процессах  в России, в частности в Республике Бурятия, и возрастанием роли китайской диаспоры в культурном, историческом, и экономическом развитии Российского государства.

Исследование трансформационных процессов формирования китайской государственности позволит  раскрыть объективные исторические  основы возникновения взаимоотношений и  понять историческую картину Китая.

Процесс сапиентации, социализации древнего человека, и в дальнейшем формирование протогосударственных политических образований на территории Китая связаны с бассейном реки Хуанхэ. Экологический оптимум для земледелия, необходимая демографическая насыщенность, прежде всего плодородная долина реки являются сочетанием благоприятствовавших обстоятельств для формирования урбанистической цивилизации. Одной  из ярких зон, где складывались условия для развитого урбанизма, является протогосударствоШан. В XI-VIII вв. до н. э. на западе складывается ранее государство Западное Чжоу, раздробленное на уделы. В период Восточного Чжоу (VIII-V вв. до н. э.) дробление продолжилось, в каждом из них закладываются основы самостоятельной государственности, основанной на многоступенчатой иерархии территорий и их правителей. К V веку до н.э. на территории Китая образуется 7 крупных и сильных царств.

Одним из переломных этапов в истории Евразии стал III век до н.э.Формирование основ единого  государства в Китае связано с объединением всех цивилизованных областей Китая в империю Цинь (III – II вв. до н. э).

Первые контакты русских и китайцев историки относят к этому времени, к периоду монгольского владычества над Русью. Модэ являлся хуннскимшаньюемс 209 по 174 гг. до н.э., Он основал первое великое государство центральноазиатских степей, оставившее  неизгладимый след в материальной культуре, в этико-политических традициях, экологической культуре, народной философии кочевников, в письменных памятниках  на всей территории Центральной Азии. Племена Монголии и Южной Сибири, в том числе Забайкалье, как часть России, были объединены в этот период хуннами, создавшими первую в Евразии кочевую империю.

Китай отличается не только великой культурной традицией, но и  традицией историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания [1]. 

Контакты с Китаем  также были зафиксированы в трудах летописного характера. Фан Сюаньлин в «Истории династии Цзинь» описал встречи и беседы ВэйЦзуна, китайского разведчика  с сяньбийским (древнемонгольским) лидером Туфа Нутанем, который произвел  сильное впечатление на китайца своим умом и образованностью во время различных бесед. Степные лидеры монгольских народов  не отставали от китайцев и занимались «широко известными учениями» - буддизмом и даосизмом.

В связи с распадом Монгольской империи, эти контакты прекратились и возобновились в связи с началом освоения  Сибири и приближением русских к границам Китаяв первом десятилетии  XVII в.

В 1608 г. по указу царя Василия Шуйского отряд томских казаков отправился во владения монголов на поиски «Алтын-царя мугальского», а заодно китайского государства. Встретив отпор недружественных ойратских племен, казаки повернули обратно. Тем не менее, в своей отписке царю, датированной мартом 1609 г, воевода Волынский сообщал сведения о Китае.

В мае 1618 г. из Томска выехал отряд казаков во главе с Иваном Петлиным, имевшим предписание добраться до китайских земель и установить связи с правителем. Через три месяца миссия добралась до места назначения. Петлин не был принят императором, но получил грамоту на имя русского царя.

 3 марта  1656 года в Пекин прибыл Федор Байков, направленный царем Алексеем Михайловичем в империю Цин, для  установления дипломатических и торговых отношений. Практически 2 года добиралась свита до китайского правительства, тщательно изучив путь через монгольские степи.Почти полгода длились тяжелые переговоры. Байкову было предписано отстоять престиж России, не ущемляя суверенитета страны. Но доверия со стороны китайского императора к русскому посольству не было. Поэтому аудиенции Федор Байков не получил и в  сентябре 1656 года был отправлен в Россию. Так закончилось первое официальное посольство из России в Китай.

В 1675 году сам император Канси, новый правитель цинской империи, отправил царю Алексею Михайловичу грамоту с предложением установить дружественные посольские и торговые отношения. Русское правительство направило в Пекин новое посольство. Во главе его был поставлен Николай Гаврилович Спафарий (Николае Милеску-Спэтару). Ему было поручено установление мирной торговли с Китаем. Изучив китайский язык, Спефарию удалось сделать многое для  развития русско-китайских отношений. Путешествие Спафария в Китай было описано в его трудах: «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки», «Описание Китая». Это были первые книги о неизведанном Китайском государстве, включающие в себя довольно полный и достоверный очерк географии, политики, быта Китая.

Список использованной литературы

1.   История Китая/ Под редакцией А.В.Меликсетова. – М.: Высшая школа, 2002

2.   Малявин В.В. Первые русские люди в Китае// Восточные арабески.

М., 2000