Образование и наука без границ /Музыка  и жизнь: методика и преподавание

Учитель музыки Филимонова Надежда Николаевна

Муниципальное Образовательное Бюджетное Учреждение Средняя Общеобразовательная  Школа №7,Россия

рефератыСпособы и методы музыкального воспитания в школе.

 

рефераты

 

 

 

                               «Музыкальное воспитание-это   

                          воспитание не музыканта,

                                        а прежде всего воспитание

                                        человека»

                                                 В.А.Сухомлинский

   Музыкальное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Для этого важная  роль отводится музыкальному искусству, в связи с тем, что исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.

   Как  же воспитать ребёнка средствами музыки?  К этому вопросу я часто обращаюсь при подготовке к урокам. Бесспорно, достоинства классической музыки - это путеводная нить для воспитания добра, справедливости, эмоционального отношения к миру. Вместе с тем, разумное включение в урок музыки фольклора, достойных образцов авторской песни, джаза, рок-музыки помогает установить связь поколений  между музыкально - историческими эпохами, стилями, направлениями, жанрами и формами и что особенно важно - острее понять и почувствовать жизненный смысл музыкального искусства.

   Роль музыки  в учебно – воспитательном  процессе огромна.  Важно создать каждому ребенку  определенное музыкальное  пространство.

   Его создание надо начинать с воспитания у детей любви к музыке. И здесь, в педагогических целях,  я использую высказывания выдающихся музыкантов, как прекрасное пробуждает доброе», «музыка выпрямляет душу человека», «музыка приносит подпору и утешение», «музыка высекает огонь из сердец людей» и так далее. 

 Первое о чем я говорю на своих уроках, что все композиторы с детства любили музыку .   Действительно так и было. Например, великий И. С. Бах активно участвовал в овладении его детьми музыкой от «интонации крика» до первых шагов музицирования - не удивительно, что они выросли в замечательными музыкантами.

В. А. Моцарт, также под руководством отца, с детских лет в полном смысле слова «купался в музыке».

Эти  факты находят отклик в душах детей.

 В связи  с появлением нового ФГОС ребенок  на уроках музыки начинает познавать  закономерности окружающего мира в музыкальном облике. Реализуя в искусстве свою человеческую способность эстетической оценки мира во всем его многообразии, ребенок, все измеряет человеческой мерой и благодаря этому процессу познает самого себя, свой внутренний мир.

     В музыкальной  педагогике принято подразделять формы обучения на методы обучения и методы воспитания, в связи с тем, что   они имеют разную направленность. 

Методика работы учителя музыки  общеобразовательной школы, опирается  на совместную деятельность учителя и учащихся.

  Сравнивая музыкальные произведения, части одного произведения между собой, обучающиеся приходят к выводу, что музыка строится на основании сходства и различия. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т. д. Сравнение помогает детям лучше услышать и понять музыкальные особенности произведения, понять музыкальный почерк  композиторов.

     В музыкально-педагогической практике я  применяю наглядно-действенную форму. В  целях активизации,  расширения знаний, обучающимися  разрабатываются проекты, посвященные творчеству разных композиторов, музыкантов и исполнителей.

К активным и приоритетным видам музыкальной деятельности относится хоровое пение, игра на музыкальных инструментах.

Эта одна из  сторон музыкальной деятельности,  которая помогает развить  ритмический, гармонический, полифонический и тембровый слух. 

  Какие  бы методы не были найдены, мы, учителя музыки, не должны забывать о связи музыки и жизни в процессе музыкального образования, как основе музыкально – педагогической концепции.

 

 

Использованная литература:

1. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. - М., 1985..

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. - М.: Белые альвы, 1993.

3. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Спарк, 1999.

4.  Музыка. 1-8 классы / Под общ. ред. Ю. Б. Алиева. - М.: Манускрипт, 1993.

5.  Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы / Авт.-сост. Н. А. Терентьева. - М., 1994.

6.  Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.