Педагогические науки

 

Евельсон Ю.А.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия

Учебная дискуссия как средство приобщения будущих   медицинских сестер к биоэтическим ценностям

 

В последнее время в условиях реформирования образования особое место отводится использованию в учебном процессе методов активного обучения. Эти методы используются нами для организации активной учебной деятельности студентов медицинского колледжа по освоению и осмыслению биоэтических ценностей через решение моделируемых профессиональных задач, обеспечения возможности выбора модели межличностного взаимодействия в зависимости от конкретных условий обучения. В основу активного обучения положено воспроизводство происходящих в реальной социальной и медицинской практике процессов и их моделирование с как можно большей степенью адекватности. Активное обучение предполагает работу субъекта над разрешением проблемной ситуации, которая характеризует психическое состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания. Усвоение нового знания и освоение новых способов деятельности  обеспечивает его поступательное интеллектуальное развитие.

Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах [1, с.259].  Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса и уровня его проблемности. Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно новому для обучающихся знанию. При этом педагог должен обладать высокой степенью компетентности в рассматриваемой проблеме, иметь достаточный практический опыт организации обсуждений и высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций и вероятных ошибок [3]. Целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления.

Так, при изучении темы «Общечеловеческие ценности в биомедицинской этике» нами была организована учебная дискуссия по проблеме свободы и ответственности в профессиональной деятельности медицинской сестры. Студентам заранее были объявлены вопросы для обсуждения на предстоящем семинаре: «Добро и Зло: специфика проявления в медицинской практике», «Здоровье и болезнь: акценты и приоритеты», «Страдание и сострадание: вред или польза?», Самостоятельно готовясь к занятию, студенты должны были ознакомиться с Этическими Кодексами российского врача и медицинской сестры и быть готовыми обсуждать критерии нравственной политики государства, формулировать главную цель профессиональной деятельности медицинского работника.

Открывая учебную дискуссию кратким описанием Введения к Этическому Кодексу российского врача, преподаватель ставил основной вопрос для группового обсуждения «Как вы считаете, может ли медицинская сестра руководствоваться мотивами материальной, личной выгоды в своей профессиональной деятельности?». Студенты вовлекались в обсуждение вопросов мотивации профессиональной деятельности медицинских работников в условиях конкуренции бесплатного и платного медицинского обслуживания. По окончании дискуссии преподаватель резюмирует высказывания студентов и завершает обсуждение четкими выводами о том, что главная цель профессиональной деятельности медицинского работника – сохранение жизни, профилактика заболеваний и восстановление здоровья человека, уменьшение его страданий при неизлечимых заболеваниях.

В рамках изучения спецкурса «Основы биоэтики» проводятся учебные дискуссии по темам «Современна ли Клятва Гиппократа?», «Можно ли считать преступлением против личности искусственное прерывание беременности и эвтаназию?», темы дискуссий могут изменяться по предложению студентов или в связи с тем или иным вопросом, обсуждаемым в данный момент средствами массовой информации. Так, этическое наследие Гиппократа всегда вызывает интерес студентов, так как о «Клятве» Гиппократа знают все. Между тем, по отдельным конкретным положениям этики Гиппократа и в современной медицине, и в современном обществе ведутся бурные дискуссии [2]. Основные положения этики Гиппократа, изложенные в «Клятве» и книгах Гиппократа «Наставления» и «О благоприличном поведении», можно кратко обозначить следующими утверждениями: «жизнь есть важнейшая цель и ценность», «цель медицины – благо больного», «не навреди», «… воздерживаясь от причинения всякого вреда…», «медицинская тайна», «ложь во имя спасения». Эти положения обозначались в начале дискуссии преподавателем или самими студентами. Обращалось внимание на то, что в современной биоэтической литературе критикуется патерналистская модель взаимоотношений медицинского персонала с пациентом, когда врач или медсестра сами определяют, в чем будет состоять благо для больного, и единолично принимают решения. Этическая заповедь «не навреди!» и принцип «ложь во имя спасения» предполагают ограничение информирования больного и также являются проявлением медицинского патернализма. Цель дискуссии – обсудить вопрос, по-прежнему ли актуальна «Клятва» Гиппократа.

Готовясь к дискуссии, студенты должны самостоятельно изучить текст  ст.41 Конституции РФ, Этический Кодекс российского врача, Этический Кодекс медицинской сестры России и текст «Клятвы» Гиппократа. Подготовка к дискуссии предполагала выполнение заданий: сформулировать главную цель профессиональной деятельности медицинского работника, выражая собственную точку зрения; подготовиться к обсуждению вопросов о необходимости для медицинского работника давать специальную «клятву» для выполнения своей профессиональной деятельности или достаточности соблюдения им общегражданских законов. Особые интерес студенты проявили к вопросу о том, как в современных условиях развития медицинской практики и прикладной этике изменилось понимание биоэтического принципа «не навреди». Две группы студентов готовились к отстаиванию противоположных идей. Студенты одной группы на основе сбора необходимого материала формулировали убедительные аргументы в пользу утверждения, что «Клятва» Гиппократа устарела и практически «не работает» в современной медицинской практике. Студенты другой группы аргументированно обосновывали, что именно этика Гиппократа составляет сущность основных принципов современной биоэтики: принципов гуманности, уважения человеческого достоинства личности; уважения моральной автономии личности; благодеяния и справедливости.

Опыт проведения учебных дискуссий показал, что студенты проявляют интерес к такой активной форме взаимодействия, стремятся освоить приемы рассуждений, подбирают аргументы из текстов авторитетных источников, приводят примеры из собственного опыта наблюдений, из материалов СМИ программ. Такая учебная работа способствует приобщению будущих медицинских сестер к биоэтическим ценностям современного общества, что является обязательным условием становления их профессионализма.

Литература:

1.                 Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17 000 сл. – М.: ООО «Русские словари»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 957 с.

2.                 Иванюшкин А.Я. От этики Гиппократа к биоэтике [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-stat.ru/stat/rom-2009_8_ivanyushkin.pdf  (дата обращения: 14.11.2009).

3.                  Корнеева Л.И. Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров в Германии: зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. – № 4(32). – С. 78-83.