К.ф.н. Фалеев А.Н.

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Россия

               ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ  И АРХИТЕКТУРА

 Наиболее предпочтительной и точной дефиницией социокультурного состояния современных  развитых  обществ  является термин «постмодернизм», под которым понимается вся сумма культурных тенденций и философских настроений последней четверти ХХ – начала ХХI века, связанных с ощущением законченности определенного  мировоззренческого периода.  В данном термине осуществляется попытка осмыслить  глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, с присущими ей невиданными возможностями новых компьютерных технологий, процессами всеохватывающей информации,  нарастающего усложнения всех форм жизни.  В этом нельзя не увидеть  стремление  к преодолению  унификации, как тенденции, доставшейся в наследство от новоевропейской эпохи,  а также желание вырваться из оков единообразия,  к которым привел период модернизма на последней стадии своего  развития.

Важнейшая характеристика постмодернистского восприятия окружающего мира - отношение к действительности как к объекту осознания, результаты которого регистрируются и отмечаются не просто вербально голосом, а фиксируются, прежде всего, в тексте, письменно. В итоге, сам мир предстает как текст, наполненный  массой смыслов.

Чтение социокультурных «миров – текстов», прояснение и осмысление их концептуальных интерпретаций вызвали потребность в разработке новых методологических подходов. Среди последних  выделим, предложенную Ж. Дерридой стратегию «деконструкции», нацеленную на  создание «нового концепта письма»,  значение в котором  становится  открытым, плюралистическим, а также обоснованные Р. Бартом «текстоанализ» и «чтение-письмо». Используемая Ж. Дерридой стратегия «деконструкция» с её установкой на выявление полисемантизма текста и демонстрацию отсутствия у него единственного значения  способствовала развитию деконструктивизма - базирующегося на теориях постструктурализма методики критического анализа.  Предложенная Р. Бартом концепция текстового анализа, и, прежде всего, его последние работы, посвященные «чтению-письму», связанные с переходом от понимания объекта литературной критики, рассматриваемого как «структура», к пониманию его как «текста», в котором всегда можно найти специфическое свойство языка – способность к рождению новых смыслов, стали  самым существенным вкладом в развитие деконструктивизма.

Имея дело с реальностью мира знаков  как текстов культуры, постмодернизм  не приемлет стандартизации и любых форм монизма,  единой общеобязательной утопии. Он  провозглашает многообразие и  конкуренцию различных парадигм, что  имеет далеко идущие последствия, которые  обнаруживают себя  в признании равноправного одновременного  сосуществования множества услуг, предметов, товаров,  образов жизни, стилей, точек зрения, профессий, концепций, подходов, направлений и т.д.,   ни одно из которых не занимает центрального положения. Решительно отказываясь от каких-либо попыток систематизации мира, от стремления к его преобразованию, постмодернизм, придающий собственной философии вид не просто аналитики, а методики творчества демонстрирует рождение некоего нового мышления,  овладевающего искусством   мыслить и понимать «порядок», включающий множество гетерогенных элементов. Ситуация в современной архитектуре, функция которой заключается не только в том, чтобы «служить» людям,   поддерживая их высокое самомнение, но и в том, чтобы, соблюдая нормы культурной коммуникации, сказать  нечто важное человеку и о человеке, не является исключением.

Прежде всего, отметим, что постмодернизм убирает из своей эстетики идею отрицания предшествующего искусства, настаивая на том, что современная архитектура должна рождаться  благодаря уважительному отношению к извлеченным из истории смыслам и почтительному, заботливому обращению с ними.   Он «как бы» преодолевает элитарность архитектуры модерна, но делает это путем  обогащения языка архитектуры. Унылый рационализм и скупые формы  холодных модернистских построек привели к тому, что постмодернизм   попытался  вернуть в  архитектурный язык (с тем, чтобы изменить его)  игровое начало, зашифрованную символику, образные ассоциации, формы и приемы из прошлых веков.

В конечном счете, это привело к тому, что в наши дни  постмодернистские сооружения, буквально, захватывают воображение. Они беззастенчиво присваивают себе архитектурные приёмы  предыдущих эпох развития культуры, освобождая их от той исторической  действительности, внутри которой они изначально творились, возникали и воспринимались. В  постмодернистских зданиях  обнаруживает себя возможность разнообразных архитектурных образов и средств; их характерной чертой становится объединение в рамках одного произведения архитектурных  стилей  заимствованных из арсенала различных исторических эпох, причем, ни один из них полностью никогда не реализуется.

Однако, было бы большой ошибкой рассматривать состояние нынешней архитектуры как анархическое. Напротив, сегодня нельзя не увидеть полного совпадения внутренней формы эпохи, ее характера всем внешним ее проявлениям. Смысл всего этого - в соединении гетерогенных элементов, в сосуществовании непохожего, в диалоге разнородных архитектурных парадигм.

Появление новых смыслов путем сопряжения различий  требует от современных зодчих,  осваивающих многообразие  архитектурных языков и стилей, пересмотра ставшего уже привычным отношения к технике перспективных построений, в которой заключена объективистская, универсальная  точка зрения,  заключающаяся  в том, что для всех людей мир одинаков. Дело в том, что сегодня отображение мира с одной единственной точки зрения все чаще уподобляется  голове Медузы, превращающей в камень всех, кто посмеет посмотреть на нее. И, по-видимому, современному зодчему следует учиться   отказываться  от традиционного построения перспективы лишь с одной точки зрения. Более того, ему необходимо  научиться перемещать свою точку зрения так, чтобы раскрывать взаимосвязи вещей  и  понять, что тот образ архитектуры, который выстроен на классическом предпочтении исключительно визуальности, на выверенных научными методами,  пропорциях и размерах есть в действительности  не более, чем один из возможных  ее образов, временный и неполный, в неисчерпаемости подобных образов.  Современный зодчий должен учиться  выстраивать одни и те же элементы мира по-разному, что будет способствовать формированию  в нем способности терпимо относиться к иному и другим,  несопоставимому с ним.

Таким образом, постмодернизм, реализующий представление о вариативности и процессуальной множественности становящегося бытия дает современному человеку своего рода урок осмысления социокультурной действительности и стимулирует поиск ответов на вопросы, которые он перед ним ставит. Он позволяет выявить новые горизонты  и перспективы человеческой жизнедеятельности, в том числе, и новейшей архитектуры, побуждая к порождению множества  ее смыслов, постоянно обращаясь как к собственной культуре и истории, так и к «экзотическим» смыслам архитектуры иных культур.  И поэтому исключительно важно, чтобы зодчие современности, желая отвечать культурным запросам времени, поощряющего и признающего различные способы интерпретации архитектурных «текстов»,  отталкивались и сохраняли бы в своей эстетике всю богатую палитру и опыт мировых культур с их оттенками, различиями, особенностями.

  И последнее. Активно отстаивая принцип плюрализма, выступающего противовесом единообразию, сужению разнообразия жизненного спектра,  постмодернизм нацеливает на поиск   индивидуально-ответственных решений в современном  мире, чтобы жизнь в условиях поливалентности и многосмысленности   не потеряла бы  всё богатство своих красок.