М.В.Цуркан

К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ 20-30 ГГ. XX ВЕКА

Лесосибирский педагогический институт –

филиал ФГАОУ ВПО «Сибирского федерального университет», г.Лесосибирск, Россия

 

История образования в России – это не просто историческое развитие одного из социальных институтов, это развитие целого, живого, не лишенного внутренних противоречий социального организма, ставшего неотъемлемой частью всего государства, общества в целом.

Воздействие музыки на развитие личности довольно велико, так как она обладает характерными возможностями воздействия на сферу чувств, внутренний мир человека. Для того чтобы музыка для ребенка стала значимой, приобрела индивидуальный смысл, необходимо научить его воспринимать и понимать её образную и нравственную сущность.

Кроме этого, требуется определенный период накопления музыкального опыта. Такое накопление наиболее эффективно осуществляется в процессе активного участия в музыкальной деятельности – во время пения, игры на инструменте, слушания музыки. И чем раньше начать учить детей слушать и понимать музыку, сопереживать ей, тем быстрее ребенок раскроется эмоционально.

После Октябрьской революции  была опубликована «Декларация о единой трудовой школе». Вводились новые принципы и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и сформировали единую систему школьного обучения. В «Декларации» указывалось на значительную воспитательную роль не только детского физического труда, рекомендовался производительный труд учащихся, самообслуживание учеников в школе, работа на пришкольных участках, но значительное место отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частности, физическому и эстетическому воспитанию [2]. Стоит отметить, что музыка стала предметом, обязательным для изучения, вплоть до окончания школы. Музыка и пение в повседневной нашей жизни дают возможность естественному выходу чувств человека.

Занятия музыкой в школе должны использовать это естественное стремление и организовать его. «…Применение музыки и пения в школьном быту желательно…», чтобы шло в двух направлениях:

1)                музыка, вызывающая подъем, бодрость, позволяющая вести дальнейшую работу с новыми силами, музыка как отдых (например, пение в перерыве между занятиями, на прогулках и т.п.);

2)                музыка, как средство широкой общественной работы, - концертные выступления, широкое участие в общественных праздниках (демонстрации, спектакли, живая газета и т.д.) [1].

Музыкальные занятия не должны быть оторваны от общего содержания школьной работы: они должны быть связаны и с общественной стороной жизни школы и по возможности с ее учебной стороной. При этом необходимо, прежде всего, иметь в виду, что не всякая тема учебной программы может и должна быть музыкально проработана. Только некоторые из них без всякой натяжки могут быть связаны с музыкальными занятиями.

В первые годы советской власти была организована эффективная система подготовки педагогов  музыкального воспитания в школе, которая позволяла в относительно короткие сроки обеспечить школу квалифицированными преподавателями. Но с 30-х годов данная система начала постепенно сворачиваться. Закрывались учебные заведения, готовившие учителей музыки, сокращалось количество часов, отведенных предметам искусства в учебном плане. И уже к середине ХХ века эта система была полностью разрушена [2].

В связи с данными событиями специалистов-музыкантов, то есть педагогов по музыке было очень мало. Однако, общий школьный руководитель мог получить в дополнение к общей педагогической подготовке еще и элементарную музыкальную, тем самым мог стать проводником основ музыкальной культуры в школе.

Основное место в школьных музыкальных занятиях занимало хоровое пение. Это способ музыкальной работы, который являлся наиболее доступным для учащихся и руководителей не специалистов. Данный вид музыкальной работы позволял с легкостью охватить наибольшее количество ребят и объединить их в единый дружный коллектив [1].

Для ведения начальной хоровой работы руководителю достаточно было обладать небольшим голосом и верным слухом на столько, чтобы самому петь в хоре.

Имея эти данные, руководители не специалисты без труда могли усвоить элементы музыкальной грамоты, необходимые для первоначального руководства занятиями и для подготовки к ним. Подготовка к занятиям заключалась, прежде всего, в тщательном разборе песен, которые он собирался дать детям.

Таким образом, музыка в школах 20-30 гг. ХХ в. рассматривалась как важнейший элемент в развитии всех граней личности ребенка.

 

Литература:

1.   Педагогическая энциклопедия: -Т. 1. / под ред. А.Г.Калашникова, при участии М.С. Эпштейна. – М.:  Работник просвещения, 1927. – 1158 с.

2.   Советская производственно-трудовая школа: педагогическая хрестоматия. – Т. 1. – Изд. 3-е [Текст] / сост. В. Вейкшан, С. Ривес; под ред. А.Г. Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1925. – 176 с.