Педагогические науки

Магистрант Ханазарова К.О., д.п.н. Бейсенбаев С.К.

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова,Казахстан

Возможности проявления способностей дизайнерской деятельности методом визуальных средств.

       

        Дизайнерская деятельность отвечает идее гуманизации обучения, как процесса и результата развития и самоутверждения личности, ее ведущим принципам - гуманитаризации, фундаментализации, деятельностной направленности, а также содействует индивидуализации, самовыражению, самореализации обучающихся. Поэтому  мы должны попытаться расширить влияние этой деятельности на развитие их способностей в процессе обучения компьютерной технологии. Кроме того, именно в дизайнерской деятельности изначально заложено экспериментирование, смелые находки, поиск, которые стимулируют проявление способностей и творчества. Появление новых визуальных средств отображения действительности изменило характер дизайнерской деятельности. Наряду с традиционными ее видами как дизайн архитектурной среды, рекламы, дизайн интерьера, одежды, графический дизайн, появились Web-дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн-проектирование интерактивных обучающих систем и другие. Компьютерные технологии существенно дополнили и обогатили изобразительные возможности художественно-проектной деятельности. Кроме того, традиционные виды дизайнерской деятельности наполнились новым содержанием в связи с развитием информационных технологий, располагающих не только изобразительными, информативными,  но и коммуникативными функциями.     Дизайнерская деятельность, включающая постановку задач, изучение аналогов, функциональный анализ, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн-проект, опирается на систему графических изображений, знания о которых формируются в изобразительной и графической деятельности как рисунок, технический рисунок, эскиз, набросок, чертеж. Первоначально термин компьютерная графика обозначал только наглядную форму отображения результатов математических вычислений, однако постепенно его значение существенно расширилось. Теперь с ним ассоциируются не только научная, инженерная и деловая разновидности графики, но и практически весь арсенал компьютерных средств изобразительного искусства.

       В зависимости от области применения, различают следующие виды компьютерной графики.  Художественная компьютерная графика, классическая графика, живопись — технология наиболее понятная и доступная художнику-компьютерная интерпретация ручных приемов рисования и живописи. Системы электронной живописи придают работе художника гибкость и скорость, недостижимую при использовании кисти, красок или туши. Графический дизайн, узоры на обоях и тканях - далеко не полный перечень использования компьютерной графики.    Экран компьютера воспроизводит с удивительной быстротой и точностью самые затейливые орнаменты и сложные текстуры любых поверхностей. Современное издательское дело и полиграфия немыслимы без работы с графикой - художественные и оформительские работы: создание оригинальных изображений, обработка на компьютере изображений, полученных традиционными методами, художественно-графическое оформление изданий и т.д. Компьютерная графика на сегодняшний день активно используется в современном фотоискусстве. Возможность осуществлять коррекцию изображения баланса цветов, яркости, контрастов, ретуширование, удаление дефектов и раскрашивание черно-белых фотографий, восстановление фотографии из частей, применение различных эффектов, фотомонтаж и т.д.    Программируемая графика - представляет собой визуализацию результатов научных экспериментов, а также используется для создания специфических «компьютерных» образов и изображений. Виртуальное моделирование служит для создания объемных реалистичных образов и композиций из них. Основано на синтезе объемных форм из плоских элементов и их анимации. Как и векторная графика, особой математической подготовки для работы не требует, но подразумевает наличие пространственного воображения. Техника формообразования существенно отличается от скульптурной, но результаты часто превосходят все ожидания. «Оживление» моделей требует знания кинематографических методов управления и планирования, то есть изучения режиссуры и сценарного мастерства. Позволяет разрабатывать гиперреалистические модели, пространственно-временные композиции и самостоятельные сюжетные произведения самого различного назначения.           

       Разработка различных художественно-графических изображений с помощью компьютерных технологий, обладающих уникальными возможностями, в настоящее время становится не только инструментом для передачи и хранения информации, но и средством реализации имеющихся у обучающихся способностей. Однако эти функции компьютерных технологий, в том числе их использование в качестве средств обучения различным дисциплинам, как в школах, так и в средних и высших учебных заведениях используются недостаточно. Причины этому разные. Во-первых, поиск путей применения в образовательном процессе новых информационных технологий занимает определенное время. Во-вторых, отсутствуют специально разработанные методики обучения на основе компьютерных технологий и ощущается недостаток учителей, умеющих работать с этими технологиями. В-третьих, необходимо апробировать эти методики и накопить опыт их применения в обучении. Для этого требуется не только время, но и определенные средства для широкого внедрения информационных технологий в учебные заведения.                     

      Поэтому, как показывает практика, внедрение новых достижений компьютерных технологий в сферу образования происходит медленно, несмотря на то, что работают группы исследователей из ученых-педагогов, методистов, психологов, программистов и др. Вместе с тем процесс совершенствования компьютерной техники и новых информационных технологий происходит очень быстро, а применение этих технологий в сфере образования отстает от их создания. Это наблюдается не только в общеобразовательных школах, но и во многих педагогических вузах. На художественно-графических факультетах такое отставание еще больше. Только в начале нового века преподаватели специальных дисциплин рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства  стали понимать преимущества использования современного компьютера и информационных технологий в учебном процессе. Не является исключением и техническая графика, где компьютерные технологии в настоящее время также широко не используются.

      Практика использования в учебном процессе компьютерных технологий (особенно информационных ресурсов Интернета, мультимедиа систем) позволяет создать своеобразную среду, повышающую эффективность обучения, его наглядность, скорость переработки учебной информации, самое главное, влиять на развитие способностей обучающихся к осуществляемой деятельности. Кроме того, умение работать с персональным компьютером, без сомнения, относится к общекультурной подготовке любого специалиста, тем более учителя. Особое место здесь отводится компьютерной графике, которая в сочетании со средствами мультимедиа и информационными технологиями является не только инструментом общения, передачи, получения и контроля информации, но и средством создания творческих работ, в том числе различных дизайн-проектов.  

        Поэтому, последнее время в средних и высших учебных заведений для многих специальностей включена новая дисциплина «Компьютерная графика», имеющая большое значение для эффективной профессиональной подготовки студентов.

       Исходя из этого мы пришли к выводу о том, что интеграция компьютерной и технической графики, составляющих, по сути, графическую основу современной дизайнерской деятельности, содействует развитию способностей и личностных качеств обучающихся

 

 

Литература:

1.           Герасимов Б. «Радар,Сокол»// Мир дизайна. 1999.№3.

2.           Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна.М. Изд-во АУТО ПАН. 1993.

      3.  Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ. Методические материалы. М. ВНИИТЭ.1991.