Педагогические науки

Магистрант Жилисбаев М.К.

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова,Казахстан

Композиция в работах художников Казахстана

 

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в художниками Казахстана, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах художников Казахстана  Белова Петра, Белюх Александра, Дашко Анатолия (ил. 1-3) что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

pic1.jpg    pic2.jpg

                Иллюстрация 1. Белов П.                          Иллюстрация 2. Белюх А.

      Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различны х частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Слово "композиция" в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
          Порой словом "композиция" называют картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином "композиция" как законченное произведение искусства.

3.jpg        

Иллюстрация 3. Дашко А.

В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.
          Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: Ержанова Мэлса, Исмаилова Аубакира.
(Илл. 4-5)

 

Иллюстрация 4. Ержанов М.

 

Иллюстрация 5. Исмаилов А.

http://pointart.ru/img/st/ocn_komp/010-2.jpgДля передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. (Схема 1)
Схема 1. Замкнутая композиция

9.jpgИллюстрация 6. Каспак М.

Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра. (Илл. 6-7)

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции. (Схема 2)

http://pointart.ru/img/st/ocn_komp/012-2.jpg


 

          Схема 2. Открытая композиция

pic3.jpg

Иллюстрация 7. Каспак  М.

        Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться их образной и эмоциональной выразительности.

Построение композиции картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владеют живописцы-летописцы. Например, мастер, чтобы рассказать о какой-либо битве, может использовать трехъярусную фризовую композицию, как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое.

Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах - объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся ее содержанием и замыслом художника.

Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный – на светлом. Можно привести в пример фантасмогорические картины Бибина Александра. (Илл. 8)

 

10.jpg

 

 

 

Иллюстрация 8. Бибин А.

 

Композиция – не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Волоков Н.Н. Геометрия и композиция картины. М.: Искусство, 1975. -Вып. 6.

2.      Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: 1977.

3.      Кудин П.А., Митькин А.А., Ломов Б.Ф. Психология восприятия и искусство плаката. -М.: 1987.

4.      Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: 1995.

5.      Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе: 1996.

6.      Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М.: 1989.

7.      Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: 1962.

8.      Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. М.:1972.

9.      Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: 1976.

10. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М.: 1976.

11. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. -М.: 1982.

12. Кузин B.C. Психология. М.: 1997.

13. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: 1974.