ОСОБЕННОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА-МОНТЕССОРИ

 

Елькеева А.Б. к.п.н., доцент, Шадаева Г.Т.магистрант КазНПУ им. Абая, г.Алматы                                           Сактаганова Л. зав. детского сада «Гулдер», г. Аральск

 

 

Антропологическая основа системы Марии Монтессори исходит из того, что ребенок творит себя сам, он активен и деятелен в педагогически организованной предметной среде, где есть возможность упражнять свои чувства, умения в различении звука, цвета, пространства, формы, движения, научиться общению с другими людьми, животными, растениями, вещами. В основе лежит идея организации свободной  работы в культурно-развивающей среде. Принцип свободы выступает как условие развития творческой индивидуальности, как критерий взаимодействия взрослого и ребенка. 

На основе анализа работ известного педагога [1; 2] мы определили общую направленность профессиональной деятельности педагога-Монтессори. Если он видит цель в том, чтобы помочь ребенку стать самим собой, выбрать себя, прожить свою жизнь, то исходными правилами (принципами) должны стать положения реализуемые педагогом:

1. Принятие ребенка таким, какой он есть. Принятие означает душевную теплоту и симпатию. Без них не может быть продуктивного контакта между воспитателем и воспитанником. Принятие не исключает требовательности, но оно эффективно только при условии положительного отношения к воспитаннику.

2. Обучение – это не то, что дает ребенку педагог, а естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке, что означает, по – Монтессори, следующее: чтобы ребенка учить – его нужно любить, чтобы ребенка любить его нужно понимать, чтобы его понимать – его нужно наблюдать, чтобы его наблюдать – он должен быть свободен в своих проявлениях.

3. Позиция педагога как друга   принятие  девиза ребенка «Помоги мне это сделать самому».

4. Только индивидуальная деятельность стимулирует и осуществляет развитие ребенка, и это в равной степени относится к малышам дошкольного возраста и к школьникам младших и более старших классов.

 Педагогу-Монтессори предъявляются как профессионалу особые требования – это создание душевной и духовной атмосферы, владение языком чувств, умение общаться на уровне «глаза в глаза», принимать ребенка  как самоценную, самостоятельно развивающуюся личность, учитывать его индивидуальные  и личностные особенности, духовное принятие ребенка. Отдавая приоритет духовному в человеке, соглашаемся с мыслью о том, что путь к духовности сопряжен со способностью к диалогу, в том числе – диалогу с собой. Воспитатель, владеющий философским диалогом, вопрошающий, сомневающийся, уважающий позицию другого (особенно, если этот другой - воспитанник), не навязывающий собственного  видения мира и оценок другому, умеющий принять другого таким, каков он есть…, может выступать «предъявителем культуры диалога» и таким образом воплотить его в метод воспитания.  Однако принятие не исключает требовательности, но она эффективна только при условии положительного отношения  к воспитаннику. Это так называемая «развивающая» требовательность, она есть выражение любви и ее доказательство. Если не бояться проявлять эту любовь, то можно удержать своих питомцев от многих ошибок и заблуждений. И здесь мы хотим обратиться к трем истинам, лежащим в основе идей Марии Монтессори:

1.Путь к развитию – свобода.

2.Средство развития – знание.

3.Свет, освещающий путь – любовь.

Таким образом, мы видим, что в основе воспитания, должна лежать любовь, всеобъемлющая любовь, независимо от того, какой это ребенок, понимать его и давать знания. Но понимание – не является конечной целью воспитателя. Это всего лишь средство того или иного освоения действительности (для педагога), средство достижения взаимодействия с воспитанником в интересах его свободного развития, самореализации. Поэтому, если понимание является одним из средств, свободного развития ребенка, то, обращаясь к смысловому наполнению педагогических «истин» - постулатов Монтессори, мы можем уточнить, что средство развития – знание, понимание. А это, в свою очередь, даст возможность ребенку наиболее полно  раскрыть свой внутренний духовный потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности. Таким образом, идея взаимопонимания, любви, терпения  и доверия лежит в основе общения воспитателя и ребенка. Особую роль необходимо уделять в подготовке педагога-Монтессори и его поэтапной деятельности:

1-этап. Педагог становится опекуном и хранителем окружающей среды. Педагог создает среду, в которой расцветает нормальная и творческая жизнь. Педагог должен быть привлекательным, с приятной внешностью. Внешность педагога – первый шаг к завоеванию их доверия и уважения. Педагог должен изучать свои движения и делать их как можно более мягкими и грациозными. Таким образом, забота о собственной личности педагога должна составлять неотъемлемую часть окружающей среды, в которой живет ребенок; сам педагог – насущная часть его мира. Первый долг педагога – наблюдение за окружающей средой. Влияние окружающей среды косвенно, но, если его не будет, не будет эффективных постоянных улучшений: физических, интеллектуальных, духовных.

2-этап. Благоустроив окружающую среду, мы должны проанализировать, как должен вести себя педагог по отношению к детям. Педагог должен владеть педагогическим мастерством. В начальный период, перед концентрацией детей, педагог должен проявить себя, он должен быть подобен пламени, согревающему все своим теплом, манящим к себе  и вливающим новые силы. Педагог не должен бояться, что он прервет какой-то важный физический процесс, который еще не успел проявиться.  Перед концентрацией руководитель может делать в большей или меньшей степени то, что считает нужным; он может вмешиваться в деятельность детей настолько, насколько считает необходимым. В работу поглощенного ребенка педагог не имеет права вмешиваться. Нельзя прерывать цикл свободного развития ребенка.

3-этап.  В конечном счете, приходит время, когда ребенок начинает проявлять интерес к чему-нибудь – обычно к упражнениям из практической жизни. Работа детей с сенсорным материалом бесполезна и вредна  до тех пор, пока они не будут готовы извлечь из этого пользу. Перед тем как ознакомить детей с материалом, педагог должен сосредоточиться. Когда ребенок начинает проявлять интерес к  одному из них, педагог не должен прерывать его, так как этот интерес соответствует законам природы и раскрывает весь цикл новой деятельности. Но первый шаг еще такой хрупкий  и деликатный, что при прикосновении он может снова исчезнуть, как лопается мыльный пузырь, и с ним уйдет вся прелесть этого момента. Педагог должен быть осторожным  и не вмешиваться в деятельность детей, ни при каких, обстоятельствах [3, 63-77].

Педагог-Монтессори проходит специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно  дидактический материал Монтессори – является внутренним стрежнем помогающий самостроительству ребенка и его духовному  и творческому развитию. Для правильного использования и показа дидактического материала педагогу-Монтессори необходимо знать следующие принципы:

Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели – «самостроительству» ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития.

Вторым принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. В данном контексте представляется целесообразным обсудить важный вопрос, который часто дискутируется в зарубежных источниках. Развитие всех способностей, заложенных в ребенке, есть для него лишь средство для достижения этой цели. Монтессори же исходит из детских способностей и, рассматривая их развитие как самоцель, старается через дидактический материал содействовать этому. Подход М. Монтессори к разработке и использованию дидактического материала как «материализованной абстракции» предполагает овладение детьми «чистыми категориями восприятия», что часто вызывает возражения критиков, утверждающих ограничение детского опыта в системе Монтессори только предметами «искусственного» материала.

Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи воспитателя. Контроль механический скоро переходит в психологический (как при упражнениях с плоскими вкладками или цветными табличками, где ребенку нужно присматриваться, проверять пальцами, переставлять, сравнивать, обсуждать, решать). Упражняясь, ребенок скоро начинает замечать свои ошибки и, желая их исправить, добивается правильного разрешения намеченной задачи. В дальнейшем ребенок стремится не только исправлять, но и предупреждать свои ошибки. Этому способствуют простота и точность материала, ведущая ребенка к точности и честности в работе, будь то самое простое упражнение или более сложная умственная работа, в виде составления слов, решения арифметической задачи, выполнения рисунка и т.п. Естественно предположить, что эта возможность довести каждую задачу до конца самостоятельно и выполнить ее с возможным для ребенка совершенством является причиной той удовлетворенности духа, которой отличаются дети в детском саду Монтессори. Если ребенок не замечает ошибок, это свидетельствует о недостаточном развитии органов чувств или внимания. Заметив ошибку, ребенок исправляет ее сам (или сразу же, или переделав упражнение заново).  

Третий  принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т. е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой.

Четвертый  принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения.

Пятый принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. Вначале материал прямо выражает какую-то идею, но постепенно становится все более и более абстрактным выражением этой идеи.

Таким образом, мы определили основные педагогические кредо педагога-Монтессори и его задачи.

Таблица 1- Основные идеи и принципы реализуемые педагогом-Монтессори

Педагогические идеи, реализуемые

педагогом-Монтессори

Принципы

Гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях.

Помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать  свою природу.

Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель - исполнение жизненных   потребностей и законов. И только сам ребенок может выявить эти законы и потребности - своими спонтанными реакциями, успехами.

Увидеть эти законы и эти потребности, учиться у него (у ребенка) и помогать ему всем, чем возможно.

Обучение - это не то, что дает ребенку  педагог, а естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке. Обучение достигается не тогда, когда ребенок слушает объяснения, а когда он приобретает собственный опыт в определенной среде.

Не объяснять изучаемый материал, а сформировать у ребенка серию мотивировок культурной деятельности в специально подготовленной среде.

Таким образом, основная цель педагога сводится  к пробуждению у ребёнка    интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.  В задачи работы педагога-Монтессори входят развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.

                  Список использованной литературы:

1.Монтессори М. Руководство к моему методу. – М.: Типолитогр. Т-ва И.Н. Кушнерев  и К, 1916. – 64 с.

2.Монтессори М. дом ребенка. Метод научной педагогики.  Гомель, 1993.  336 с.

3.Монтессори М. Разум ребенка. М.: Изд-во «ГРААЛЬ», 1997. – 176 с.