УДК  008: 951/959

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ГЛАВНЫЙ

ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

 

Л.И.Кудлай, Оразбекова Д.О

Таразский государственный университет им М.Х. Дулати, г.Тараз, Казахстан

 

Независимая Республика Казахстан для социального, экономического прогресса и культурного, духовного обновления избрал свой путь. Наше государство стремиться построить не просто демократическое общество, а справедливое демократическое, гражданское общество. Стремление к справедливости еще одна характерная черта менталитета нашего народа. Поэтому на сегодняшний день духовно-нравственное развитие личности является важной составной частью образовательной и воспитательной среды. Здесь духовность – это отражение в психике человека его бытия,  отражение его в сознании, высокая мера приобщения к культуре общества.  Культура общения между людьми остается одной из актуальных проблем современного общества, требующая особого философского взгляда педагогов на мир и человека в нем. Воспитание личности есть постоянный элемент в учебном процессе.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» и в Государственной Программе «Образование воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на формирование личностных качеств обучающихся на основе идей казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманизациии на основе общечеловеческих ценностей». В современных условиях проблема воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как, речь идет о будущем Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества. С включением Казахстана в Болонский процесс повышаются требования к уровню профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений, которые должны будут выдерживать конкурентную борьбу на международном рынке труда. Поэтому задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, требуют иного подхода и подготовки творчески развивающейся, активной личности, которая сможет самостоятельно выбрать для себя жизненный путь. Задача преподавателей высшей школы - воспитать или хотя бы заложить у студентов умения увидеть в своем сокурснике просто человека, наделенного всеми человеческими чувствами, сомнениями и радостями, достоинствами и недостатками. Понять другого человека, значит войти в его положение, мысленно представить, каковы его мотивы, цели, жизненные планы, возможности. Тем более, чтобы понять сложный многогранный, многомерный мир рыночных взаимоотношений, в которые мы ежедневно вступаем, можно, прежде всего, поняв человека, с которым ведем непосредственное общение. Поэтому воспитание человека, способного жить в современных условиях, является одной из важных и сложных задач для преподавателей, требующая  нового мышления и творчества. Современный преподаватель вуза и студент вынуждены адаптироваться,  ко   все более развивающемуся процессу информатизации общества. Воспитание соответствующих личностных качеств и формирование готовности к трудовой деятельности становится особо значимой задачей и для нас, преподавателей высших учебных заведений. В части духовно-нравственного воспитания внимание студента акцентируется на то, что каждый человек – это личность, а как каждая личность он уникален и каждый прекрасно понимает, что конкурентоспособность личности в современных условиях приобретает исключительно важное значение. В этом случае имеется в виду не только и не столько высокое качество конечного продукта его деятельности, хотя бесспорно, это очень важный показатель, сколько интегрально характеризующие его способности и личностные качества, обеспечивающие высокий уровень ее культурности, а значит и конкурентоспособности. Для достижения положительных результатов преподаватели в своей работе стараются  использовать все возможности  инновационных и информационных технологий, которые все активнее внедряются в учебный процесс. В рамках инновационного обучения, мы создаем все условия развития  личности студента, при этом осуществляя его право на индивидуальный творческий вклад на личностную инициативу, право на свободу саморазвития и самообучение.

Как показывает практика, только целеустремленный, уверенный, самоорганизованный студент способен успешно овладеть прочной системой научных  знаний, развить в себе познавательные способности и творчески применить профессиональные навыки и умения на практике. Воспитание как общественное явление - сложный и противоречивый процесс,  включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Воспитание в высшей школе - специальная работа преподавателей, сотрудников вуза, кураторов, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием. Опыт нашего вуза показывает, что самой эффективной системой взаимодействия преподавателей и студентов является кураторство, которое позволяет решать многие задачи, в том числе оказывать студентам помощь в обучении и других возникающих проблемах, передавать молодежи жизненный опыт, знания и традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение. Результатом развития воспитательной среды является становление всесторонне развитой личности, патриота Казахстана и конкурентоспособного выпускника.  

Таразский Государственный университет имени М.Х.  Дулати один из первых в республике внедрил кредитную форму обучения, которой предшествовала огромная работа по осуществлению новых форм и методов обучения и воспитания студентов. Воспитательная работа в университете представлена как целостная и разностороняя комплексная деятельность, в качестве важной составляющей используются разные формы и виды работы, при этом широко используем различные инновационные технологии, постоянно отслеживаем новинки, которые требуют ясной и четкой постановки целей проводимых занятий или мероприятий, что в значительной степени способствует повышению политической сознательности и социальной активности, умению  анализировать и обобщать получаемую информацию. В ходе работы со студентами, мы используем всевозможные методы в целях развития у студентов интуиции способностей к генерированию новых идей.  На наш взгляд интуитивные или так называемые эвристические методы обучения в значительной степени стимулируют мышления интегрирования новых идей, помогают более эффективно решать творческие задачи.

Отношение общества к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся сегодня лакмусовой бумажкой на его современность  и способность быстро прогрессировать. Молодежь – своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные  чувственность, восприятие, образность мышления, и т.п.), молодежь –  ускоритель внедрения  в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя. Таким образом, молодежный возраст сегодня – это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое. Духовно-нравственное развитие молодежи – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Что касается практики нашей работы со студентами, то в первую очередь, следует отметить  то, что  основное внимание  направлено на повышение качества знаний, а также на активное вовлечение их к участию в общественной жизни своего вуза, города. Проводимые мероприятия со студентами в основном отражают вопросы, связанные с формированием здорового образа жизни, повышения мировоззренческой, правовой, политической и нравственной культуры, патриотизма.

Если обществу не удастся создать для всех молодых людей (не зависимо от того, какое место в  обществе занимают их родители и в какой социально-территориальной зоне они проживают) одинаковые возможности для проявления и полной реализации, в будущем можно ожидать эскалацию молодежного насилия, цинизма, жестокости.

А мы и являемся той частью общества, которая воспитывает и формирует духовно-нравственные качества у будущих строителей нашего казахстанского общества.

Студент вуза, овладевший эталоном духовности, нравственности, не безразличен к окружающим способен противостоять злу, насилию, проявлять благородство, милосердие, трудолюбие, мужество и честность. Он будет стремиться к совершенству, красоте, добру, любви.

 

Литература:

1.Радугин А.А. Психология и педагогика. М. 1996г..

2.Библер В.С. Нравственность. Культура.Современность. , М.1990г.

4.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М.,2001г.

3.Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех Казахстанцев // Мысль, 1997, №12

5.Назарбаев Н.А. Выступление перед студентами «Назарбаев университет»// Казахстанская правда,2012,№324-325