УДК637480

 ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

 

 

Ким В.А. д.п.н., профессор, Ким Э.В. профессор, Мирзалиева Э.Б. профессор.

 

Формирование духовно-нравственной личности составляет одну из главных задач современной семьи. Преодоление отчуждения  с самого раннего возраста, формирования духовно нравственной личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны семьи, и эти усилия направляются на создание объективных социальных условий, на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития человека как личность обеспечивается всей совокупностью культурно-ценностных и духовных ресурсов современной семьи.

Гармоничное развитие подрастающего поколения – идеал общества, идеала и семейного и общественного воспитания. Однако для достижения идеала в семейном воспитании требуется большого терпеливого  и квалифицированного родительского и учительского труда. Чтобы, он служил бы потомству заветом, как жить, тот должен начать с воспитания самого себя, чтобы дети наши  вобрали в себя все богатство, духовно-нравственной, интеллектуальной, эстетической, экологической и др. культур, выработанной человечеством.

В современной психолого-педагогической науке существует положение о том, что человек как личность становится в деятельности и общении: в учении, игре, спорте, где развиваются важнейшие черты человеческой личности. Так как способности ребенка можно обнаружить только в его деятельности, в процессе воспитании и обучения.

Увидеть зарождающиеся способности ребенка, тактично и разумно помочь ему в их развитии, создать в семье условия для творчества, а порой и настойчивость – вот те навыки, которые нужны для формирования ребенка как духовно-нравственной личности. Гармоничное развивая способности детей, нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитии способности детей, нельзя упускать из поля зрения важнейшие среди них – способность при всех обстоятельствах быть духовно богатой и нравственно воспитанной личностью. Это позволит подрастающему поколению стать мастером жизненного дела, хозяином своей судьбы и патриотом своей страны.

Воспитывать в  семьей – не значит говорить детям только хорошие слова, наставлять их, а прежде всего самому жить по человечески. Кто хочет исполнить свой родительский долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание самого себя. Семья может лишить детей необходимого комфорта, дать им образование, может быть горяч, вспыльчив, проявлять тьму недостатков и все же оставить в наследство детям доброе имя. Если умел сохранять мужество в минуту жизненных испытаний, работал над собой, честно и добросовестной исполнял свои гражданский долг, трудился, проявлял доброжелательность к людям как своей, так и иной национальности. Кризис духовно-нравственных отношений в семье приводит к исчезновению доверия и любви к близким, утрате членами семьи способности войти в общую жизнь друг с другом, утрате способности «соперничества» (при этом супругами теряется понимание цели и смысла жизни друг с другом, семейная жизнь становится для человека обузой, тяжким непосильным бременем). Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока, но наоборот, провоцирует к греху.

Нарушение процесса формирования нравственной сферы приводит к тому, что у детей дают существенные сбои усвоения системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласованного своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в детской и молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными.

Стремление многих родителей определить детей по своему образцу и подобию часто вызывает борьбу, причиняющую ненужные огорчения и детям и самим родителям, потому что она чаще всего ведет ни к чему. Нельзя думать о том, что дало нам удовольствие или даже счастье, способно осчастливить всех окружающих Счастье – это категория сугубо индивидуальная, и оно возможно только при условии, что человек остается самим  собой. В индивидуальности же и залог талантливости. То, в детском возрасте по душе, то он и человек и делает хорошо, трепетно воспитывая в себе свои природные силы и способности.

Новая жизнь создает, новые формы, заменяя ими старые, а иногда и просто упраздняя их. Поддерживая у себя в семье старинные обычаи, важно считаться с внутренними побуждениями протестующих детей и молодежи и решать, стоит ли из-за них «воевать» и, во всяком случае, не приносить вопроса на духовно-нравственную почву там, где ее, может быть, и нет. Важно чтобы ребенок испытывал разнообразные впечатления, сталкивался с разными характерами, увидел, что люди мыслят и спорят, разное любят, лишь бы общий тон отношения был дружественным, чуждым нездорового соперничества, вражды, обмана, интриг и всего такого, что не входит в обиход «счастливого детства».

Мысли и интересы детей не ограничиваются теми рамками, какие родитель воображают, предполагают, что их мир – это детская и сверстников, Они интересуются взрослыми, ищут их общества, по – своему наблюдают их, предъявляют к ним свои требования и судят их. Разумеется, их запросы и интересы детские, их суждения  зачастую – детские, но они существуют, и рядом с индивидуальными чертами.

Наблюдения в детском возрасте касаются не только характеров и отношений, непосредственно затрагивающих их интересы, но захватывают область гораздо шире. Им есть дело для того, как живут между собой отец и мать, какое общественное положение занимает отец, любимы ли и уважаемы ли родители. Жизнь взрослых членов семьи кладет свои отпечатки в их сознании гораздо раньше, чем они  начинают отдавать себе отчет, что уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и сознание. Родители воспитывают, а дети воспринимают тон семейной жизни, какой складывается в семье. Она может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательность не только к посторонним, но и к своим близким. Семья может жить духовными интересами, любить литературу, музыку, картины или целиком уйти в хозяйственную деятельность. В семье может быть и порядок, и беспорядок. Жизнь тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет  морально – психологический дух семьи, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм. Наша опытно педагогическая работа убеждает в том, что у детей самых горячих «протестантов» можно заметить, что детство было проведено именно в такой среде, против которой они протестуют, что служит для них источником противоречий, непоследовательности, недовольства собою. Семейное впечатление служат почти единственным источником духовно – нравственных чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь. Это впечатление можно отнести к самой ранней и самой влиятельной, которая питается духовный мир растущей личности.

Каждый раз, когда родители, сдерживают в себе какое-нибудь аморальное побуждение ради детей, они исполняют только родительский  долг. Дети заметят работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут – сначала из подражания, потом по убеждению – управлять собой, сдерживать себя в дурном поступке, а это одно из крупных приобретений семейного воспитания.

Дети, начав свою жизнь беспомощным существами, так много получают от родителей, что последствие естественно порождают в них чувства благодарности, любви и гордости своими отцам и матерью. Многолетняя опытно педагогическая работа авторов  в общеобразовательных школах, лицее, колледжах, в спецшколе и вузах показывает, что не только сам по себе уход,  помощь, забота родителей, но их участие, и ласка их играет в этом роль. Дети, рано осиротевшие или отлучившиеся в детстве от отца или матери, в зрелые годы чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях.  Наоборот, испытавшие счастье, которое даются в хорошей      семейной жизни, вспоминают, что они детьми , считали мать красавицей, необыкновенно доброй, а отца – умным и умелым. Хотя в то время, когда воспоминает  это, они могут уже сказать, в действительности мать вовсе не была красавицей, а отец был не более как неглупый человек. Подобная иллюзия детства свидетельствует о потребности в этого возраста, проявляющейся очень рано, видеть в тех, кто им в всех дороже, всевозможные качества, какие их воображение может рисовать им. Они всегда любят тех, кто любит и уважает их родителей. И когда родители действительно обладают крупными достоинствами и детям приходится видеть выражения благодарности или уважения к их родителям, это почти всегда производит на них эмоциональное впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности ребенка

Формирование в процессе семейного воспитания ценностных ориентации современных детей и молодежи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений воспитательной образовательной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть детей и молодежь нравственно воспитанных, ценящих свою и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, духовно и физически здоровой.

Одна из ведущих функций семьи – воспитательная, которая включает в себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих духовно-нравственную личность в детском и юношеском возрасте. Оценка уровня культуры семьи, по мнению многих ученых и практиков, должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи видеть, что дети формируется под решающим воздействием всей семьи, культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это в бытовом общении, понимают ли необходимость взаимного воспитания и самовоспитания.

Именно родители – часто не замечая того – вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентации, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «уроки вхождения в жизнь» в семье закладывают основу нравственно воспитания и духовно-нравственные ориентиры. Исходя из которых, дети в дальнейшем избирательно воспринимают, перерабатывают. Усваивают и отбрасывают информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние на развитие личности в детском возрасте. Этот климат в определенной мере с уровнем образования родителей, их профессиям, духовными и культурными интересами.

Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановлении традиционных ценностей семьи. Так как тема целомудрия, любви, верности практически не звучит в содержании образовательных программ; в учебном плане школ отсутствует предметы «Духовно-нравственные основы семьи», «Основы духовно-нравственной личности»; до настоящего времени.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знания и полезных умений формирующейся личности в детском возрасте, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность осмысленно и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Педагогика семейного воздействия на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно  охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов. И что очень важно - на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколения, уровень культуры духовно-нравственных чувств и поведения.

Закладывая основу духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и соцальной-культурных норм общества в целом, как и своей социальной и этнической группы, микросреды. Наличие противоречий между нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного информатора своим детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или  аморальной информации, приносимой извне. При этом важно обратить внимание на то, что воспитательная деятельность современной семьи тесно переплетается с изменениями в обществе – научно-технические, компьютерная технология, духовно-культурные, бытовые – настолько быстротечны и значительны, что современным детям предстоит жить в мире, резко  отличающемся от того, в котором живут их родители. Поэтому эффективность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения должная оцениваться не столько по тому, сумели мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых  заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовно-нравственные ценности были сформулированы. В этой   связи мы считаем важным, чтобы образование и духовно-нравственное воспитание тесно переплетались. Так как образование без духовно-нравственного воспитания – значит воспитывать угрозу общества.

Подчеркивая роль семьи как доминантного фактора духовно- нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только одного понимания родителями и семьей в целом своей роли  и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень духовно- нравственной, педагогической, эстетической, правовой, этнической культуры самой семьи как среды и субъекта воспитания. Именно она призвана  всю систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать в их сознании и чувствах,  культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, а также формировать общечеловеческие духовно-нравственные ценности, высокую моральную позицию и постоянное стремление  к познанию и самосовершенствованию.

         Жизнь семьи построена так, что всю жизнь она воспитывает своих детей, а последние в свою очередь воспитывают родителей. Чтобы оставаться им нужными всегда: став взрослыми, будут находить у родителей понимание, мудрость, духовную близость. И всегда нужно помнить родителям, что детям нужна не только опека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная близость.

 

 

                                                          РЕЗЮМЕ

 

В статье рассматривается  проблема духовно-нравственного воспитания в семье. Центральное место  в работе занимает вопрос духовной атмосферы в семье.

 ТҮЙІНДЕМЕ.

Мақалада отбасы тәрбиесіндегі рухани-өнегелік мәселесі қарастырылған. Жұмыста назарға алынған нысанасы  отбасындағы рухани-ахуал   мәселесі көрсетілген.

                                               Summary

Article is devoted to the problem of the family teacher. The leading issprital live in  family.        

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Ким В.А., Ким Э.В. Нравственные основы формирования культуры межнациональных отношений учащихся. ТарГУ, Тараз – 2012

2.Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства. М.,1989

3.Ким В.А., Утеулиева Ф.Е. Руководство поликультурным образованием