Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

Беланова Н.В., КГУ СОШ№30, г.Караганда

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности.

Можно выделить компоненты структуры творческих способностей:

1.                     Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию;

2.                     Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации;

3.                     Способность самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый;

4.                     Способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства;

5.                     Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных.

Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

1.                     Организация труда самих школьников, развитие их активности – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений).

2.                     Преподавание литературы (специфического отражения жизни и средства ее познания) требует от учителя углубления и расширения жизненного опыта учеников. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений.

3.                     Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории литературы сочетаются со знакомством с разными видами искусств при пристальном внимании к их специфике.

4.                     Следующим важным условием является предоставление детям известной свободы творчества, выражающуюся в свободе выбора способов работы, последовательности операции, возможности предъявления различных вариантов ответов.

5.                     Очень важно дать почувствовать учащимся жизненную необходимость работы.

6.                     Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды анализа художественного произведения, разные виды работ систематического характера.

7.                     Помощь учителя: самое важное здесь заключается в том, чтобы не превратить помощь в подсказку; нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать. В случае необходимости школьника надо “отправлять” к тексту произведения.

8.                     Учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становится перед необходимостью создать новую, но не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий.

9.                     Превращение анализа художественного произведения в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся.

Практические задания эвристического характера, включаемые в процесс обучения – это такие задания, которые выполняются без непосредственного участия учителя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала.

В практических работах школьникам необходимо применить полученные знания. В процессе выполнения практических заданий учащиеся достигают большей ясности в понимании изучаемых явлений и связей между ними, большей прочности в усвоении знаний.

Важен инструктаж, который проводится учителем перед началом практических заданий в устной, письменной, наглядной форме; в ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей практической работы. В зависимости от того, насколько учащиеся владеют необходимыми умениями, указывается на способ осуществления задания. Когда ученик понял, что от него требуется, он составляет план действий и выполняет задание. Выполнив задание, ученик, сам по собственной инициативе проверяет свою работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку. Теперь нужно обратиться к тем видам практических заданий, которые можно использовать на уроках литературы. Особенностью этих работ является то, что они применяются в связи с чтением рассказов, их анализа и размышлениями детей по поводу этих рассказов.

Виды практических заданий эвристического характера при анализе рассказов.

· Самостоятельный поиск ответов на вопросы на основе прочитанного текста. Здесь последовательно вводятся вопросы следующих типов:

- вопросы, требующие описания действий;

- вопросы, требующие описания внешних данных предмета;

- вопросы, требующие классифицировать предметы;

- вопросы, требующие группировки предметов или выяснения связей между ними по пространству, по времени;

- вопросы, требующие сравнения двух предметов;

- вопросы, требующие оценки предмета или явления;

- вопросы, требующие характеристики действующего лица;

- вопросы, требующие установления отношений между действующими лицами;

- вопросы, требующие обобщения ряда признаков,фактов;

- вопросы, требующие доказательства или опровержения мысли.

· Составления плана рассказа. Последовательность приемов:

- составление картинного плана с заголовками;

- составления плана с заголовками в форме вопросов;

- составление плана с заголовками в виде выражений, взятых из рассказа;

- составление плана с заголовками в виде назывных предложений.

· Подготовка к рассказу:

- рассказ о развернувшихся действиях, событиях;

- рассказ о событии и выражении идеи.

· Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысления:

- с изменением последовательности событий;

- с дополнением содержания текста ( включение описания места, действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста);

- пересказ от лица героя произведения или от своего лица.

· Графическое или словесное рисование, а именно, анализ иллюстраций.

· Музыкальное иллюстрирование:

- чтение и анализ отрывка рассказа, который будет иллюстрироваться музыкальным произведением;

- прослушивание музыкальных отрывков;

- осуществление детьми выбора музыкального отрывка, аргументация.

Данные формы практических заданий на уроках литературы можно считать творческими, так как они предполагают интерпретацию литературного текста. Интерпретируя какой-либо рассказ, ученики осуществляют творческую деятельность. И те перечисленные формы практических заданий также являются творческими видами деятельности, и следовательно, служат средством развития творческих способностей.