Педагогические науки/.Социальная педагогика

 

Сергейчук Д.П.

 

Белорусский государственный университет культуры и искусств,

 Республика Беларусь

 

Праздничная белорусская народная игра и ее воспитательный потенциал

Педагогическая наука всегда ведет тщательный поиск эффективных средств воспитания подрастающего поколения. Это связано с постоянными процессами углубленного приобретения знаний и с увеличением шкалы стандарта общественного образования.

Теперь развитие современного общества настоятельно требует особого внимания к проблемам обучения и воспитания детей. Поиски принципиально новых методов и подходов в системе воспитания предвидят реализацию важнейших педагогических задач социокультурной деятельности. Сегодня, в век успешных информационных процессов время диктует свои условия соотношения человека с обществом. Сейчас легко можно приобрести информацию по любой интересующей теме, без труда связаться и пообщаться в глобальной сети с любым человеком, где бы он не находился, очень удобно, легко и оптимально для экономии времени и средств. Но если раскрыть другую сторону этого процесса, то наблюдаются следующее. Практика показывает что, человек; во-первых, воспитывает в себе лень (зачем идти на встречу, если можно позвонить или отправить конкретное сообщение по интернету), во-вторых, становится аморфным и пассивным участником реальной общественной жизни; в-третьих, наблюдается процесс негативного воздействия компьютерных игр на психологическое здоровье человека. И вот такой подход к жизни, на примере взрослых, формируется и у детей.

В период появления компьютерных клубов в конце 20-начале 21 века, наблюдалось снижение активности детей в процессе реальных общения.

Сейчас под влиянием телевидения, радио и интернета у детей развиваются потребительски-эгоистические отношения. Сегодня одной из форм деятельности детей в свободное время является игра за компьютером. Совсем недавно, многие психоаналитики высказали мнение о наркотической зависимости участника к игре, которая вызывает эмоциональные стрессы, участники становятся более замкнутыми, агрессивными, необщительными, мысленно сами с собой. Не секрет, что уже известны случаи воздействия таких игр на психику представителей школьного возраста, которые путали виртуальную и реальную жизнь. Сейчас, по сути, большинство детей обусловлены интересом к компьютерам, они знают много современно-новых технологий виртуальных игр. В игровом пространстве появились новые виды игр, которые носят в себе негативный и агрессивный характер: "Mafia-2", "Manhunt", "Counter Strike" и другие, которые вызывают агрессивную реакцию в поведении.

По причине этого, к сожалению, теряется определенная степень жизненно важной развивающей цепочки, которая социализирует детей, адаптирует их к общечеловеческим нормам общественных взаимоотношений.

Сегодня как никогда потребность воспитывать у детей эстетический вкус, развивать гуманность, прививать духовно-ценностные ориентиры, которые будут стандартом человечности. Надо возвращать апробированные историей виды проявлений человеческой активности, выборочно относится к современным видам игр, для этого требуется придать белорусской народной игре статус одной из основных в процессе воспитания детей. На педагогические возможности народной игры в свои времена обращали внимание известные педагоги и психологи, такие как, А.Г. Киркор, С. Терехин, П.В. Шейн, Е.Р. Вилькин, Е.Р. Романов, М.Я. Никифоровский и другие.

Полезным исследованием по проблемам белорусского народного игрового фольклора, является работа Владислава Козловщика "О детском воспитании белорусов". Автор особое значение придает овладение молодежью наследия своих предков, развитию их физической и духовной силы, "чтобы приобрести свободу и совершить свои гражданские мечтания". Делая исторический ракурс в прошлое, исследователь обращает внимание на древние славянские игрища, на которых проходили, как и у греков, борьба, бокс, скачки и другие "праздничные дела". Автор высказывает мнение, что наши далекие предки встречались с греческой культурой и знали традиций древних олимпийских игр. Кроме того, он обращается к рыцарских традиций белорусов.

В более поздний период исследователи занимались углубленным изучением белорусской народной игры и пытались ее систематизировать. Е.Р. Вилькин, который в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию "Белорусские народные игры второй половины XIX - начала XX в.". Помимо вопросов об истории народных игр, их организации и классификации, автор занимался изучением физической культуры белорусов, исследовал более 300 вариантов игр, записанных другими исследователями в дореволюционное и в советское время.

Изучением народных игр со стороны физического воспитания занимались фольклористы: Я. Гелер, Л. Геркан, К. Куллинкович. Но более углубленным изучением белорусской народной игры занимались исследователи в период завершения второго тысячелетия.

В конце 20-ого века учеными была произведена попытка расширенного изучения проблемного поля воспитания через игру. Чтобы внимательнее рассмотреть педагогические возможности народной игры, считаю целесообразным рассмотреть подходы к их классификации. В работах специалистов по народном игровом творчестве, таких как, А.Ю. Лозко, В.К. Бондарчика, О.С Федосик, Л.И. Козловская, классификация составлена по функционально-тематическому и календарному принципах, хотелось бы обратить на нее внимание:

1) Календарные и семейно-обрядовые игры (с использованием празднично-обрядовой атрибутикой и без нее);

2) Игры, не связанные с народным календарем и обрядами (или утратили связь).

К первой подгруппе относятся календарные и семейно-обрядовые игры, которые являются наиболее консервативным и архаичным слоем народного наследия, в котором примечательно сохранились отпечатки мифологических представлений человека, языческих культов древности. Ко второй подгруппы относятся игры, которые под влиянием времени сменили свою функциональную направленность. В них преимущественно доминирует эстетическая составляющая над магической [6]. В результате потери календарно-обрядовой смысловой принадлежности, некоторые обрядовые игры бродят по отдельности в сокровищнице народной культуры.

Современная система традиционной народной игротеки состоит из двух основных групп: обрядовые и внеобрядовые [4].

Отталкиваясь от подгрупп, народные игры на современном этапе можно классифицировать по следующим признакам:

- По форме воплощения игры в контексте мероприятия;

- По гендерной и возрастной принадлежности игры;

- По количественной характеристике игры;

- По времени проведения;

- По временам года и региональным особенностям;

- По содержанию и жанровым особенностям.

И) по форме воплощения:

- Традиционные игрища;

- Народные гуляния;

- Игровые программы;

- Игровые аттракционы;

- Игры-забавы;

- Игры-потешки;

- Игровые соревнования;

- Спортландии.

II) по гендерной особенности:

- Игры для мальчишек;

- Девичьи игры;

- Смешанные.

IІІ) по возрастной принадлежности:

- Детские;

- Молодежные;

- Игры для взрослых;

- Смешанные.

IV) по количеству участников:

- Одиночные;

- Парные;

- Групповые;

- Массовые;

V) по продолжительности проведения игры:

- "Игры короткой продолжительности" (кратковременные до 5-ти минут);

- "Игры средней продолжительности" (до 30 минут);

- "Игры долгой продолжительности" (до часа);

- "Игры неограниченной длительности" (не имеют хронометраж проведения).

VI) по временам года:

- Зимние (обрядовые или внеобрядовые);

- Весенние (обрядовые или внеобрядовые);

- Летние (обрядовые или внеобрядовые);

- Осенние (обрядовые или внеобрядовые);

VII) семейно-бытовые игры (праздничные и повседневные):

- Игры свадебно-обрядового комплекса;

- Игры родовой направленности;

- Игры эротической направленности;

- Игры бытового характера.

VIИI) по содержанию:

- Интеллектуальные;

- Познавательные;

- Драматические;

- Танцевальные;

- Ролевые;

- Вокальные;

- Спортивные;

- Смешанные.

Педагогические возможности игры рассматривали в разное время известные ученые: П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Сухомлинский, Ю.П. Лазаренко, А.В. Мудрик, Г.И. Камаева, В.М. Григорьев, Э.В. Паничева, Л.И. Козловская. По словам Л.С. Выготского: "В игре возможны высшие духовно-нравственные достижения человека, которые в дальнейшем становятся его средним стандартным уровнем, его обычной моралью". Игра проникает и сопровождает все сферы жизнедеятельности человека. Она возбуждает представления, активирует фантазию детей, мобилизует их к приобретению новых знаний. В игре воспитываются морально-эстетические качества, общечеловеческие ценности, развивается и повышается культура речи и коммуникативные отношения, совершенствуется их реакция на окружающий мир, воспитывается уважительное и гуманное отношение к себе, к окружающим, к природе. Игра приобщает детей к национальной культуре и истории. Такая многогранность (полифункциональность) игры активизирует всестороннее развитие личности.

Для более тщательного раскрытия потенциала игры, сегодня в контексте праздников ведется детальная работа по разрушению красной границе раздела между участниками и зрителями праздника. Рассматривая праздник, как вид культурно-художественного проявления общества, следует отметить, что массовые праздники занимают видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В современном понимании, праздник трактуется - как комплекс праздничных мероприятий, направленных на раскрытие режиссерской сверхзадачи, которая, в свою очередь, несет воспитательный смысл. Одним из главных компонентов в структуры массового праздника является игра. В народных праздниках календарного цикла, она выполняет ответственную функцию в воспитании национальной принадлежности лица, формирует ее состав нравственно-культурных ценностей [7].

Игра, в общем, занимает особое значение в жизни каждого ребенка, то же самое, что у взрослого человека занимает его профессиональная деятельность, работа, служба. Такую мысль давно высказал замечательный педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что каким проявиться ребенок в процессе игровой деятельности, такой он будет по существу в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. По мнению Л.С. Выготского: "Играя, человек поднимается на голову выше самого себя, делая прыжок над своим повседневным поведением".

Одной из основных признаков любой игры являются ее содержательные условия, создающие условную ситуацию для действия, с целью адаптации к социуму, формирования коммуникативной и чувства значимости в коллективе. Игровые правила это по сути условия внутреннего самоопределения и самоограничения человека.

Активность детей в народных играх обусловлено их личной значимостью, что в детском понимании соответствует мысли "весь мир вращается вокруг меня". Разновидность народных игр направлена не только на создание атмосферы праздника, но и на физическое и творческое воспитание детей [6]. Такие народные игры "Вороновский чугун", "Брама или Ловушка", "Ящер", к примеру, направлен на развитие ориентирования детей на местности. В процессе таких игр участник проявляет активность, волю к победе, смелость, отвагу и находчивость. Воспитывает собственное терпение и толерантность до других участников игры [8]. В народной игре "Наездник" воспитывается у детей ловкость, смекалка и внимательность. В процессе игрового обрядового комплекса народного праздника "Масленица" у участников воспитываются творческие способности. В процессе театрализованных игр всесторонне раскрываются личностные способности игроков в различных образах. Выполняя определенную роль, участник старается вжиться в образ или предложенный ему персонаж. Тем самым, он овладевает и раскрывает новые направления для самореализации, формирует свое внутреннее видение с учетом отделенных характеристик играемого образа. Интересно, что игры с переодеваниями детям наиболее привлекательны, поэтому сам процесс перевоплощения, составления образа, при помощи определенного реквизита усиливает и обогащает мыслительный процесс игроков, тем самым наиболее досконально раскрывает суть образа и данной роли.

Народные игры с реквизитом помогают участникам творчески и с собственной фантазией подойти к реализации поставленной задачи в условиях игры. Раскрытию физических способностей способствуют народные игры семейно-родовой обрядности белорусов. Они издревле отражали комплекс имитационных рабочих действий, характеризовали земледельческий цикл наших предков. К таким играм относятся народные игро-обрядовые формы проверки готовности подростков к ответственному делу (игра на праздник Юрье "Пастушок", на Масленку "Жеребец или Поводырь", на Купалье "Испытание через реку", "прыжки через костер", и другие ) [4].

Развитию коммуникативных качеств, формированию уважительного отношения к сверстникам, к девочкам, носят игры смешанного характера. Народные традиционные игры с мячом, игры "Грачи", "В лес по ягоды", "Лодка", "Царь", большое количество игр направлены на формирование экологической культуры у детей. Любовь к природе, к братьям своим меньшим, прививают такие игры как: "Птичий рай", "Соловей", "Чижик", "Кот", "Галка", "Кувшинки", "Желудок". Большие богатые материалы по игровому фольклору подарил нам белорусский исследователь и ученый Е.Р.Вилькин [3].

В контексте наших рассуждений сошлемся на мнение известного ученого и фольклориста профессора П.А.Гуда, который отмечает, что "фольклор хранит в себе огромный потенциал народного воспитания, это национальная школа, которая имеет свои особенности и универсальность педагогических методов" [6]. Именно игровой фольклор раньше без всякой теории реализовывал необходимые методики для формирования человека, как личности, руководил жизнедеятельностью человека, устанавливал необходимую условия поведения, вошедшие в неписаный свод морально-этических норм, ради регулирования системы отношений в обществе. Именно игра здесь выступает одним из основных инструментом воспитания.

Игра, как эффективный инструмент воспитания нашел свое призвание, четко вписавшись, в празднично-обрядовую культуру Беларуси. Народная игра является полноправным элементом (эпизодом) праздничных мероприятий. Но, к большому сожалению, творческий и воспитательный потенциал народных игр в праздничной культуры Беларуси реализуется не в полном объеме [1].

В современной праздничной культуре Беларуси при разработке, организации и проведения массовых праздников игра занимает вторичное место. Режиссеры и организаторы праздничных мероприятий придают народной игре вспомогательный характер, а в лучшем случае, отводят ей роль, отдельного элемента в комплексе праздничного действия. Такой формальный подход в использовании игры на празднике связаны с историческими особенностями. Под влиянием советской идеологии, игра в народном празднике - как основное средство воспитания человека, ушла на другую сторону, уступив свое место монолитным идеологическим мероприятий, таким как: манифесты, театрализованные митинги и представления. Народные праздники также приобретали идеологическую окраску, изменялись их содержание, трансформировалась форма. Советское руководство с самого начала понимала эффективность воспитательного потенциала массовых мероприятий, что при помощи праздников можно повлиять на сознание народа и на их духовно-ценностный ориентир.

В современной праздничной культуры мы встретились с проблемой взаимопонимания организаторами самой сути игры в контексте праздников, которая тянется под влиянием остатков советского прошлого. К такому выводу мы пришли по итогам исследования, которое было проведено студентами кафедры режиссуры обрядов и праздников в 2012 году. Анкетирование работников клубных учреждений и учреждений культуры проходили по всей территории Республики Беларусь. Целью исследования являлось определить состояние традиционной культуры белорусов. Одним из пунктов опроса, рассматривалась проблема использования игрового фонда на определенные народные праздники календарного цикла. Вопрос был поставлен следующим образом: "Использует ли ваше учреждение культуры соответствующие каждому празднику традиционные народные игры?». Вариантов ответа было много, но более половины (65%) респондентов ответили на вопрос: "Не всегда". Отсюда следует, что по причине формального подхода, или малой компетенции специалистов по игровому творчеству, или незначительного финансирования праздника - потенциал народной игры раскрывается недостаточно.

Сегодня традиционные народные игры, которые были связаны с хозяйственными делами, жизненными отношениями, имеют значение не столько для воспитания соответствующих навыков и усвоения норм поведения, сколько познавательное.

В современной праздничной культуры Беларуси ни один юбилей, или праздник города, ни торжество городского, районного, областного, а тем более республиканского масштаба не обходятся без игровых и развлекательных площадок, с народными традиционными и современными развлечениями и забавами. На данном этапе развития народного игровой творчества недостаточно развито, а именно методически-организационная деятельность в организации и проведении фестивалей и праздников игры (которые почти с начала 90-х г. в Беларуси не проводятся).

Для улучшения условий использования народной игры, нужно создавать специализированные пособия для повышения качественной квалификации специалистов в сфере игрового творчества.

Мы рассмотрели только некоторые педагогические возможности народных игр, а они на самом деле очень многие. На современном этапе использование воспитательного потенциала народной игры в системе социокультурной деятельности имеет много проблемных аспектов. Поэтому, поиск наиболее эффективных и оптимальных методов и инструментов по реализации педагогического потенциала народных игр в процессе воспитания детей является актуально-важной и социально-значимой задачей для общества и, требует более глубокого и тщательного изучения.

Литература:

1.                 Беларуская народная творчасць:гульні,забавы, ігрышчы. – Мн.: Белорусская наука, 2003.

2.                 Веснавыя святы: нарысы. У 2 кн. Кн.2 / О.Котович, Я. Крук. – Мн.: Художественная литература, 2005.

3.                 Вилькин Я.Р. Белорусские народные игры второй половины Х1Х – начала ХХ в.: Автореф.дис. канд. ист. наук. Мн., 1970 .

4.                 Вилькин Я. Р. Беларускія народныя гульні / Маст. В. Пачкаева. – Мн.: Беларусь, 1996.

5.                 Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника //Сов. педагогика, 1982. - № 9. – С.60-64.

6.                 Гуд П.А. Ад Каляд да Пакроваў. – Мн.: Красіка – Прынт, 1999.

7.                  Гуд П. А. Тэхналогія стварэння свята: – Мн.: БГУ культуры, 2004.

8.                 Гульні, ігрышчы забавы  / Ред.кал.: А.С. Федосик . – Мн.: Бел. наука, 2003.