Ширшиков В.Б. к. филол. н., доцент
Московский Государственный Институт Путей Сообщения (МИИТ)
Библейский дискурс:
пресуппозициональные и пропозициональные структуры
Библейский дискурс является одной из
основных составляющих религиозного макродискурса, в который, помимо библейских
реалий и понятий входят понятия появившиеся либо одновременно, либо позже
библейского периода (например, джихат – священная война мусульман против
неверных, или медитация – восточная техника «пассивного созерцания» с целью
духовного совершенствования). Екатерина Валерьевна Бобырева в своем
диссертационном исследовании анализирует оценочные, жанровые и стратегические
компоненты религиозного дискурса на материале православного вероучения
(Бобырева 2007). Помимо выделенных в работе Екатерины Бобыревой
когнитивно-дискурсивных категорий в процессе анализа религиозного дискурса мы
выделяем в последнем пресуппозитивные и
пропозициональные когнитивные структуры. Знание этих компонентов дискурса особо
необходимо для переводчиков, как на это указывает Казакова Тамара Анатольевна
(Казакова Т.А. 2006: 136, 138).
Итак, мы выделяем общие и
частные скрытые глубинные когнитивные структуры библейского дискурса,
выражающиеся в следующих пропозициональных установках:
1) Пропозициональная установка
на поддержание общения: а) коммуникативно-пацифическая,
выражающаяся в стремлении и желании сохранение мира со всеми людьми «если
возможно, имейте мир со всеми»; эта коммуникативная установка делится на три
части: сохранение мира с Богом (сохранение святости), как инициатором мира и
спокойствия; поддержание мира с верующими людьми и сохранение позитивных
отношений с неверующими, «внешними» по отношению к церкви; б) коммуникативно-гедонистическая
установка проявляет себя в попытке сохранить дружбу и любезные отношения с
верующими там, где присутствует догматическое разногласие (например, неприятие
взглядов еретиков, но, в то же самое время, поддержание дружеских с ними
отношений); в) контакто-ктаоматическая
(ktaomai – др.-гр. приобретать), установка на приобретение
общения с неверующими людьми через проповедь, евангелизацию, свидетельство,
просто общение.
2) Пресуппозициональные установки на разрыв отношений и прекращение
общения: а) с согрешившими из клира (да будет извержен из священного чина, но
не отлучен от церковного общения); б) с еретиком или лжеучителем (Если кто,
принадлежа к клиру, с отлученным молиться будет, такой да будет отлучен); в)
праздных, ничего не работающих христиан апостол Павел в своем послании
призывает «ставить на замечание». («…и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить
его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте как брата» 2 Фсс. 3:14, 15).
3) Пропозициональная установка
на смирение: а) самоотвержение, отказ от своих мыслей, потребностей, желаний,
от себя («ибо для меня мир распят и я для мира»; «кто следует за мою и не
отвергнет себя, не может быть моим учеником»); смирение конкретизируется в
следующих направлениях: а) через пост и молитву; б) через добродетельную жизнь;
в) через уход в монастырь и отвержение своего эго; г) восприятие всего
происходящего в жизни человека как должного, неизбежного, или посланного от
Бога и тем самым содействующего ко благу. Хотя здесь есть некоторые вариации в
зависимости от типа религии: в христианстве есть позитивное динамическое и
творческое восприятие неизбежного. В православной богословской традиции,
например, есть понятие активного соучастия человека с Богом в деле спасения. В
некоторых же протестантских деноминациях есть представление о пассивности
человека в вопросе совершения спасения.
4) Пропозициональная установка
на борьбу со страстями: «не любите мира, ни того что в мире, ибо все что в
мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца но от мира
сего
5) Самой главной внутренней
установкой верующего человека является установка на спасение. Все религиозные
действия, все поступки и вся жизнь в целом должна служить именно этой цели:
достижения спасения в себе, или помощь другим в достижении спасения. Спасение
же мыслиться даже в казалось бы одинаковом по своим главным установкам и
историческим предпосылкам христианстве по-разному. Например, в православии
спасение это избавление от страстей, излечение от «болезни греха». То есть
спасение рассматривается как постепенное совершенствование человека и апогеем
его является полное очищение человека от греха у белого престола. Во многих же
протестантских деноминациях богословская концепция спасения диаметрально
противоположна исконному православному взгляду. Человек спасен в юридическом
смысле после того, как поверил в Христа и Его жертву ради всего человечества на
кресте.
Итак, в православии человек
спасается всю жизнь, не занимаясь вопросом удостоверения себя в своем спасении.
В протестантстве же спасение это отправная точка духовной жизни человека, без спасения невозможно
получать духовное наслаждение от веры.
Подводя
итоги можно сказать, что библейский дискурс насыщен разными когнитивными
структурами, и в частности пропозициональными и прессупозициональными
структурами. Эти установочные компоненты библейского дискурса имплицитны, их выявление необходимо для осуществления
успешного коммуникативного акта между представителями разных религиозных и
социальных сообществ, для адекватной передачи имплицитных пресуппозициональных
смыслов высказывания, как при общении, так и при переводе из одного языка, в
другой.
Список использованной
литературы
1.Казакова Т.А. Художественный перевод. Теория и
практика: Учебник. СПб.: ООО "ИнЪязиздат", 2006.
- 544 с.