З. И. Беслангурова

Кубанский Государственный Технологический Университет, Россия

Коммуникация в культурологическом аспекте

 

          Культурология – наука, изучающая культуру, возникла с развитием историко-культурных исследований и отвечает их потребностям. С самого начала своего существования культурология формируется как системная дисциплина, ориентированная на выполнение особой интегрирующей роли в развитии не только научного познания, но и массо­вого сознания.

         К середине XX столетия культурологию стали осоз­навать наукой, обобщающей знания о культуре [4]. В последние годы необходимость осмыслить происхождение культурологии осознается как одна из важных потребностей  современного  научного  знания  [1: 203]. Возобновляющийся общественный интерес к культуроло­гии свидетельствует, что эта область познания имеет кон­кретные   задачи,   решение    которых   общество    вправе ожидать от нее. Одна из задач культурологии –  изучение качественной специфики локальных и региональных куль­тур, их связь и преемственность с другими культурами.

        Выявляя общие тенденции единого культурного процесса  человечества, культурология раскрывает как особенности современной цивилизации, так и историю развития культу­ры [2: 3–5].

        В онтологическом плане функции культурологии  просматриваются довольно легко. Если создание культуры есть форма существования человеческого общества, то культурология выступает одной из форм осознания его бытия.

         Культурологию интересует также связь познаваемости  различных сторон культуры со становлением современной   структуры   гуманитарного   знания   как   формы научного самопознания общества. На сегодняшний день культурология – составная часть отечественной науки, историко-культурная и культурологическая проблематика занимают в ней существенное место.

 

           Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена посто­янно обращаться к опыту других культур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействие культур». В этом взаимодействии очевидным фактом явля­ется общение культур на разных «языках». Взаимодействие культур играет жизненно важную роль для существования и развитая культуры любого народа.

            Исследование взаимодействия культур свидетельст­вует о том, что содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способно­сти их участников понимать друг друга. Взаимоотношения разных культур получили название «межкультурная ком­муникация»[3: 16–17], которая означает обмен между двумя и более культурами и продуктами их деятельности, осуществляе­мой в различных формах. Этот обмен может происходить как в политике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.

              Итак, культурология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, ментали­тет, национальный характер, повседневное поведение и т. д. На этой основе культурология изучает также челове­ческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает все разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и контакты.

              Своеобразие любой культуры получает свое заверше­ние в культурной картине мира, которая постепенно фор­мируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях,  нормах,  нравах,  менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и пред­ставления придают культуре каждого народа самобыт­ность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой. В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур.

          Между культурами существуют значительные разли­чия в том, как и какие средства коммуникации использу­ются при общении с представителями других культур. Если учитывать, что лингвистика является базовой наукой для методики преподавания иностранных языков, эффек­тивность разрабатываемых методов обучения напрямую связана с лингвистическим представлением (описанием) того материала, которому мы хотим обучить.

           В области лексики описание языковых единиц долж­но включать культурное значение последних. Это относит­ся в первую очередь к безэквивалентной лексике. Для единиц конкретной семантики представляется эффектив­ным использование аутентичных материалов при работе над презентацией и автоматизацией последних.

          Таким образом, лингвокультурология является неотъ­емлемой частью культурно ориентированной методики обучения иностранным языкам. Она призвана обеспечить такое описание лингвистических единиц всех уровней языка и речи, которое позволит методистам структуриро­вать лингвистические знания и сформировать на основе их использования навыки и умения, которые органически пойдут в структуру языковой личности как обеспечиваю­щие ей возможность адекватного поведения в ходе обще­ния с представителями других культур.

 

Литература

1.     Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996

2.     Культурология. М, 2001

3.     Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2004

4.     White L. The science of culture. N. Y., 1949