БАКУМЕНКО  В.М. 

                                                                     Москва

 

 

 

                            ПЕСНИ О ЛЮБВИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

 

                                                   В письмах, которые я сейчас получаю,

                                                   есть упрёк в том, что я не пишу любовной

                                                   лирики. Это неправда. Я писал песни о любви.

                                                                                  Владимир Высоцкий

 

 

    Именно с таким эпиграфом вышел в свет в конце прошлого века в далёком Красноярске сборник Владимира Высоцкого «Баллада о любви». Заглавие книжке дало одноимённое стихотворение 1975 года, в котором есть знаменитые строки:

                                                 Я поля влюблённым постелю –

                                                 Пусть поют во сне и наяву!

                                                 Я дышу, и значит – я люблю!

                                                 Я люблю, и значит – я живу!

    Лирические стихотворения Владимира Высоцкого собрал в отдельный сборник М.Л. Бакер, а выпустило в свет малое предприятие «Эффект».

    Прочитав эту подборку, узнаёшь, что Высоцкий писал не только стихи и песни о любви, но и оставил своеобразные циклы лирической поэзии «своеобразной любви», пронизанной насквозь тонкой иронией и сарказмом. Эти стихотворения отличаются также невероятным чувством юмора, они уникальные и по замыслу, и по тематике. Чего стоят такие, например, шедевры, как «Про любовь в каменном веке», «Семейные дела в Древнем Риме», «Про любовь в эпоху Возрождения»…

    В первом разделе сборника помещено прекрасное стихотворение Владимира Высоцкого

«Белый вальс». Оно написано в 1977 году зрелым поэтом. И это видно с первых строчек. Какая раскованность формы, композиции, какое мастерство воплощения в слове, какая, наконец, редкая музыкальность всей конструкции! Как тонко автор передал стихию вальса, начиная с пульсации трёхдольного размера. Какая счастливая мысль повторить именно три раза своеобразный лейтмотив произведения:

                                                 Если петь без души –

                                                 вылетает из уст белый звук.

                                                 Если строки ритмичны без рифмы,

                                                 тогда говорят: белый стих.

                                                 Если все цвета радуги снова сложить –

                                                 будет свет, белый свет.

                                                 Если все в мире вальсы сольются в один –

                                                 будет вальс, белый вальс. 

    Книжка «Баллада о любви» была составлена из двух разделов.  В первый вошли подборки стихотворений «Одной звезды я повторяю имя», «Белый вальс», «Мне каждый вечер зажигают свечи», «Дом хрустальный»; во второй – циклы «Дела семейные», «Нейтральная полоса», «О нашей встрече», «У тебя глаза – как нож», «Городской романс».

    По этим заглавиям никак нельзя представить, сколь широк диапазон поднимаемых поэтом проблем проявления человеком чувства любви.  Владимир Высоцкий и в любовной лирике сумел сказать от имени простого человека.  Он прекрасно понимал, что любовь – такая область в человеческой жизни, где каждый проявляет себя, свою сущность целиком и полностью.

    Вот, например, как незабываемо Высоцкий запечатлел драматизм судьбы простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Письмо перед боем»:

                                                 Полчаса до атаки –

                                                 Скоро снова под танки,

                                                 Снова слушать разрывов концерт.

                                                 А бойцу молодому

                                                 передали из дому

                                                 Небольшой, голубой,

                                                 треугольный конверт.

                                                 И как будто не здесь ты –

                                                 Если почерк невесты,

                                                 Или пишут отец твой и мать.

                                                 Но случилось другое:

                                                 видно, зря перед боем

                                                 Поспешили солдату

                                                 письмо передать!..

                                                 Там стояло сначала:

                                                 «Извини, что молчала;

                                                 Ждать не буду и всё, если что…»

                                                 Только снизу приписка:

                                                 «Уезжаю неблизко,

                                                 Ты спокойно воюй

                                                 и прости, если что…».

                                                 Вместе с первым разрывом

                                                 Парень крикнул тоскливо:

                                                 «Почтальон,

                                                 что ты мне притащил?

                                                 За минуту до смерти

                                                 в треугольном конверте

                                                 Пулевое ранение я получил».

                                                 … Он шагнул из траншеи

                                                 с автоматом на шее,

                                                 Он разрывов бояться не стал.

                                                 И в бою под Сурою

                                                 Он обнялся с землёю, –

                                                 Только ветер

                                                 обрывки письма

                                                 разметал.

    Да, было, было и такое предательство – в любви, было и многое другое, ранящее сердце человека и нередко убивающее любящее сердце.

    Владимир Высоцкий сумел спеть пронзительнейшие песни о любви от имени многих и многих.  Очень часто это был высокий гимн любви, рыцарству, романтике, несмотря ни на что…  Поэт был твёрдо убеждён, что любовь – это всегда награда, радость и счастье!

    Прошло уже более тридцати лет, как ушёл от нас до срока Владимир Семёнович Высоцкий. В это трудно поверить, ибо за прошедшие годы он не только был с нами, но ещё и значительно приблизился к своим читателям, слушателям, зрителям.  У миллионов людей появилась возможность прочитать написанное поэтом и осмыслить сделанное им за короткую жизнь.  И оценить по достоинству гражданский и художнический подвиг Поэта.  Для бессмертия Владимиру Высоцкому достаточно было того, что совершил он в Театре на Таганке в годы удушения всего живого и талантливого, будучи самым выдающимся Актёром на этой легендарной сцене.  А каким он был Поэтом – показало лишь прошедшее время! 

    Когда-то Владимир Высоцкий  сказал: «Я сюда пришёл не для того, чтобы кому-то нравиться. Я пришёл сюда, чтобы правду ответить».  И это поэту удалось сделать исключительно весомо и мощно.

    Имя Владимира Высоцкого, стихотворения и песни поэта, театральная деятельность и работа в кино навсегда остались в отечественной истории, культуре и всегда будут служить людям. Он заслужил эту честь своим творчеством, своей жизнью и борьбой,

своей преждевременной смертью…

    Напоследок приведём восемь строк Ирины Рудневой, посвящённых памяти Владимира Семёновича Высоцкого:

                                                 Не поминайте ни добром, ни лихом,

                                                 Зажгите молча тонкую свечу.

                                                 И пусть в округе будет очень тихо,

                                                 А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.

                                                 Не надо слов ни хоровых, ни сольных,

                                                 Пусть время плещет сквозь его причал:

                                                 Такие люди тишины достойны.

                                                  За нас за всех он криком откричал.