Филологические науки

Е. С. Исаева

Мордовский государственный  педагогический институт, Россия

Топографические детали как характеристика места действия и фон   переживаний героя в повествовании

А. и К. Смородиных

 

 Воспроизведение места действия обязательно для прозаических образцов и как правило в русской литературе сводится к прорисовке более-менее  точных пространственно-временных координат, ориентированных на узнавание специфической среды, в которой и развиваются изображаемые события. В этом отношении детальная фотографическая детализация местности способствует не только ее узнаванию, но и зачастую имеет более широкие перспективы для функционирования внутри произведения. Не давая исчерпывающего описания данных факторов, остановимся на основных на наш взгляд.

Авторское изображение местности всегда является частью основного замысла, основной ценностной установкой писателя, проявляющейся в использовании бесчисленных деталей описаний места событий, представляющих по сути дела город или деревню, или реже производные от них (например, поселок городского типа, село, заимка и т.п.). Тут мы вынуждены согласится с В. Н. Топоровым, указывающем в той или иной форме на зависимость доминирующей предикаты: описание города прежде всего связаны с нарушением тяготения к горизонтальности, которую предпочитают писатели в изображениях сел и пейзажных зарисовках. Город как место действия связан с ростом сложности организации человеческой жизни и комплекса проблем, которые человеком решаются в ходе отражения его бытия и мышления. При этом величина изображаемого города значения, как правило, не имеет. Так в творчестве Анны и Константина Смородиных (общий псевдоним – Юрий Самарин) противопоставление атмосферы, духа столичного города и провинциального обнаруживается весьма часто. Например, измученного наркотиками и бессмысленностью своего существования подростка Стаса привозят из большого города на церковную заимку, находящуюся вдали от бушующей столичной цивилизации и человеческих пороков (трилогия «Особенные люди»). А в повести «Жизнь в кайф» вообще доходит до прямого противостояния Москвы и небольшого городка, в котором без документов, денег, а следовательно, ночлега, пропитания и возможности покинуть его оказывается главный герой. При этом прозаики наделяют описание городка таким количеством узнаваемых деталей, что уроженец Саранска без труда узнает свой город. К таковым следует отнести описание центральной площади, привокзальной территории, центральной части, до недавнего времени состоящей из частного сектора.

В этом плане показателен разговор на перроне, когда Дима обнаруживает, что не может вернуться в Москву, так как деньги и документы утеряны, а сопровождающий его Брикман уже уехал. Случайным собеседником на вокзале провинциального Эска становится Геннадий, фотокор местной газеты. В совокупности с описанием внешности и поведения Геннадия, исходя из характеристики городка, данном им, мы можем сделать вывод о нравах, царящих в провинции.

Таким образом,  топографические детали являются в произведениях А. и К. Смородиных не просто местом действия, неким фоном, но и несут на себе элементы характеристики переживаний героев в повествовании.

 

Литература:

1.      Самарин, Ю. Билет в посмертие. / Ю.Самарин  // Странник.- 1998.-  №3 – С. 36 -97.

2.      Самарин, Ю. Городская русалка / Ю.Самарин // Странник.- 2002.-№1. – С.25-34.

3.      Самарин, Ю. Заснеженная Палестина / Ю.Самарин. – Саранск: Мордов.кн. изд-во, 2002.- 127 с.

4.      Самарин, Ю. Ключи от рая / Ю.Самарин.// Странник.- 1999.- №2. - С. 45-76.

5.      Самарин, Ю. Особенные люди / Ю.Самарин. // Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.- 276 с.

6.      Самарин, Ю. Отсечь зло / Ю.Самарин.//        Странник.- 1996. - №№5-6.-С.12 - 43

7.      Самарин, Ю. Радостная слободка / Ю.Самарин. //Странник.- 2000.- №1. – С. 45-65.

8.      Самарин, Ю. Рассказы / Ю.Самарин.// Странник.- 1997.- №4. – С.32-65.

9.      Самарин, Ю. Рыбалка. / Ю.Самарин // Странник.- 2000.- №1.- С..98-109.

10.  Самарин, Ю. Творец / Ю.Самарин // Странник- 1996.- №2.- С.18-36.

11.  Смородин, К.В. Русский костер / К.В.Смородин, А.И.Смородина.  -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000.

12.  Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995. -  624 с.