Философия/2. Социальная философия

К.филос.н. Кузнецова М.Ф.

Сибирский федеральный университет, Россия

Модели мира и соответствующие им проекты науки

Современное научное исследование развертывается в условиях глобального технического прогресса, и это, как никогда ранее, определяет актуальность изучения, формирования и выбора таких важных понятий как модель мира и соответствующие им проекты науки. Ясное представление о них задает ориентацию и приоритетность в изучении объектов, явлений и процессов, определяя принцип руководства общей стратегией развития науки в целом.

Модель мира, как суммарное понятие, — это целостное отражение окружающей человека среды. Она направляет, организует восприятие и формирует комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе. Целостность модели позволяет человеку воспринимать предметы, объекты и события среды не как независимые изолированные единицы, а как части значимого целого, которое уже не является простой суммой его составляющих.

Если представление универсалистской модели мира берет свое начало в трудах софистов, то формирование космической, или анропокосмоцентрической модели напрямую связано с идеями Аристотеля. Каждой модели мира соответствует определенный проект науки, которому присущи собственные отличительные признаки.

«Если софистскому проекту науки соответствует ценностный, аксиологический исследовательский подход, согласно которому, в частности, все вещи, предметы, объекты, явления действительности соотносимы как ценности, как нечто имеющее потребительское, рыночное значение, то диалектическому проекту науки соответствует субстанциональный исследовательский подход, согласно которому все вещи, предметы, объекты, явления действительности соотносимы как богатство совершенного субстанционального и богатство лучшего – акцидентального, то есть принадлежащего субстанциональному в соответствии с его природой» [3]. Метафизический, софистский проект науки раскрывает мир как Универсум, как сумму частей, оцениваемые человеком с точки зрения их способности удовлетворять потребности самого человека. Приобретаемые знания ценны постольку, поскольку они дают возможность покорять природу и возможность пренебречь всеобщей связью, в том числе и с обществом. Процесс познания здесь состоит из сочинения теории и приписывания ее природе, создавая тем самым трансцендентальную реальность, удваивая мир. Задача – придумать мир, в котором можно себя реализовать. «Свободный индивидуум может строить какую ему заблагорассудится дедуктивную теорию-репрезентацию, и он не обязан задумываться об адекватности ее содержанию мира. Важно, чтобы такая теория задавала векторы самореализации ценностей, степени свободы, технологию получения соответствующих ей теорем, выводов, положений» [3]. Человек реализует себя не в поиске истины, а изобретении ценностей. В основе своей, это эгоцентричная, либеральная, технологическая система, нацеленная на преобразование мира.

Диалектический проект науки раскрывает мир как Космос, как определенную совокупность совершенств, в которую человек, общество обязаны встраиваться. Естественная задача человека – сочетать социальное нормотворчество с объективными законами природы и общества, формируя на этой основе стратегию общественного развития. Задача состоит в том, чтобы познать меры и качества возможной и действительной практики преобразований.

Говоря о проектах науки и соответствующих моделях мира, нельзя обойти вниманием слова австрийского физика Э. Шредингера: «Большой, важный и очень часто обсуждаемый вопрос заключается в следующем: как физика и химия смогут объяснить те явления в пространстве и времени, которые происходят внутри живого организма? … Предварительный ответ можно сформулировать так: явная неспособность современной физики и химии объяснить такие явления совершенно не дает оснований сомневаться в том, что они могут быть объяснены другими науками в будущем» [4]. Такую «несостоятельность» современной науки можно объяснить тем, что она развивается сегодня согласно неактуальному проекту в рамках господствующей универсалистской модели мира, по сути исключающей человека из всеобщей, вселенской (космической) связи. Стоит предположить, что содержание как естественных, так и социальных наук может весьма трансформироваться в условиях их развертывания согласно актуальному проекту науки и адекватной модели мира. При этом современные исследователи должны проявить «наряду с интеллектом немалую отвагу и революционную решимость, чтобы выйти за пределы сложившихся ценностных ориентаций» [1].

Таким образом, мы в очередной раз наблюдаем, что каждый из проектов науки подразумевает собственную модель мира: Универсум, где в центре находятся потребности «свободного» от всеобщей связи человека и сформированные им ценности, и работает принцип антропоцентризма, и Космос, где человек мыслится встроенным в общемировой порядок с определенной задачей познать его суть и реализовать себя в качестве созданного природой совершенства, и работает принцип антропокосмоцентризма.

 

Литература:

1. Антонов А.И. Демография в эру депопуляции // Демографические исследования. 2005. № 1

2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1 / Аристотель. М.: Мысль, 1976.

3. Чуринов, Н.М. Совершенство и свобода / Н. М. Чуринов. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. – 712 с.

4. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физика / Э. Шредингер. М.: Атомиздат, 1972.