Философия/2. Социальная философия

 

к.филос.н. Ахметов А.С.

Павлодарский государственный педагогический институт, Республика Казахстан

Содержание и особенности правовой культуры: социально-философский анализ

 

В условиях социально-экономических, политических преобразований в Республике Казахстан, очень важно обеспечивать процесс соблюдения законности принимаемых решений, кроме того, обеспечить реализацию правовых актов. Развитие правовой культуры напрямую зависит от результатов правовых реформ и поэтому необходима совместная работа государства и общества, средств массовой информации, каждого гражданина для достижения целей проводимых в стране правовых реформ и развития правовой культуры.

Правовая культура является составным элементом культуры общества и личности и может служить показателем развитости культуры. Это одна из сторон социально-нормативной системы, показывающей нравственно-правовой уровень общества в целом. Правовая культура – это показатель восприятия правовых знаний и навыков, правового поведения каждого

Прежде чем перейти к конкретному социально-философскому анализу правовой культуры, необходимо сделать ряд замечаний, которые на наш взгляд имеют важное методологическое значение. В первую очередь представляется возможным рассмотрение правовой культуры через призму творческой деятельности человека и его развития как субъекта этой деятельности. Данный подход ориентирует на выделение и развитие двух параметров правовой культуры: творческого и личностного, посредством которых устанавливаются критерии выделения правовой культуры из всего комплекса социальной жизни. Этот подход позитивен тем, что носит гуманистическую направленность, а это для нашего времени является важным элементом в формировании личности и ее развитии. Культура в этом понимании характеризуется как совокупность ценностей и процесс их реализации. Такой подход дает возможность охарактеризовать правовую культуру через меру процесса гуманизации человека и общества. Такой подход мы назовем личностный или творческий к пониманию правовой культуры.     

Здесь можно отметить мнения ученых, которые полагают, что правовая культура напрямую зависит от уровня развития культуры каждого человека и общества в целом. Сторонники  данного подхода склонны утверждать, что правовая культура способна развиваться вне права и во многом влиять на поведение человека.

Так, например, Б.С. Кабыкенова определяет правовую культуру как «неотъемлемую часть культуры общества в целом, и ее значение выходит за пределы сферы права и юридической практики». В правовой культуре, представляющей собой достигнутый уровень развития регулятивных качеств права и правовых ценностей, правового прогресса и духовной культуры, реализуется правосознание общества [1, 13-14].

Другую трактовку правовой культуре дает Турлаев А.В., который считает, что правовая культура и права человека – это взаимосвязанные явления, определяющие пределы свободы личности и обуславливающие их эффективную реализацию [2, 162].

Основываясь на данном подходе необходимо подчеркнуть, что правовая культура отражает идейно-правовое состояние общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знание права, уважение к законам. Правовая культура рассматривается некоторыми исследователями как совокупность всех компонентов, субъектов юридической науки, деятельность которых функционирует в целях прогрессивного развития социума, постоянного обогащения правовых предметных форм (юридических культурных ценностей).

Второй подход понимания правовой культуры опирается на  способность каждого человека быть участником процесса создания права, его деятельность определяет уровень влияния права и его механизмов на общество, такой подход можно назвать деятельностный.

Так, Г.И. Балюк, который является сторонником деятельностной концепции, дает интересное определение правовой культуре. По его мнению, правовая культура – это совокупность всех ­ценностей, которые создаются людьми в области права. Соответственно, правовая культура «включает само право» (объективное и субъективное), правосознание, правовые отношения, состояние законности, уровень совершенства законотворческой, правоприменительной и иной правовой деятельности. Она представляет собой как бы правовой феномен, близкий к пониманию всей юридической надстройки, но непременно включающий человека и его деятельность» [3, 6]. В данном случае правовая культура отождествляется с механизмом правового регулирования. Автор полагает, что такой подход позволяет устранить возможности их отождествления.

Похожей позиции придерживается В.П. Сальников. С его точки зрения, правовая культура близка к юридической надстройке, «но обязательно включает самого человека и его прогрессивную деятельность» [4, 495-497]. Содержание подходов Г.И. Балюка и В.П. Сальникова заслуживают внимания, так как обоснование не тождественности правового регулирования и правовой культуры вполне видится реальным и резонным.

В.И. Каминская и А.Р. Ратинов предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся в сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей. По их мнению, в состав правовой культуры входят следующие культурные комплексы: 1) право как система норм, выражающих государственные веления; 2) правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; 3) правовые институты, т.е. система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; 4) правовое поведение, как правомерное, так и противоправное; 5) правосознание (правовая психология), т.е. система духовного отражения правовой действительности [5, 39-40].

С нашей точки зрения, данный подход должен опираться не только на эти культурные комплексы, но и другие элементы правовой культуры к которым относятся: критерии оценки права и правового поведения, правотворческая деятельность, а также правовая наука.

Так, например, Е.В. Аграновская под правовой культурой личности понимает систему взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности и необходимости юридических прав и обязанностей, которые опосредуют отношение личности к правовой жизни общества, определяют ее правовое поведение [6, 18].

Правовая культура трактуется нередко через понятие уровня развития ее компонентов. В ней выделяются уровни правосознания, законности, совершенства законодательной базы и т.д.  В числе показателей уровня правовой культуры называются также развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, уровень юридического воспитания и  образования [7, 21]. Существует и другая тенденция – характеристика правовой культуры в качестве идейно-правового состояния общества, ее определение через категории «правовая жизнь», «правовая организация», «правовой прогресс» и подобные правовые явления культуры опирается на моральные, нравственные элементы развития личности, уровень его правового развития [8, 13-14]. Такой подход можно обозначить как нравственный или морально-этический.

Здесь уместно мнение С.А. Балгожиной, которая считает правовую культуру «показателем соединения в социально-нормативном поведении трех начал – морали, нравственности и права». В отрыве от морали и нравственности право превращается в голые идеи, сухие нормативы. Именно через соединение правовых норм с моральными, нравственными обеспечивается жизнеспособность общества [9, 175].

Мы согласны с мнением Т.В. Гороховской, которая считает, что правовая культура личности отражает в первую очередь степень и характер правового развития индивида, обеспечивающих гражданскую активность каждого индивида [10, 24].

Все эти подходы к определению правовой культуры общества и личности в целом, верно, отражают и раскрывают содержание этого понятия, но смысл этих подходов во многом совпадает друг с другом. Поэтому становится необходимым проанализировав все эти подходы найти более точное определение сущности правовой культуры, которая находила бы свое проявление в различных ее уровнях, формах, в том числе и в правовой культуре общества, отдельных социальных групп, а также личности. С учетом анализа приведенных выше подходов к рассмотрению правовой культуры, можно сделать вывод, что при ее изучении необходимо опираться на аксиологический подход к его трактовке. Именно аксиологическое ценностное видение правовой культуры позволяет более детально ее дифференцировать, отграничивать от других близких и взаимосвязанных с ней категорий, таких, как правовая реальность, механизм правового регулирования и т.д.

С позиций всего вышесказанного правовую культуру можно определить как культуру, обусловленную политическим, экономическим, социальным и духовным уровнем развития общества, как разновидность общей культуры, которая представляет собой меру освоения и использования, накопленных человечеством правовых ценностей и традиций, передаваемых от поколения к поколению в порядке преемственности.

 

 

Литература:

1.       Кабыкенова, Б.С. Философия правовой культуры [Текст] / Б.С. Кабыкенова // Вестн. Каз. нац. ун-та. Сер. политологии, философии, культурологии. – 2007. - №2. – С. 13-16.

2.       Турлаев, А.В. Правовая культура личности и права человека [Текст] /А.В. Турлаев // Актуальные проблемы современности. – 2007. - №2. –  С. 162.

3.       Балюк, Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии [Текст] / Г.И. Балюк. – Киев: О-во «Знание», 1984. – 48 c.

4.       Сальников, В.П. Правовая культура [Текст] /В.П.Сальников //Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород, 1993. – С.495-497.

5.       Каминская, В.И. Правосознание как элемент правовой культуры [Текст] / В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр.   – М., 1974. - С. 39-40.

6.       Аграновская, Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности [Текст] / Е.В. Аграновская. - М.: Наука, 1988. – 142 с.

7.       Семитко, А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс [Текст] / А.П. Семитко. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. – 176 c.

8.       Красавчиков, О.А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры [Текст] / О.А. Красавчиков // Сов. государство и право. - 1968. - №6. - С. 13-14.

9.       Балгожина, С.А. Правовая культура личности [Текст] / С.А. Балгожина // Вестн. Жезказг. ун-та им. О.А. Байконурова. – 2007. - №1. – С. 175.

10.   Гороховская, Т.В. Типы и уровни правовой культуры личности [Текст] /Т.В. Гороховская // Вестн. Каз. нац. ун-та. Сер. юрид. – 2005. - №5. –   С. 24.