д.филос.н., профессор Фомина Марина Николаевна

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия

ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА И ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Статья посвящена анализу понятий «философская культура» и «диалог». Дан анализ системы «культура-мышление-мысль».

Ключевые слова: философская культура, культура мышления, мировоззрение, диалог.

Article is devoted the concept analysis «philosophical culture» and «dialog». The analysis of system "culture-thinking-thought" is given.

Keywords: Philosophical culture, culture of thinking, outlook, dialog.

 

Философии принадлежит ориентирующая роль в сложной динамической системе современного мировоззрения, так как    «насыщает» его творческим мышлением. Поэтому неслучайно, что именно философская культура созидает творчески мыслящую личность, способную принять на себя ответственность, являясь культурой мыслящего человека. Как заметил Гегель, человек мыслит и ищет в мышлении свою свободу и основания нравственности. А философская мысль рождается только свободной личностью, поэтому философия — результат сомнения и духовного поиска.

Опыт мирового и отечественного философствования сосуществует в точке, где прошлое соприсутствует с будущим, а будущее — с настоящим. М. Мамардашвили, объясняя «вечность философии», использует образ «веера сосуществования» для соединения мысли во времени. Мысль, однажды возникнув и не потеряв себя в веках, реализуется благодаря диалогичности сознания. В этом случае философская культура, будучи диалогична по своей природе раскрывает вечность в настоящем, предопределяет будущее в прошлом. Это дает основание, рефлексируя слова В.С. Библера, говорить о том, что философская культура существует в контексте онтологического диалогизма и представляет собой единство законченности и открытости, сиюминутности и вечности бытия мысли.

Она концентрирует в себе личностно ориентированную, онтолого-логическую философскую мысль, которая, рождаясь, не имеет своего прошлого и настоящего. Но именно она обеспечивает то, как заметил В. Библер, что логическое «прошлое» и логическое «будущее» втягиваются в кратчайшее «настоящее». Философия, будучи практически ориентированной, представляет путь духовного поиска человека, который, по словам Эммануила Канта, является философом в собственном смысле слова» А в теории, по определению Гегеля она — эпоха, постигнутая в мышлении. Поэтому, говоря о бытии философской культуры, мы говорим о мысли вновь рожденной, как заметил М. Мамардашвили.

 Философская культура имеет свой духовный стержень — философское сознание. Осмысливая происходящие процессы на уровне духовного напряжения, она создает образ, который или принимает или отторгает. Если отторгает его, то возникает необходимость подготовить замену – мировоззренческий и методологический фактор диалогичности культур.

 Если О. Шпенглер раскрывает историю как чередование культур, представленных в виде неких изолированных друг от друга организмов, каждый из которых обладает некой символической «прадушой», «генетическим кодом», то диалогичность культур определяет вектор не просто существования культур, а – со-бытийность культур в одном пространстве.   Поэтому развитие культуры как системы сопровождается выделением экстра- и интра-полярных отношений, которые и определяют бытийность диалога культур. Благодаря диалогичности культура становится «озвученной» и доступной как универсальное образование для взаимодействия с другими культурами, что характеризует ее экстра- и интраполярность. 

Существуя в ограниченном пространстве как интра-культура, испытывая на себе влияние, а порой и подавление со стороны экстра-культур, культуры образуют в результате взаимодействия новые пространственные характеристики. Поэтому говоря о векторе существования восточных и европейских культур К. Ясперса, можно утверждать, что вектор подтверждает не только факт культурного взаимодействия, но и обеспечивает условия для культурного диалога в условиях формирующегося культурного пространства.

Понятие «культурное пространство» фиксирует наличие экстра- и интра-полярного начала, так как оно воплощает в себе неоднородность пространств локальных культур. Благодаря этому в пространстве культуры прошлое сохраняется в настоящем (на уровне диалога прошлое-настоящее в конкретной культуре), что обеспечивается за счет преемственности традиций.

Если в пространстве культуры – вертикальная динамика диалога культур, то в культурном пространстве – горизонтальная, так как диалогичность пространства культуры создает человека культуры, а диалогичность культурного пространства – культурного человека и т.д.

Насколько бы наши рассуждения не были бы ограничены рамками социального восприятия, мы, тем не менее, соединяем в философствовании два мира — целостный и единичный, космос и мир моего «Я», макро- и микрокосмос. Проецируя на вышесказанное отмечаем, что философская культура, т.е. культура мышления, позволяет определить не только культурную идентификацию, но и идентификацию, в целом; заданность культурного диалога и диалога культур; идентификацию человека культуры (в границах пространства культуры) в рамках культурного пространства как гражданина мира. Это дает основание говорить о философской культуре как о мировоззренческой модели, подверженной подражанию.  

 

 

1.      Фомина Марина Николаевна

2.      профессор

3.      Забайкальский государственный университет, г. Чита, 672039, ул. Александро-заводская, 30, тел.: 8 3022 41 7236

4.      672000, г. Чита, ул. Анохина, д, 72, кв. 42, тел. +79144912120, Email: marf_05@mail.ru

5.      Fomina Marina

6.      professor

7.      Transbaikal state university Russia, Chita, 672039, st. Alekcandro-zavodckay, 30, tel. 8 3022 41 7236

8.      672039, Chita, st. Anohina, 72-42, тел. +79144912120, Email: marf_05@mail.ru