Алиева
Л.А.
Соискатель кафедры
государства
и права ДГУ
Особенности формирования и развития
нормативно-правовой кльтуры Кайтагского уцмийства.
Как известно, в современный период большое
значение придают историко-правовому опыту, к примеру, правосознания в целом. На
протяжении веков у кайтагцев, так же, как и у других народов Дагестана, важную
роль играло обычное право. Тут следует
отметить, что до сих пор у дагестанцев уважительное отношение к адатам, и они
на подсознательном уровне соблюдают их. Для нашего многонационального
государства сыграло бы важную роль изучение правового наследия и использование некоторых их них в
современном законотворческом процессе. Стоит отметить, что изучением обычного
права занимались как в дореволюционный советский период, так и в современный. В
советский период данному вопросу посвящали свои работы такие ученые, как
Ковалевский М.М, Леонтович, Б. Далгат, Магомедов Р.М, Омаров А.М., Хашаев Х.М.
В современный период -Гаджиев В.Г., Исмаилов А.М, Исаев Ш.М. На юридическом
факультете с учетом актуальностей проблемы создана лаборатория обычного права,
где, в частности, изучаются проблемы правонаследия народов, в том числе,
Кайтага.
Касательно правосознания, следует
отметить, существенное влияние ислама и, по сути, ислам с утверждения и до
сегодняшнего дня формирует мировоззрение определенной части дагестанцев. Но в
данном случае, наше внимание привлекает основа правосознания. Обычное право и
шариат – взаимодействие и взаимовлияние этих систем стало основой в правовой
системе дагестана.
Говоря об обычном праве, следует отметить,
что оно нашло свое отражение и было систематизированно в «Кодексе Рустем-хана»,
составленном в начале 17 века. Он закрепляет безраздельную власть феодалов над
всеми категориями зависимого крестьянства, как результат компромисса между
уцмием и сохранившими внутреннюю независимость общинами Верхнего Кайтага. В это
же время появляется «Свод заповедных
законов Кайтаг – дарго», и в отличие от остальных кодексов, этот свод
написан не по-арабски, а на местном
кайтагском диалекте даргинского
языка. Само собой разумеется, что жители должны были знать содержание свода,
чтобы соблюдать его правила, но знанием арабского языка в 17 в. мог
похвастаться далеко не каждый.
О том, что данный свод законов составлен именно на кайтагском диалекте, а не на арабском (принятом в то
время повсеместно), говорит то, что в своде много терминов на кайтагском
диалекте даргинского языка.
В этих постановлениях есть задел
«Пословицы и поговорки», закрепляющий власть хана и совета старейшин.
Использование перед каждой статьей закона
народной пословицы: «у того, кто придержит язык – голова уцелеет»
является дополнительным напоминанием всего того, что вышеуказано [Магомедов:
1999].
А наличие совета старейшин (совета
«мудрых» людей), с которым был обязан был считаться уцмий в решении важных
вопросов говорит о том, что власть
уцмия в этот период все-таки не была столь авторитарной, как это характерно
для других феодальных объединений. Если сравнивать существующие на сегодняшний
день мусульманские государства, особенно в юго-восточной Азии, то политическая
ситуация, создавшаяся в кайтагском уцмийстве в 17 веке, была намного
демократичной.
Обращения народа к уцмию за
поддержкой в государственных вопросах
также сыграло важную роль в составлении свода законов. Назревает момент, когда
необходимо закрепить в правовом порядке возникающие ситуации в обществе. Народ
сам как бы является инициатором создания определенного порядка в уцмийстве. А
вот как использовал уцмий возникшую необходимость в издании свода законов, зависело от того, насколько уцмий солидарен
с народом.
Ведь свод заповедных правил – это запись правовых обычаев Кайтага ХVI-
нач. ХVII вв. с добавлением некоторых предписаний административного характера,
установленные уцмием Рустем-ханом.
О
солидарности уцмия с народом говорит тот факт, что в варианте сборника,
обнаруженного в архиве Грузии, имеется пометка "При уцмие Рустем-хане, все
жители Уцми-Дарго (Кайтаг), собравшись в деревне Кишья, единогласно установили
следующие адаты".
В кодексе предусматривалась
единообразная ответственность по уголовным и гражданским делам, возникающими в
уцмийстве, устанавливались определенные обязанности населения в случае войны,
походов и т.д.
Естественно, нельзя не учитывать, что в составлении
правил порядка, в усилении закона, прежде всего был заинтересован уцмий. Не надо забывать о народных
выступлениях, происходивших ранее на территории Кайтага. В 1580 году при уцмии Гасан-Али в Кайтаге
вспыхнуло восстание раятов, завершившееся выселением многих беков в
Янгикент. Происходили и другие события, выражающие недовольства среди местного
населения. Нельзя не заметить, что местное население всегда отличалось независимостью. А сохранение в Верхнем Кайтаге свободных раятов, говорит само за себя.
Интересен свод тем, что в нем указаны не только его права, но и
обязанности. В частности, "Пусть
уцмий наказывает тех, которые делают насилия и притеснение другим и не поддерживает
подобных людей; а если он последует по их стопам, то его устранить от
должности", "Пусть уцмий ежегодно собирает умных и почетных
людей и растолковывает им то, что написано в этих адатах", "Пусть
"диван" будет справедлив и уцмий должен решать все дела по
справедливости".
Учитывая, что отправление
правосудия всегда являлось привилегией феодал, тем более в 17 веке, иногда
такие моменты вызывают массу вопросов.
Остается только
предполагать, что демократические отношения
в кайтагском обществе
достигли на тот период кульминации
расцвета.
Существенное влияние на правосознание горцев оказали и нормы
шариата. К примеру, гражданско-правовые
отношения регулировались на основе шариата. Одна из норм «Постановлений Рустем-хана»
упоминает о разбирательстве тяжб кадием, в сферу деятельности которого входило
рассмотрение дел согласно мусульманскому закону. Таким образом, можно сказать,
что имело место параллельное действие адатных и шариатных норм при господстве
первых.
Говоря о шариате, как основе правосознания, следует отметить, что роль
Ислама возросла в 19 в. , когда государство (имамат) возглавил
религиозно-политический деятель Имам Шамиль.
Хотя, как было выше отмечено, ислам задолго до 19 в. выполнял в
Дагестане функции мировоззренческой и социально-культурной системы для всех
народов. Но всё же шариат действовал на Северном Кавказе в очень узких рамках:
он регулировал лишь исполнение религиозных обязанностей, брачно-семейные и наследственные отношения,
на которые глубокое влияние оказывали адаты. Известно, например, что вопросы, связанные
с наследованием, с общего согласия истца, ответчика и самого судьи нередко
решались по адату, но могли быть пересмотрены на основе шариата. Что же
касается ответственности, то она полностью определялась обычаями. Отступление
от шариата в этой области объяснялось тем, что
ислам предусматривает слишком строгие наказания за некоторые
преступления (например, за кражу), которые по адату считались
малозначительными. Можно сказать, что адаты были единственным препятствием с
которыми в этом регионе сталкивался ислам. Имам Шамиль был вынужден решать
проблему адатов и принимать жесткие меры по их искоренению. Но вместе с тем, он
понимал, что адаты - это не просто обычаи, а стержень жизни горцев. Отказаться
от них означало поколебать традиционнве формы общественных и личных связей,
подорвать сами основы существования горских обществ.
В этом отношении наиболее интересны те низамы, которые отменяли
противоречащие предписаниям шариата обычаи. К примеру, был принят низам,
установивший предельный размер калыма в 20 рублей при заключении брака с
девушкой и в 10 рублей с вдовой. Вместе с введением этой нормы Шамиль запретил
муллам оформлять браки молодых людей, решившихся на побег из-за слишком
высокого калыма. Сам побег, ранее являвшийся распространенным обычаем, стал
рассматриваться, согласно шариату, как
основание для привлечения к ответственности за прелюбодеяние [Сюкияйнен:
2].
Таким образом, Шамиль настойчиво вытеснял адаты, противоречашие
нормам ислама. Однако традиции горцев оказались очень прочными и после падения
Имамата прежние обычаи быстро восстановили свои позиции. Но деятельность
Шамиля, как рефоратора адатов не прошла бесследно для Северного Кавказа т.к.
приобщаясь к мусульманско-правовой культуре горцы приближались к усвоению идеи
права. Действенность мусульманского права объясняется его особой близостью к
правосознанию и мировоззрению мусульман, воспринимающих это право в тесном
единстве с шариатом, а значит, со своими национально-культурными корнями и
верой.
Литература:
1.
Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. — Махачкала, 1999.
2. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и обычаи: проблемы взаимодействия.
М., 1986.