Академик АН Республики Узбекистан,    д.э.н., профессор Убайдуллаева Р.А   

                                                       д.э.н.,с.н.с. Рахимова Д.Ф

                                                       к.э.н.,с.н.с.Кадырова Д.Ф

 

Роль и место социологии общественного мнения           в развитии науки Узбекистана

Общеметодологические основы изучения
общественного мнения

Социология общественного мнения – это важнейшая  область современной социологической науки. При этом феномен общественного мнения следует  рассматривать как сложную духовно-нравственную систему и особую форму общественного сознания населения, проявляющуюся в его оценках различных сторон общественно-политической, социально-экономической, нравственно-духовной жизни общества.

Системообразующими признаками общественного мнения являются:

-  значимость общественного факта, события, по которому формируется общественное мнение;

-  духовно-интеллектуальный, нравственный уровень общества, различия социальных слоёв и групп населения, которые представляют общественное мнение;

- духовно-нравственная позиция, политические воззрения граждан, политических партий, общественных движений как генераторов общественного мнения;

- национальные, этнические, религиозные особенности населения, определяющие социальные действия, находящие отражение в общественном мнении;

- соотношение главного и сопутствующих интересов, реализуемых в процессе осуществления социального действия, уровень гармоничности, который определяет состояние и устойчивость общественного мнения.

В процессе изучения общественного мнения вышеуказанные признаки рассматриваются в логической взаимосвязи и последовательности.

Основными областями выражения общественного мнения являются нравственность, мораль, право, религия, культура, экология, экономика, политика и др. Изучение общественного мнения в этих сферах жизнедеятельности общества по своей сути представляет собой оперативное реагирование социологической науки на соответствующие запросы социальной практики.

Общественное мнение является необходимым элементом и эффективным средством системы государственного управления социально-экономическими и политическими процессами. Общественное мнение, выраженное народом по актуальным проблемам жизнедеятельности общества, представляет собой своеобразный «социальный барометр», позволяющий вести постоянный социальный мониторинг развития общественно-политических, социально-экономических и других процессов в стране. На этой основе вырабатываются научно-обоснованные предложения и рекомендации (модели действий) по наиболее важным аспектам развития общества, своевременный учет которых способствует снятию возникающих социальных напряжений и повышению эффективности государственного управления.

Научное изучение общественного мнения на методологической            основе современной социологической науки дает возможность выявить тенденции и закономерности его формирования, а также механизмы проявления общественного сознания. Вместе с тем постоянный мониторинг общественного мнения позволяет не только определять «состояние сознания» населения, но и непосредственно участвовать в формировании общественного мнения по тем или иным вопросам социального, экономического и политического движения страны, прогнозировать его дальнейшее развитие.

Таким образом, с полной определенностью можно констатировать, что научно-обоснованное изучение общественного мнения является важнейшим, необходимым фактором активного формирования общественного сознания населения.

Общественное мнение возникает и существует в конкретных               социально-исторических и общественно-политических условиях.                              В зависимости от той или иной ситуации общественное мнение
может сильно меняться. Это вполне объективно, т.к. абстрактного, внеситуационного, внеисторического общественного мнения не бывает и быть не может. По одной и той же проблеме, но в разной социально-политической обстановке, на разном историческом  отрезке времени общественное мнение может быть самым различным и даже в корне иным, чем прежде.

Общественное мнение, как специфическое проявление общественного сознания непосредственно связано с уровнем демократизации. Поэтому свобода изучения общественного мнения, степень его глубины, широты и распространенности, является выразителем демократизации общества.

Изучение общественного мнения необходимо для принятия важных государственных решений, при подготовке и организации демократических выборов. Особенно важен учет общественного мнения при разработке различных законов и законодательных актов. В развитых демократических странах мира общественно значимые государственные решения и принятие законов предваряются тщательным изучением общественного мнения. Это существенно повышает качество и надежность принимаемых законов и государственных решений и вместе с тем является показателем развитости демократических форм организации власти в стране.

Социология общественного мнения является важным разделом социологии – науки об обществе. Само понятие “социология” состоит из двух слов: латинского – socitas (общество) и греческого – logos (учение).

Общество, как известно, является объектом изучения множества наук. Каждая наука, изучая общество, определяет свой собственный предмет исследования, близкий ее природе и главным интересам. Социологию в этом комплексе наук об обществе выделяет то, что ее интересует, прежде всего, социальные взаимосвязи и человеческие  отношения, которые формируются на различных уровнях социальной структуры общества, начиная с индивида, семьи, махалли, школы, института, завода, учреждения, района, города, области, страны
в целом и всего общества. Поэтому социология изучает не общество,
а тот социальный материал, из которого общество складывается, на базе которого оно функционирует и развивается.

Такая интерпретация специфики социологической науки в общей системе наук об обществе позволяет дать следующее определение предмета современной социологии: Социология изучает общество как живой социальный организм по отдельным его составляющим, закономерности их функционирования и развития в системе социальной организации, уделяя особое внимание формированию широкого спектра человеческих взаимоотношений и общественного мнения на разных уровнях социальной и территориальной структуры общества.

Социологическая наука в результате интенсивного процесса дифференциации и интеграции в настоящее время превратилась в сложную, разветвленную систему комплексных (синтетических) и частных (отраслевых) наук и научных направлений.

Особое, центральное место в современной системе социологических наук занимает социология общественного мнения, так как она имеет тесные взаимосвязи практически со всеми синтетическими и отраслевыми направлениями социологии.

В основе социологических исследований общественного мнения Центра “Ижтимоий фикр” (Узбекистан) лежат системно-целевой и структурный подходы. При этом особое значение придается этносоциальному, региональному и социально-дифференцированному анализу формирования и функционирования общественного мнения в узбекистанском обществе.

Этносоциальный подход предполагает всесторонний учет менталитета узбекского народа, его национального самосознания и принадлежности к исламской религии, приверженность к национальным традициям, народным обычаям, нормам поведения и т.д. На формирование и функционирование общественного мнения в национальной среде существенное влияние оказывают такие характерные черты узбекского народа как уважение старших, почитание руководителей, терпеливость, дружелюбие, толерантность, неприхотливость, чадолюбие, крепость родственных уз, отношение к семье как наивысшей ценности и др. Эти национальные черты формируют особую ментальность узбекского народа, что требует всестороннего ее учета при изучении общественного мнения среди коренного населения страны.

В условиях наличия существенных территориальных различий в социально-экономическом развитии страны при изучении общественного     мнения определенное внимание уделяется региональному подходу. Он предусматривает выявление территориальных особенностей возникновения, формирования и функционирования общественного мнения на уровне административных областей, районов и городов.

Сравнительный анализ состояния и развития общественного мнения по различным административным единицам дает возможность более глубоко и всесторонне исследовать причины и факторы формирования и трансформации общественного сознания и тем самым вырабатывать научно обоснованные выводы, предложения и рекомендации  по управлению социально-экономическими и общественно-политическими процессами в стране.

Социально-дифференцированное изучение общественного мнения исходит из проблемно-целевого подхода и реально существующей дифференциации общественного сознания по отдельным социальным слоям общества, этническим и демографическим группам населения. Социально-дифференцированный подход при изучении общественного мнения позволяет более глубоко и детально рассмотреть особенности формирования и функционирования общественного сознания на уровне различных социальных слоев, с учетом демографического и этнического состава населения страны, регионов, городов и т.д.

Такой подход особенно важен в странах с многонациональным населением, характеризующимся большой этнической мозаичностью, каким является Узбекистан.

Особенности изучения общественного мнения в Узбекистане

Важной особенностью изучения общественного мнения в Узбекистане является учёт его многонациональности. Полиэтничность Узбекистана имеет глубокие исторические корни. Она формировалась с глубокой древности, т.к. страна, занимая выгодное географическое положение в Центральной Азии, находилась в важном узле известного Великого шелкового пути.    Территория нынешнего Узбекистана и, прежде всего, его оазисы с благодатными природно-климатическими условиями, привлекали переселенцев и с Востока, и с Запада.

Многонациональность страны значительно расширилась  в годы царской и советской колонизации, когда в Узбекистан целенаправленно осуществлялась массовая миграция славян, принудительное переселение целых народов крымских татар, корейцев, турок-месхетинцев, немцев, кавказских народностей и др.

Славяне в основном оседали в городах, где их доля среди
жителей сравнительно высока. Поэтому одной из этносоциальных особенностей Узбекистана, которая должна была учитываться  при изучении общественного мнения на начальных этапах развития Центра «Ижтимоий фикр», являлась низкая урбанизированность населения республики. В городах и городских поселках страны проживало всего немногим более 35% её населения. В настоящее  время ситуация существенно изменилась. В городах проживает более 50% населения Узбекистана.

Другим, не менее важным, социальным аспектом, учет которого очень важен в изучении общественного мнения  в Узбекистане, выступает деформированная в советские годы социальная структура населения страны. Основными социальными слоями узбекского общества являются дехкане, фермеры, очень низок удельный вес рабочих коренных национальностей.                  С обретением независимости в стране начинает формироваться класс собственников, предпринимателей, банкиров, служителей культа, успешно развивается народное образование, наука, искусство, спорт, сфера обслуживания и т.д.

Следует учитывать, что общий уровень образования населения Узбекистана достаточно высок(коэффициент грамотности населения в 2004         году составил: женщин в возрасте от 15 лет и выше 98,9 %, мужчин – 99,6%[1] В республике достигнута сплошная грамотность  населения, среднее образование является обязательным. Но, несмотря на это, особый менталитет узбекского народа создает  определенную специфику при изучении общественного мнения.
Дело в том, что для коренного жителя коллективное мнение
гораздо важнее мнения собственного. Этот общинный менталитет еще совмещается с беспрекословным принятием мнения старших
по возрасту, по должности, занимаемому положению в обществе.

Общинное мышление в узбекском обществе подкрепляется традициями коллективного поведения населения, благодаря  сохранению и укреплению в годы независимости института  местного самоуправления – «махалля». Жители этого своеобразного территориального округа в своей основной массе соизмеряют
свое поведение с мнением соседей и махалли и подчиняются национальным традициям, народным обычаям общинного образа  жизни, соблюдающихся в своей махалле.

Верность национальным традициям, неуклонное соблюдение народных обычаев и обрядов исходит из исламского по своему происхождению, культурного и национального сознания коренного населения, что также является одной из важнейших особенностей, которая должна учитываться при изучении общественного мнения в Узбекистане.

Термин «общественное мнение» впервые введен в научный оборот в XII веке в Англии, хотя общественное мнение, как форма массового сознания, существует с далеких исторических времен.

Общественному мнению большое внимание уделялось и
в древнем Туркестане (Маверонахре). Особо следует указать
на отношение к феномену общественного мнения таких мыслителей и государственных деятелей Востока как Абу Наср Фароби, Исмаила Самани, Алишера Навои, Амира Темура и др.

Амир Темур при оценке общественного мнения руководствовался тем, что он знал, ценил и уважал свой народ, в своей жизни следовал идеям справедливости и добра. Он резко осуждал правителей, которые вели дела, не учитывая мнения подданных. Такая власть, по его мнению, является не долговечной. Амир Темур придерживался  принципа: «чтобы вместе быть – необходимо общей идеей всех увлечь». Он большинство государственных дел решал, обсуждая и советуясь с авторитетными представителями различных слоев общества (своего рода «экспертами»).

Амир Темур при уточнении состояния общественного мнения опирался на советы представителей двенадцати общин и сословий своего окружения, военачальников, специальных  людей, информировавших его о суждениях соседей-правителей,  об общественном мнении разных слоев общества.

Одним из мест и проводников общественного мнения  в те времена в Туркестане являлись караван-сараи, чайханы,  базары и особенно мечети. В таких традиционных центрах духовно-культурного общения встречались представители культуры, ученые, путешественники, паломники, местные жители и торговцы.
Здесь можно было услышать мнения различных людей,  слоев и групп населения, в том числе и иностранцев. В общественных местах происходили массовые культурные и политические мероприятия. Эти события находили отражение в социальной  и бытовой жизни населения, оказывали влияние на формирование общественного мнения.

Караван-сараи, чайханы и базары были местами функционирования традиционного народного творчества, которое  в силу своей демократичности на протяжении столетий являлось выразителем народного сознания, играло важную роль  в формировании и утверждении общественного мнения.

Таким образом, Амир Темур широко использовал официальные и неофициальные каналы сбора информации,  что обеспечивало полноту сведений об общественном мнении различных слоев населения.

Следует особо отметить, что работу по изучению и использованию общественного мнения он возвел в ранг государственной политики, для чего:

- в метрополии и завоеванных странах, регионах систематически проводились сходы народа, курултаи, действовали различные советы, принимающие решения на базе конкретного общественного состояния;

-   как в центре, так и в регионах действовала государственная система по изучению общественного мнения, контроль за которой осуществлял министр по делам справедливости («Адолат Вазири»). Существовал специальный институт по анализу полученных данных и выработке взвешенных, выверенных решений, рекомендаций;

- Амир Темур выступал и законотворцем, опираясь при этом на общественное мнение, зная, что общественное мнение является не только основой законотворчества, но и своего рода защитной силой принятых законов;

 -  он создал развитую сеть сбора информации по выявлению состояний общественного мнения по вопросам государственной политики, морали, религии и т.д.

На основе изучения и формирования общественного мнения Амир Темур стремился создать единый союз мнений народов метрополии и покоренных стран.

Выдающийся государственный деятель и мыслитель Алишер Навои обратил особое внимание на традиции, обычаи, обряды, которые в значительной мере влияют на общественное мнение и становятся движущей силой внутреннего развития государства и общества. Он стремился к правильной и справедливой организации социальной политики, защите населения от противоправных действий во время сбора налогов, целесообразному распределению земельных, водных и иных ресурсов государства на справедливой основе.

Постоянное изучение политического статуса, численного и структурного состава племен, народов, этнических образований,  учет историко-культурной практики каждой социально-демографической системы общества способствовали, по мысли Алишера Навои, гармоническому функционированию и стабилизации общества и государства.

Государственные деятели и мыслители Мавераннахра рассматривали общественное мнение не только как социальный результат проводимой ими внутренней и внешней политики, но и как важнейший рычаг регулирования и управления  социальными процессами. Многовековая историческая практика свидетельствует о том, что снижение статуса общественного мнения в обществе вело к экономическому, духовному спаду в общественном развитии, нарушению принципа справедливости  и, в конечном счете, к кризису в различных областях жизнедеятельности общества, к застойным явлениям.

Следует особо выделить ту особенность, что в жизни народов Туркестана приоритетное значение во все времена имела групповая, общинная демократия. Она способствует превращению мнения общины в авторитетную общественную силу, утверждающую атмосферу взаимоуважения прав каждого члена общины и способствующую развитию у него сознания равенства. В общественном мнении общины каждый находит средство защиты и своего личного достоинства и коллективных интересов.

«Важная особенность нашего общества заключается в том, – подчеркивает Президент Узбекистана И. А. Каримов, – что она базируется на идеях коллективизма, единства общинных интересов, приоритета общественного мнения».[2] С учетом этого  Центр «Ижтимоий фикр» свою деятельность осуществляет в тесной взаимосвязи с махаллями, как традиционными, национальными институтами социальной организации и самоуправления граждан.

Таким образом, социально-экономическое и политическое развитие общества представляет собой сложный и многогранный процесс, который находит свое выражение в динамике общественных, групповых и индивидуальных потребностей, чему соответствует определенное общественное мнение, сложившееся из интегрированного мнения социальных групп, слоев, отдельного индивида.

Изучение формирования, функционирования и развития общественного мнения по различным вопросам жизнедеятельности общества и учет его в государственном управлении социально-экономическими и политическими процессами имеет непреходящее значение в демократическом обществе.

В связи с этим, в условиях независимого, суверенного
развития Узбекистана большое значение имеет постоянный мониторинг общественного мнения на основе методологических основ его изучения с всесторонним учетом национальной  специфики и узбекского менталитета.

          Это выдвигает актуальную задачу постоянного совершенствования методологии изучения общественного мнения .Изучение  зарубежного опыта[3], учет национальной специфики и менталитета узбекского народа выдвигает актуальную задачу постоянного совершенствования методологии, методики и практики изучения общественного мнения в Узбекистане.

Перспективы изучения общественного мнения в Узбекистане

В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ
и формирования гражданского общества в стране разработанной Президентом страны И.А. Каримовым, исходя из требований сегодняшнего и завтрашнего дня, дан новый мощный импульс нашему поступательному движению по пути реформирования и модернизации страны, особо отмечена роль неправительственных независимых общественных  организаций.

«По мере становления и укрепления их авторитета в обществе, усиливается роль институтов гражданского общества в осуществлении действенного общественного контроля за деятельностью государственных и властных структур. Сегодня институт общественного, гражданского контроля становится одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи общества с государством, выявления умонастроения людей, их отношения к проводимым в стране преобразованиям… Тем самым создаются условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе»[4].  

С одной стороны государство сегодня фокусирует внимание
на проблеме демократического участия и обмена различными точками зрения различных групп населения по общественно значимым вопросам. С другой, само общество осуществляет социальный контроль, стремясь поддержать достаточный уровень согласия относительно ценностей и норм поведения.

Сегодня институт общественного, гражданского контроля становится одним из важнейших элементов обеспечения эффективной обратной связи общества с государством, выявления умонастроения людей, их отношения к проводимым в стране преобразованиям.

В числе важнейших институтов гражданского  общества, являющихся важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, указаны  ряд неправительственных организаций республики, в том числе Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр».
            Сформированный за короткий исторический период времени новый климат общественной жизни в Узбекистане дал возможность становлению и интенсивному развитию общественного мнения – необходимого условия развития демократии и построения гражданского общества в стране, национального возрождения и роста самосознания народа.

Важный фактор, увеличивающий интерес к изучению общественного мнения – необходимость совершенствования знаний и умений, необходимых для организации, проведения исследований, методики анализа и интерпретации социологической информации.

Для получения достоверных, глубоких научных знаний необходимо осваивать не только новые технические методы,  но и существующие, давно апробированные, модифицировать  их под конкретные исследовательские задачи, разрабатывать и внедрять новые методы анализа социологических данных.

Перспективы изучения общественного мнения нельзя связывать только с методической стороной этого вопроса. Понятие научности (качества) исследования включает в себя множество аспектов, которые требуют самостоятельного изучения.

Процесс активного изучения общественного мнения, который развивается в годы независимости в Узбекистане говорит о дальнейшей демократизации общества, то есть о том, что мнение простых людей является важным социальным индикатором состояния общественных отношений в стране. Однако для того,  чтобы общественное мнение в большей или меньшей степени могло влиять на положение дел в государстве, необходимо достижение высокой степени объективности и достоверности его результатов.

Социологические исследования – ориентир для преобразования общественного мнения в конкретных сферах общественной жизни. Этому способствует широкое распространение социологической информации среди общественности, иначе говоря, проводимое социологическое просвещение общества. Результаты этой работы рассчитаны главным образом на перспективу, когда социологическая информированность и подготовленность станут обязательными условиями для гражданской активности.

Современная социология общественного мнения, как наука             обогащается новыми данными, гипотезами и концепциями, которые                 можно отнести ко всем основным областям ее проблематики.
Она все активнее включается в решение многообразных задач, возникающих в различных сферах социальной практики. Социология общественного мнения имеет дело, прежде всего, с реалиями  сознания людей. Общественная жизнь, с социологической точки  зрения – это проявление сознания и психологии в жизнедеятельности широких народных масс.

Исторически новое качество существования и развития независимого Узбекистана есть воплощение узбекской национальной идеи, высокой духовности и просветительства, укрепления демократии и гражданского общества.

За годы независимости Узбекистана в жизни страны произошли глубокие изменения. Существенно повысилась общественно-политическая активность населения, полным ходом осуществляются процессы демократизации нашего общества, сформирована многоукладная социально ориентированная экономика, созданы экономические и правовые условия для свободы предпринимательства, осуществлены либерализация экономики и формирование рыночной инфраструктуры, проведена либерализация внешнеэкономической деятельности, обеспечены надежные социальные гарантии широких слоев населения, интенсивно развивается процесс духовно-нравственного возрождения общества.

Уникальность концепции национальной идеологии заключается в том, что она опирается на вековые традиции, обычаи народа, его язык, религию, духовность, мировоззрение и мышление наших людей. Вместе с тем она впитывает и охватывает современные общечеловеческие ценности и достижения, служит упрочению мира и согласия в стране, расцвету Родины, интересам человека.

Мониторинг общественного мнения, проведенный Центром «Ижтимоий фикр» показывает, что в годы независимости происходит формирование развитого национального самосознания всего населения Узбекистана как социальной целостности. Этот процесс характеризуется сведением в единое целое позиций всех этнических групп, населяющих Узбекистан.

Узбекистан вошёл в ХХI век, имея и реализуя на деле свою собственную стратегию развития. Конечно, предстоит еще обогатить ее конкретными программами, наполнить реальным содержанием практических действий. И в этом деле особую роль играет реализация концепции национальной идеологии, которая вбирает в себя всю человеческую мудрость, весь многовековой опыт, все наиболее прогрессивные достижения, как узбекского народа, так и наиболее развитых стран.

 В этой связи надо подчеркнуть, что проводимые в республике социологические исследования и опросы общественного мнения выполняют функции системообразующих источников социальной стратегии в интересах повышения эффективности управления развитием общества. Результаты исследований отчетливо высвечивают тенденции формирования культуры интегративного подхода к социальному развитию в современном узбекистанском обществе как к целостности, способствуют разработке рекомендаций, направленных на научно обоснованную и конструктивную реализацию концепции национальной идеологии.

Результаты изучения общественного мнения за годы независимости убедительно свидетельствуют, о том, что сегодня в узбекистанском обществе набирают силу тенденции роста свободного, независимого суждения и самовыражения, особенно в социокультурной жизни. В условиях демократизации и последовательного осуществления рыночных реформ, во многом соизмеряемых с реалиями эволюционного развития, изменяется социально-политическая жизнь общества, развиваются сами люди. Это, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования стиля, методов и форм работы органов управления, особенно на местах. Они нуждаются в точных сведениях о социальных, политических, экономических, демографических, экологических, культурных процессах, а также всестороннем учете общественного мнения.

В современных условиях независимого, демократического развития Узбекистана роль общественного мнения в общественном и государственном строительстве постоянно возрастает, происходит расширение масштабов и форм участия граждан в делах государства. Опросы общественного мнения показали, что с ростом общего уровня образованности, политической и правовой культуры народа, с развитием и совершенствованием средств массовой информации резко расширяется информированность граждан, их политическая осведомленность, что дает возможность населению самостоятельно судить обо всех событиях экономической и политической жизни.

Компетентность общественного мнения – важный показатель уровня демократизации гражданского общества. Она означает способность граждан политически правильно оценивать факты и явления, видеть их социальные последствия. Это в значительной мере зависит от того, насколько полной и объективной информацией располагает население.

Общественное мнение является инструментом социального воздействия, поэтому необходимо считать очень важной проблему целенаправленного формирования общественного сознания, которая еще недостаточно разработана с теоретико-методологической точки зрения.

В настоящее время ощущается необходимость в теоретических исследованиях, раскрывающих направленность и уровень отражения социально-экономических и политических процессов в общественном сознании различных социальных групп и социальных общностей. Вместе с тем они должны иметь практическую направленность и иметь цель более точного, адекватного отражения социально-экономических и политических процессов в общественном мнении.

Следует также учитывать духовно-нравственные предпосылки формирования общественного мнения, связанные с уровнем и образом жизни людей, национальным самосознанием, психологией, традициями, культурой, развитостью социальных потребностей. Таким образом, разработка теоретических проблем общественного мнения требует более глубокого проникновения в реальную жизнь, выявления ее сложностей и противоречий.

В практическом плане социология общественного мнения, по сути, должна внести значительный вклад в решение сложных, многоаспектных задач дальнейшего укрепления государственной независимости, формирования гражданского общества и правового государства, развития социально-политических и духовно-нравственных отношений на демократической основе, расширения динамизма политической культуры узбекистанского общества, то есть во все то, что составляет сферу и предметную область общественного мнения.

Выявляя позитивные тенденции общественного развития, социологи страны призваны разработать «тонкую» методику выявления рисков, угроз жизненно важным национальным интересам  через конкретно-социологические исследования, непосредственные наблюдения, социостатические методы, контент-анализ публикаций СМИ и другими путями, общепризнанными в практике социологических служб и учреждений высокоразвитых стран.

Формирование демократических институтов и основ гражданского общества в Узбекистане, актуализирует изучение социального потенциала махалли как народного демократического института. Опрос общественного мнения проводимый за годы независимости показывает, что самоуправление граждан успешно развивается в Узбекистане через обновление функций махалли, осуществляется новый баланс распределения власти между государственными и самоуправленческими органами.

В своей основе социология общественного мнения опирается на последовательное применение принципа общественного заказа, практической адекватности исследований задачам, решаемым страной. Практическая задача учёных и специалистов, изучающих общественное мнение, заключается в непосредственном вкладе в осуществление социально-экономических и политических реформ.

В перспективе предстоит разработка обоснованных прогнозов социального развития на долгосрочную перспективу, основу которых должны составлять результаты конкретных опросов общественного мнения. В этом плане актуальным является широкое применение методов социального моделирования, позволяющих раскрывать внутренние взаимосвязи и взаимозависимости в социальных системах.

Предстоит раскрыть значение опросов общественного мнения в конструировании принципиально новой социальной среды Узбекистана – демократического, правового, гражданского общества экономической основой которого является рыночная экономика.

В своей основе опросы общественного мнения опираются                           на последовательное применение принципа общественного заказа,             практической адекватности исследований актуальным задачам, решаемым обществом на каждом конкретном этапе его развития. В этом контексте практическая задача социологии общественного мнения заключается в непосредственном вкладе в  социально-экономические и политические реформы осуществляемые в Узбекистане.

 

 



[1] Доклад по целям развития тысячелетия. Узбекистан 2006.,стр.30

[2] Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. – Т.: Узбекистон, 1995. – С.230–231.

[3] Вихалемм П.,  Грушин Б.А., Горшков М.К., Здравомыслов  А.Г.,  Левада  Ю.А., Мансуров Н.С., Метзиер К., Ноэль-Нойман, Петерсен Т., Стейнар Квале., Тощенко Ж.Т., Хеллевик О., Цэвээний Ц.,             Ядов В.А. и др.

[4] Каримов И.А.Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране//Народное слово.2010.13 ноября