Лелеко Наталия Витальевна

Техника дыхания Карузо

Имя знаменитого тенора Энрико Карузо является олицетворением итальянской школы пения. Карузо знал, что дыхание – двигательная сила голоса, что атака звука и музыкальная фразировка, так же, как звукообразование, зависят главным образом от дыхания. Поэтому в работе по совершенствованию своего голоса большое внимание он уделял развитию дыхания.

Наша статья посвящена раскрытию некоторых аспектов работы великого певца над развитием певческого дыхания.

Гортань, глотка, полость рта и носовые ходы, вместе с дыхательным горлом и легкими образуют органы дыхания, а также и голосовые органы, так как все они одновременно способствуют образованию звука. Природное совершенство этих органов было у Карузо необыкновенно. Одной из причин удивительной силы его дыхания была растяжимость гортани, допускавшая максимальное расширение голосовой щели.

Этот голосовой механизм, с таким совершенством созданный природой, конечно, во многом способствовал достижению Карузо полного мастерства в искусстве пения. Возможно, что без этого физического дара он не смог бы завоевать такого неоспоримого превосходства в мире певцов. С другой стороны, можно с уверенностью утверждать, что, если бы Карузо не сумел правильно и разумно использовать свой изумительный вокальный аппарат, он пошел бы по пути множества других певцов, которые, будучи одарены от природы в такой же мере, после короткого подъема и художественного успеха умножают число разочарованных и разочаровывающих. В школе Верджине, где он получил свои первые настоящие уроки пения. Карузо был известен под именем «il tenore vento» (легкий тенор) – определение, не позволяющее заключить ни об особенной полноте звука, ни о большом исполнительском диапазоне. Напротив, оно указывает на то, что только разумная и сознательная работа над своими голосовыми органами привела Карузо к известности.

Стремление молодых певцов обрести правильный метод дыхания знакомо всем серьезно занимающимся искусством пения. Переходя от одного преподавателя к другому, молодой певец часто слышит совет: «Дышите естественно – и дыхание само собой придет». Принявшись за работу, начинающий старается дышать так естественно, как это ему позволяет его природа, но оказывается, что этот метод вполне пригоден только для обыкновенного разговора. Как только учащийся принимается за пение, его охватывает чувство сдавленности, звук беднеет, фразировка делается отрывистой, и полный отчаяния он бьется над атакой звука. Тогда поющему кажется, что причиной всего этого является недостаток в двигательной силе и в дыхании. Очевидно, что «естественный» метод неправилен.

В чем же состоял секрет большой силы дыхания Карузо? Какому методу он следовал, чтобы обрести такой мощный запас дыхания?

Карузо был последователем метода пения больших итальянских мастеров бельканто: он вдыхал, задерживал и затем расходовал свое дыхание совершенно таким же образом, как, рассказывают, делали эти мастера, - другими словами, он употреблял диафрагматическое, межреберное дыхание. Мы с умыслом употребляем слова диафрагма и межреберное дыхание: человеку, физически нормально развитому, свойственно одновременное реберное и грудобрюшное (диафрагматическое) дыхание, причем они друг друга дополняют и друг другу помогают.

Карузо посещало множество певцов, чтобы спросить у него совета или узнать его мнение об их голосе или методе пения. Он ясно доказывал, что для певца может существовать только один успешный способ дыхания. Карузо обыкновенно говорил: «Я совершаю процесс дыхания совершенно так же, как это делаете вы, только двумя движениями, а именно вдохом и выдохом, то есть всасыванием и выпусканием воздуха».

После этого Карузо, стоя, придавал своему телу положение, лишенное всякого напряжения, и выставлял одну ногу вперед, будто для того, чтобы шагнуть. Важно подчеркнуть, что он держал свое тело совершенно свободно, без малейшего напряжения. Затем он сокращал едва заметно мускулы живота и выдыхал спокойно, не торопясь. Вследствие этого глубокого и медленного вдоха, диафрагма и ребра растягивались и грудная клетка поднималась. При этом Карузо обращал особенное внимание ученика на диафрагму, подчеркивая, что именно в таком положении она делается главной опорой воздушного столба, который поддерживается в легких под давлением, нужным для воспроизведения громких или тихих звуков.

В связи с огромной дыхательной силой Карузо мы должны подчеркнуть еще один фактор большой важности – волевой фактор. Карузо мог медленно и постепенно так глубоко вдыхать и растягивать выдох на огромный промежуток времени не только потому, что физиологический процесс выдоха продолжался дольше, чем процесс вдоха, но и потому, что он достиг возможности одновременно присоединять к физическому акту контроль сознательного управления дыханием. Это обстоятельство также способствовало его мастерству обращать при пении в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха. Карузо употреблял для каждой музыкальной фразы, даже для каждой ноты, только то количество дыхания, которое необходимо для музыкальной передачи этой фразы или ноты, но не более. Избыток дыхания он держал про запас: это создавало у слушателей ощущение, что мастер далек от использования до своих голосовых средств и обладает еще достаточными силами для всего того, что от него потребовал бы случай. В этом – основа большого искусства пения.

Таким образом, сущность большого дарования Карузо состояла в его искусном владении дыханием, удивительном совершенстве всего певческого аппарата и той внутренней силе, благодаря которой он научился управлять самим собой и предоставленными ему средствами. Думается, не будет преувеличением, если мы скажем, что без всего этого настоящее большое искусство пения невозможно.

Упражняя дыхание, Карузо обращал особое внимание на одновременное втягивание воздуха носом и ртом, причем главный упор он делал на дыхание носом, считая такой способ более естественным и в то же время более успешным. Процесс вдоха должен быть заметен наблюдателю только по приподымающейся грудной клетке, а не по приподымающимся плечам, как это можно наблюдать у множества певцов с неправильным приемом в пении. Приподымание плеч исключено при межреберно-диафрагматическом дыхании.

Метод Карузо давал ему возможность сохранять дыхательные органы здоровыми и вооруженными против всякой слабости. Благодаря волевому контролю он без особых трудностей мог выдержать длинную музыкальную фразу не будучи вынужденным ее сократить или форсированно закончить.

Сказанное выше служит доказательством того, что певец не должен зависеть ни от какого другого типа дыхания – ни от ключичного, ни от брюшного. При сильном напряжении и дыхание делается напряженным: вследствие этого шейные мышцы сильно приподнимают ключицу, чтобы поддержать действие межреберных мышц. Этот способ именуют ключичным. Он вызывает только частичное дыхание, применяется обычно лишь в качестве вспомогательного и указывает на то, что не все в порядке. Чтобы полностью пользоваться этим дыханием, певец принужден обо что-нибудь опираться рукой. Это печальное зрелище. Можно себе представить, каково звукообразование у певца, работающего с таким физическим напряжением. Можно ли ожидать при таких условиях художественной передачи музыкальной фразы?

Когда Карузо замечал у певца такое напряжение, он обыкновенно восклицал: «Бедняга, почему он нарушает важнейший принцип своего искусства – сохранение в тайне художественного напряжения? Почему он сначала не научился как нужно дышать? Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем над дыханием. Работая сознательно, певец быстро поймет, что всякое большое искусство является, кроме всего прочего, умелым выявлением накопленного опыта. Без такого опыта техника звука несовершенна, а несовершенная техника означает несовершенное искусство».

Брюшной метод дыхания, то есть способ, черпающий силы главным образом от брюшных мышц, не оправдывает себя по двум причинам: во-первых, потому, что он обусловливает расслабление брюшных органов; во-вторых, и это главная причина, потому что диафрагма не получает опоры при выдохе. Без опоры диафрагмы гораздо труднее регулировать расхождение воздуха из легких. Кроме того, певец, опирающийся при вдохе главным образом на брюшные мышцы, никогда не сможет наполнить легкие воздухом до предела. Нужно стремиться, во-первых, к тому, чтобы овладеть самым успешным способом наполнения легких воздухом до предела их вместимости, так как воздух, дыхание дает пению двигательную силу. Во-вторых, надо в совершенстве регулировать процесс выдоха воздуха из легких, чтобы претворять в звук каждую его частицу. Этого можно достигнуть только при посредстве межреберно-диафрагматического дыхания.

В современной вокальной педагогике вопросу дыхания уделяется много внимания. Изучая и творчески перерабатывая различные методы, можно сказать, что дыхание должно быть автоматизированым и естественным, не вызывая никаких видимых физических усилий.