К проблеме воспитания «интонирующего» слуха дирижера

Л.Р. МАНСУРОВА,

старший преподаватель кафедры музыки

Сибайского  института Башкирского Государственного университета

 

          В основе системы воспитания мануальной техники дирижера лежат два основных метода. Первый – назовем его эмпирический – предполагает развитие технических навыков студента-дирижера способом повторения показа жеста педагогом; второй – слухо-мышечный – основан на воспитании и развитии связи слухо-мышечной координации.

          Остановимся поподробнее на втором из них, а конкретнее на проблеме воспитания «мыслящего слуха» дирижера и его влиянии на интонационную выразительность движения руки. Слухо-мышечный метод, основанный на постоянной сонастройке двух компонентов (слух и рука) имеет в виду воспитание «мыслящего слуха» и «слышащей» или вернее, «интонирующей» руки дирижера.

          Надо признать, что, к сожалению, на практике мы наблюдаем печальную картину, когда даже одаренный в музыкальном отношении студент не умеет вслушиваться в интонационную природу дирижируемого им произведения, что в свою очередь выявляет картину «моторного» дирижирования, обезличенного, невыразительного жеста.

Наряду с логико-понятийным, рационально-организующим мышлением в деятельности дирижера должно присутствовать развитое художественно-образное мышление: то есть умение слышать, чувствовать и понимать музыкально-интонационный процесс. Иначе – обладать всеми достоинствами и привилегиями «мыслящего слуха», столь необходимого в профессии дирижера. «Мыслящий или интонирующий слух» характеризуется высокой степенью потребности вслушиваться и способности слышать. Процесс формирования и развития такого слуха обнимает чрезвычайно широкий круг явлений: от звучаний, наполняющих Природу, до звучаний, отражающих закономерности музыкально-исторической эволюции и музыкально-интонационного процесса конкретного сочинения.

Рассмотрим, какое значение имеет слух для дирижерской техники. Как известно в обыденной жизни рука человека развивается под влиянием жизненно необходимых приспособлений. В этом случае развитие руки идет неосознанно через посредство зрения, осязания, кинестезии и т.д. Обучение дирижерской технике имеет качественно другую основу. Оно осуществляется посредством слуха и адресатом слуховых импульсов являются руки дирижера. Для того чтобы рука идеально воспринимала волевые приказы слуха и исполняла их, необходимо наладить связь между слухом и дирижерским аппаратом – то есть сонастроить их. Поэтому прежде чем начать дирижировать, надо привести в состояние творческой готовности, активности слух обучаемого студента. Отсюда, в задачу педагога входит научить будущего дирижера хора дирижировать, ориентируясь на слуховое представление, то есть необходимо научить его точно «подбирать» движения в соответствии с интонационным характером музыки.

Кратко перечислим некоторые формы работы для воспитания «интонирующего слуха» дирижера (здесь имеется в виду, как самостоятельная работа студента, так и на уроках в классе педагога):

-         воспитывать у себя активную потребность вслушиваться в звуки Природы, тишину, звучание города, в интонации человеческой речи и т.д;

-         вслушивание в стадии жизни музыкального звука-тона: рождение, цветение, угасание, исчезновение;

-         запись в виде своеобразных ритмических или графических партитур некоторого фрагмента звучания окружающей нас звукосферы: пение птиц в лесу, шорох трав, плач ребенка на фоне колыбельной матери и т.п;

-         работа с участием фортепиано (непременно с открытой крышкой); слушать угасающий звук и «вытягивать» его продление во внутреннем представлении; при нажатой правой педали выстраивать обертоны звука, пытаясь при этом услышать возможно более высокие обертоны;

-         вслушиваться в процесс настройки струн в унисон фортепиано; голосов симфонического оркестра на гобойное «ля», за которым следует звуковой хаос разыгрывающихся инструментов и торжественная тишина;

-         вслушивание в слияние голосов в многоголосии хоровой партитуры;

-         пение одного голоса многоголосной партитуры с внутренним ощущением голосоведения сопутствующих партий;

-         выделять слухом голос из многоголосия целого;

-         «встраивать» свой певческий голос в партитуру произведения, то есть петь одну партию, исполняя остальные на фортепиано;

-         играть партитуру произведения,  вслушиваясь в голосоведение одной партии; в ансамбль двух, трех, четырех голосов.

          Таким образом, систематическая и целенаправленная работа студента по воспитанию «интонирующего, мыслящего слуха» позволит выйти на кардинально более высокую ступень в процессе освоения слухо-мышечного метода  дирижерской техники, а так же становления творческого, диалектического мышления будущего руководителя хорового коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Сведения об авторе

 

ФИО: Мансурова Лилия Рифовна

Место работы и должность: Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, старший преподаватель.

Адрес: 453837, Башкортостан, г. Сибай, пер. Интернациональный 5-50

Адрес электронной почты: muzsumlr@mail.ru

Сотовый телефон 8 927 923 14 01