Эстетические ориентации как позитивное новообразование в личности воспитанника в процессе дополнительного музыкального образования детей

Шангутова М. А. аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

научный руководитель к.п.н., доцент Арябкина И. В.

 

Когда мы говорим о становлении личности средствами искусства, то мы подразумеваем интенсификацию эстетических способностей к восприятию какого – либо определенного вида искусства. В данном случае мы говорим о  музыкальном искусстве. Музыка формирует ценностные ориентации общества, учит наслаждаться красотой, восхищаться духовным богатством, утверждая свою эстетическую функцию. И любая эстетическая информация не оставляет к себе равнодушной, вызывая либо отрицательные, либо положительные эмоции. Мир красоты, который открывает людям музыка, безусловно, доступен и детям. Для них музыка, обычно, является не только индивидуальным, но среди  себе подобных, коллективным переживанием. Ежедневное общение с миром музыки дает детям понимание красоты, к которой легко привыкают и инстинктивно тянутся с раннего детства. Музыка становится  частью их внутренней жизни, одним из самых могучих влияний в жизни, и она помогает развитию всех творческих созидательных способностей детей, заложенных в них природой, как отмечает М. Соколов. Музыка способствует пониманию прекрасного и помогает создавать почву для духовных стимулов жизни. А. В. Гольденвейзер отмечал, что нельзя быть малокультурным, ограниченным человеком и создавать глубокие, проникновенные произведения.

 Во власти музыки влиять на физическое и эмоциональное состояние человека. Л. Стоковский говорит о том, что систематические и организованные в ритме звуковые колебания, активизируют вибрации клеток человеческого организма и усиливают их жизнедеятельность. Музыка влияет на настроение людей и их эмоции. С.Е. Фейнберг отмечает, что музыка освобождает человека от замкнутости одиночества, выводит его из ограниченного индивидуального переживания в мир многих совместно чувствующих и переживающих. Ощущение, что мир эмоций, представлений, образов одного человека разделяют все, составляет основной признак и сущность музыкального искусства. М.А. Румер рассматривает осознанное восприятие строения музыки, ее выразительных средств как  основу в развитии навыка эстетической оценки. 

Любое восприятие произведения искусства есть его переживание. При творческой деятельности как бы в один узел стягиваются многие процессы эстетического переживания: активизация восприятия, продуктивность практической деятельности, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции. Воспроизведение музыкального произведения предполагает эмоционально – оценочное отношение к нему, в котором участвуют все психические процессы учащегося, в т.ч. чувства, интеллект, воля. Музыкальные произведения, оцениваемые ребенком, не исчерпывают себя акустическими особенностями звуковысотной последовательности. Воспитанник более или менее адекватно сопереживает воплощенное  в форме музыкального произведения идейно – эмоциональное содержание. Такому содержанию оценку дают не только чувства, но и разум. Как отмечает  Овчинникова Т. Н., через «призму» музыкальных образов в процессе  овладения языком музыки, выразительными средствами исполнительства, воспитанники учатся видеть и ценить красоту в человеке, обществе, природе.

Эстетический словарь трактует «эстетическое» следующим образом: «Эстетическое (от греч. aistethetikos- чувствующий, чувственный)- исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: э. чувство, э. отношение, э. вкус, э. идеал, э. ценность, искусство как вид специфически эстетической деятельности и т. п.» [10, с. 422].

Новая философская энциклопедия дает такое определение: «Эстетическое - наиболее общая категория эстетики, метакатегория, с помощью которой обозначается предмет эстетики и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий» [4, с. 467]. Словарь русского языка Ожегова С. И. трактует  понятие «ориентация» следующим образом: «Ориентация, и, ж. 1.Определение своего местонахождения. О. на местности. 2.Умение разобраться, осведомленность в чем – нибудь. Хорошая о. в вопросах политики. 3. на кого -что и какая. Направленность деятельности в интересах кого – чего-н. (книжн.). Страны социалистической ориентации (развивающиеся страны, вставшие на путь подготовки социалистических преобразований). О. на массового читателя» [6, с.369]. Так же «ориентация» определяет пространственный фактор, то есть ориентированность в окружающем мире, и определяет фактор направленности действий, деятельности.

Среди видов ориентаций наиболее важными являются ценностные ориентации индивида. Ценностным характером могут обладать вещи, созидаемые людьми, сам процесс познания, в частности, эстетические восприятия, переживания, вкус, идеалы, сам человек; продукты духовной деятельности,  произведения искусства, так как их структура оказывается чувственно воспринимаемой и оцениваемой.

Ценностное отношение всегда избирательно и связывает личность со смыслом. Генезис понятия «ценность» показывает, что в нем соединились три значения. Определим их как направления, первое из которых обозначает характеристику внешних свойств вещей и предметов. Второе направление представляет психологические качества человека, являющегося субъектом этого отношения. И третье направление – это отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость.

Философия трактует «ценность» как одну их основных понятийных универсалий философии, означающую в самом общем виде невербализуемую, «атомарную» составляющую наиболее глубокого слоя всей интенциональной структуры личности. Структура личности  в единстве предметов и устремлений (аспект будущего), особого переживания – обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), - которые конституируют ее внутренний мир как «уникальное субъективное бытие» [4, с. 320].

Ценность эстетическая  – это особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и т. п. Так, связь эстетической ценности с другими классами ценностей обусловлена их общей аксиологической природой, то есть все виды ценностей (добро, польза, справедливость, красота, т. д.) характеризуют значимость объекта для субъекта. Таким образом, в эстетической сфере, как и в других областях, ценностные ориентации человека, понятие «ценность» соотносится с понятием «оценка». Своеобразие эстетических ценностей определяется специфическим характером эстетического отношения человека к действительности, то есть непосредственным, чувственно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентируемым на познание и оценку содержательной формы, структуры, меры организации и упорядоченности реальных объектов.

Таким образом, с элементами ценностного самоопределения, в структуре осознания личности, существуют особые ценностные образования, которые и называются «эстетическими ориентациями».

 В философской литературе термин «эстетические ориентации» используется для обозначения фактора личностного присвоения эстетических ценностей. Эстетическое отношение человека к миру является одним из проявлений его формирующейся ценностной ориентации. По мнению Л.Н. Столовича, в ней подчеркивается широкое представление эстетического отношения как отношение к жизни. В исследовании Т.Л. Стениной эстетические ориентации понимаются как ценность. И ценность выступает как особый знак, то есть чувственно воспринимаемое явление, предмет, событие или действие. Педагогика определяет эстетические ориентации личности как канал усвоения духовной культуры общества, превращения эстетических ценностей в стимулы, мотивы практического поведения человека, в ориентиры профессиональной деятельности. (Т.А. Мелекесов, Л.И. Рувинский, А.В. Кирьякова).

Исходя из этого,  мы под эстетическими ориентациями будем понимать ценностное отношение субъекта к явлениям окружающего мира, выраженное в чувственной форме, которое создает новообразования в структуре личности, то есть формирование восприятия красоты и эстетического вкуса.

Модель формирования эстетических ориентаций может быть представлена следующим образов:

 

истина

восприятие красоты

 

эстетический вкус

 

ценностное отношение

 

музыкальная деятельность

 

Ученик

 

 

Формирование эстетических ориентаций происходит в процессе  трудовой деятельности. В данном случае мы под трудовой деятельностью имеем в виду музыкальную деятельность. В процессе деятельности появляется ценностное отношение к предметам окружающего мира, а через ценностное отношение формируется эстетический вкус, восприятие красоты, постигается истина. Таким образом, процесс формирования эстетических ориентаций воспитанника подразумевает восхождение его через ценности к смыслу. Оно связанно с Истиной, Красотой и Добром и носит как общественный, так и личностный характер. Благодаря такому восхождению происходит нравственное осмысление объектов через эталоны красоты.

Толковый словарь русского языка дает шесть определений понятия «красота»: «Красота, -ы;- соты; ж. 1. к. Красота среди русского пейзажа. К. рук, К. движений. Душевная, внутренняя к. Мы увидели город во всей его красоте. 2. Красивое, прекрасное. Какая к. кругом! Чувство красоты. К. жизни. Красота спасет мир (Дост.). 3. Красивая привлекательная внешность. Тайна женской красоты. Она была наделена красотой и талантом. Со следами былой кр. 4. Трад.-поэт. Красавица. Дева – красота. 5. мн.: красоты,- сот. (чего) Красивые места (в природе, произведениях искусства). Осиатривать местные красоты. Выразить мысль просто, без стилистических красот. 6. в функц. сказ. Разг. Удивительно, поразительно. Хорошо поработали, к.» [1, с. 467]. Эстетика трактует  понятие «красота» как одну из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающую эстетический смысл явлений, их внешние или внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение и моральное удовлетворение.  Красивый, Красота  - это доставляющее удовольствие взгляду, то есть такой, на который приятно смотреть. Речь идет об удовольствии от рассмотрения зрительно воспринимаемого объекта. Можно сказать, что мелодия была красивой и тогда,  красота будет исходить от слушания. Л. П. Козельский отмечал, что пригожее или красивое он называет то, что приятностию своею привлекает наши чувства, а непригожее, или безобразное, есть то, что скукою своею отвращает наши чувства. Восприятие красоты свободно от корыстных соображений: она доставляет наслаждение самостоятельной ценностью освоенного предмета, чувственной выразительностью его внешнего вида и внутренней жизни. Следует отметить, что независимо от субъективных приоритетов при восприятии красоты формы, цвета или звука характер эстетического ощущения определяется взаимоотношением различных компонентов явлений, их пропорциями, ритмом, взаимосвязью частей и целого.

 Красота есть ценность абсолютная, то есть ценность, имеющая положительное значение для всех личностей, способных воспринимать ее. Также совершенная красота есть полнота бытия, содержащая в себе совокупность всех абсолютных ценностей, воплощенных чувственно. В основе понятия красоты лежит представление о норме, прежде всего природной. Из этого следует, что красота не геометрична.  Красота целостна и образы красоты распределены по естественным родам и категориям.

Так в процессе дополнительного музыкального образования, дети начинают ощущать красоту, они начинают ее воспринимать   как нечто целостное, как гармонию целого. Это ощущение красоты в первую очередь исходит из восприятия красоты музыкальной гармонии, лаконичности формы музыкального произведения, от правильного восприятия фразы, ее логичности иными словами из выразительности музыкального произведения. Красота звучания музыки, красота воспроизведенного  звука, приучение воспитанника к красивому и правильному звукоизвлечению, исполнению, является внутренним и внешним проявлением. Воспитанник  учится слышать, представлять будущее  музыкальное звучание,   сперва в своем сознании, а затем  пытается воспроизвести это звучание на музыкальном инструменте. Педагог добивается от воспитанника того,  чтобы он сначала представлял звук в своем сознании, а затем воспроизводил его на инструменте. Также педагог напоминает воспитаннику о том, чтобы звук был красивым, а не жестким и грубым. Постепенно в процессе работы воспитанник начинает оценивать и  воспринимать должную красоту звучания. Другой вопрос может ли он воспроизвести это звучание на  музыкальном инструменте без определенного наработанного  им опыта и профессионализма. Конечно, нет, и поэтому работа над звукоизвлечением присутствует до конца образовательной программы, то есть на протяжении многих лет обучения музыке.

Так как  музыкальные произведения обладают лаконичностью форм, мелодической и гармонической красотой, то  правильность в исполнении музыкального произведения является одновременно и красивым исполнением. Э. Ганслик в своем труде « О музыкально прекрасном» писал, что красота музыкального произведения есть нечто музыкальное, то есть заключается в сочетаниях звуков, без  отношения к  какой – нибудь чужой, внемузыкальной сфере мыслей. Сущность музыки состоит в отношениях прелестных звуков, их согласии и борьбе, нарастании и замирании. Музыка может изображать не только динамическую сторону чувств: в ней есть различные изменения в силе, в движении, в пропорциях. Всякое музыкальное движение, то есть динамические характеристики музыки, по Аристотелю, несет некоторое содержание. В мелодиях самих по себе уже содержится воспроизведение характера, красота звучания.  Таким образом,  можно отметить, что не существует некрасивых музыкальных произведений,  все произведения обладают  определенной красотой, присущей только им. Исходя из этого, следует, что воспитанник, занимающийся музыкальным искусством, находится под влиянием красоты во всех ее проявлениях. И, находясь в других условиях, он способен воспринимать красоту форм, предметов окружающей действительности.

Как отмечалось выше, под эстетическими ориентациями мы понимаем и формирование эстетического вкуса.

 Эстетика определяет эстетический вкус следующим образом: «Вкус эстетический – способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора)» [ 10, с.42]. Также эстетический вкус – это категория эстетического дискурса, характеризующая способность к различению, восприятию, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в природе и в искусстве. Это один их механизмов функционирования и развития культурных образцов, норм эстетической оценки, поведения, моды, а также правил повседневного обихода.

 Под эстетическим вкусом мы понимаем способность самостоятельной оценки переживания художественного произведения, адекватной его объективно – эстетической ценности. Л.И. Новикова утверждает,  что эстетический вкус имеет генетическое основание, но формируется он на основе социального взаимодействия. В процессе этого взаимодействия субъект не только усваивает эстетические нормы, выработанные на основе всей предшествующей культуры, но имеет возможность проверить их на лучших образцах искусств. Отсюда следует всеобщность эстетического вкуса. Она в свою очередь является одним из критериев вкуса. Так как эстетический вкус формируется как духовная способность личности под воздействием всего комплекса её душевных переживаний и представлений, жизненных установок, то индивидуальность и избирательность эстетического вкуса – важный критерий и показатель. Формируясь в процессе социального взаимодействия, эстетический вкус закрепляется, переходит в потребность личности ребенка. А потребность в свою очередь становится активной силой. Эстетический вкус – это  система эстетических предпочтений и ориентаций, которое основывается на обобщенной и творческой переработке эстетических впечатлений. В нашем исследовании эту основу составляет музыка. А так как музыка стремится к совершенству, к идеалу, то можно сказать, что понятие эстетического вкуса тесно соприкасается с понятием эстетического идеала как представления о высшей гармонии и совершенстве. Ведь цель преподавателя – добиться от воспитанника правильной игры, точности и доводить ее до совершенства, на каком бы то ни было этапе обучения. Стремление к совершенствованию собственной игры воспитанника постепенно переходит в естественную потребность для него самого.

Тезис брехтовской эстетики гласит, что нужно в известной мере быть самому деятельным, до некоторой степени подстегнуть свою фантазию, приобщить весь собственный опыт к опыту художника или противопоставить его ему. Музыкальная деятельность несмотря на образность, является и мыслительно – аналитической деятельностью. Чем чаще воспитанник анализирует, тем надежнее становится у него эстетическая реакция, таким образом, вырабатываются подлинные эстетические вкусы. Отметим, что эстетические вкусы устойчивы и на них не влияют определяющим образом случайные, изменчивые субъективные факторы.

Естественно, что многие дети в силах отличить изящное от грубого, но какие – либо   нюансы отличить могут не все.  Восприятие этих нюансов начинает формироваться,  различаться в процессе постоянного и глубокого влияния музыкального образования и все нюансы будут относиться к перцептивной организации личности. Так  мы можем сначала обнаружить внутреннее чувствование предмета или  музыкального произведения, а затем это внутреннее качество переходит во внешнее восприятие. Под внешним восприятием  мы имеем в виду словесную характеристику или суждение о предмете.

Исходя из сказанного, мы отмечаем, что восприятие красоты, эстетический вкус являются позитивными новообразованиями в личности воспитанника, так как они в свою очередь обогащают его собственную природу. В современной действительности этот просто становится необходимым новоприобретением, так как наблюдается обезличивание действительности, которое приводит к обезличиванию человека.

 

Литература

1.     Большой толковый словарь русского языка/ Сост. И гл ред. С. А. Кузнецов.- СПб.: Норинт, 2000.- 1536с.

2.     Бычков В. В. Эстетика: учебник/ В. В. Бычков. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2006.- 573с.

3.     Новая философская энциклопедия: В 4т./ Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-науч. Фонд.-М.: Мысль, 2001.-Т.4-605, [1]с.

4.     Новикова Л. И. Искусство и труд: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 1974.- 176с.

5.     Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: Диагностика и коррекция / Науч.- внедрен. лаб. психопед. образования.- М.: Акад. проект, 2000.- 208с.

6.     Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 54000слов/ ред. чл.- корр. АНСССР Ю. Шведова.- 20-е изд. стереотип.- М.: Рус. яз., 1988.- 750с.

7.     Стенина Т. Л. Формирование Эстетических ориентаций у студентов / Т. Л. Стенина, Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2004.- 180с.

8.     Столович Л. Н. Красота, Добро, истина: очерк истории эстетики. аксиологии- М.: Рес-ла, 1994.- 464с.

9.     Труды кафедры общего фортепиано по методике, истории и теории исполнительства / Моск. гос. консерватория.- М.: МГК, 1991.- 168с.

10. Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. - 447с.

 

Перспективные вопросы мировой науки – срок подачи 15.12.2008