Б.З. Ахметова,

                                                            кандидат филологических наук, доцент

 

            Костанайский государственный университет им.А.Байтурсынова

                                                          Казахстан

 

 

Русские говоры вторичной зоны заселения

     

Население Костанайской области в основном смешанное, многонациональное. Лишь на севере области сохранился небольшой островок казаков сибирского казачьего войска, которые были первыми поселенцами в этих местах и построили в XVIII веке линию укреплений между Оренбургской и Омскойоластями, названной позже Горькой линией.

В 1752 году началось строительство укреплений, которое было закончено в основном в 1755г. Линия получила название Новоишимской, или Новой (официально) и Пресногорьковской (в быту) [1;91]

Факты казахского языка говорят, что как северо-восточный говор, так и остальные диалекты казахского языка еще до образования литературного языка заимствовали немало слов из арабского, персидского, русского и других языков. Но при всем этом каждый из диалектов по-своему ассимилировал новые слова. Так, например, русское слово «кровать» в первое время на западе Казахстана звучало керуерт, на юге керует, а на северо-востоке-кереует. Русское слово «самовар» на западе звучало самауын, а в южных и северо-восточных областях – самауыр. Русское слово «печь» – на западе звучало беш, на северо-востоке – пеш.

В результате развившихся политических и экономических отношений между казахами и русскими, начиная с XVIII века, в лексику казахского языка, особенно в лексику носителей северо-восточного диалекта, вошло много русских слов. Например: уезд, старшина, мелочь, счет, каталажка, доктор, виноват, солдат, картечь, альбом, загонщик, монастырь, болыс «волостной», военный, почта, ноль, заут «завод», расход, лапке «лавка» и др. [1;92].

Главной крепостью на новой линии была Петропавловская, где находился гарнизон из пехотного батальона, драгун, казаков и башкир, хранился оружейный арсенал. На восток от нее к Омску располагались четыре крепости Полуденная, Лебяжья, Николаевская и Покровская с 9 редутами между ними; на западе шесть крепостей: Скопинская, Становая, Пресновская, Кабанья, Пресногорьковская и Звериноголовская крепость на Тоболе [1;98].

К выводу о том, что коренные жители Горькой линии являются потомками выходцев из северных и северо-восточных губерний Европейской части России приходит М.К.Кокобаев, определяя первоначальный субстрат поселенцев Горькой линии [2;13].

Исследуемые говоры, выделившись из севернорусского наречия, развиваясь в новых условиях, сохранили ряд унаследованных диалектных особенностей: вместе с тем, в течение длительного времени своего существования русские говоры указанного региона в результате междиалектного и межъязыкового контактирования подверглись значительным изменениям, поэтому их нельзя уже отождествлять с материнскими. Русское население, оседая по низовьям Тобола, соленых озер, пришло в весьма тесное соприкосновение с казахами хозяйственное и культурное.

Территориальное соседство русских и казахов, их экономические и культурные связи, а также тесные бытовые отношения неизбежно создавали благоприятные условия для лингвоэтнической ассимиляции.

Вслед за организованным переселением началось и самовольное.

Крестьяне шли в Сибирь не только «по прибору», по указу, но и самостоятельно, втайне от администрации, они бежали в Сибирь, а затем в казахские степи от недородов, от произвола, от поборов.

Уже в самом начале войны (1941-1945 гг.) в область хлынул огромный поток беженцев и эвакуированных вместе с предприятиями людей. На 1 октября 1943 года в Костанайской области было32 394 человека эвакуированных. Они прибыли из следующих республик и областей:

Украинская ССР – 16 876 чел.

Белорусская ССР – 1975 чел.

Смоленская область – 917 чел.

Московская – 718 чел.

Тульская – 835 чел.

Орловская - 513 чел.

Курская – 406 чел.

Воронежская – 957 чел.

Ростовская – 465 чел.

другие – 975 чел. [16;202].

По данным историков в 50-е годы начался следующий этап движения переселенцев в Костанайскую область. В течение 1954-1956 годов на Кустанайщину переселилось свыше 150 тысяч человек почти 40 национальностей [3;17].

«В Пресногорьковку приехали мы в пятьдесят пятом году из Перми,-вспоминала Янкина Т.И., проживающая в д.Пресногорьковка Узункольского района, здесь нас встретили хорошо и через год приехали наши дальние родственники и знакомые…».

Следуя примеру москвичей на целину выехали десятки эшелонов добровольцев. Торжественно встретили посланцев Украины – первый отряд новоселов – кустанайцы в последний день зимы 1954 года [19;176]. «Тогда мы с радостью встречали посланцев из Украины, говорит Черепанова Т.П., жительница д.Убаган Узункольского района, я тогда тоже была в городе.Девчонки преподносили им цветы…»

Спустя несколько дней в Кустанай прибыла группа москвичей-краснопресненцев. Высаживались десанты посланцев Днепропетровской, Орловской, Воронежской областей, Донбасса. Ехали новоселы из Белоруссии, Урала, Сибири, Кубани [3;77].

«Не помню, в каком году образовалась наша деревня, ведь мы приехали сюда из Орловской области в 1956 году, рассказывает Стеницкая А.Г., проживающая в д.Белоглинка Карабалыкского района, тогда я очень удивилась, что здесь издавна живут переселенцы».

На территории Костанайской области некоторые диалектные явления, как фрикативное произношение [г], конечная фонема /т’/ при ее наличии в окончании 3-го лица единственного и множественного чисел довольно устойчивы, слабо поддаются влиянию окружающей среды и литературного языка: ноgа, аgа, gрус’, g’ир’а (д.Есенколь - 58чел.), gром, g’ерой, gрамота (д.Новое - 36чел.).

В говоре д.Кособа отмечено взрывное и фрикативное произношение звука [г]: дуга - дуgа (17чел.), гнат’- gнат’(23чел.), могла - моgла (30чел.).

А диалектные черты чистых материнских (орловских) говоров сохранены в речи старожилов деревень Курское (10 чел.), Грачевка (9 чел.) Федоровского района; Гренадерка (12чел.), Пресногорьковка (9 чел.), Сибирка (11 чел.) Узункольского района; Белоглинка (15 чел.), Дальнее (10 чел.) Карабалыкского района.

Села Сибирка, Песчанка, Пресногорьковка, Есенколь, Кособа, Лесное значительно отдалены от областного и районного центров. Расстояние от Пресногорьковки до села Узунколь – районного центра – 74 км., до города Костаная – 239 км., от д.Есенколь до села Карабалык (районный центр) – 83 км., до г.Костаная – 200 км. Расстояния между этими селами невелико. Так, от Пресногорьковки до Песчанки приблизительно 18 км., от Песчанки до Сибирки – 5 км., от Есенколь до Кособы – 16 км., от Кособы до Лесного – 4 км. Жители этих сел постоянно общаются между собой, многие находятся в родственных отношениях, поэтому при условии непрекращающихся контактов говор сохраняется как единство со всеми общими элементами языковой системы.

При взаимодействии различных говоров севернорусского типа (вологодских, пермских и др.) на территории Узункольского (дд.Ершовка, Троебратное, Новопокровка, Озерное, Миролюбовка), Сарыкольского (дд.Барвиновка, Варваровка, Анновка, Ермаковка, Лимановка, Дудаковка, Урожайное, Жанасу), Карабалыкского (дд.Песчанка, Есенколь, Дальнее, Светлое, Орнекский, Целинное, Славянский, Малороссийский, Лесное) районов сложились полноокающие говоры.Носители говоров южнорусского типа жили на территории дд.Гренадерка, Пресногорьковка, Убаган Узункольского, Карабалыкского (дд.Белоглинка, Босколь, Огнеупорное, Магнай, Жанааул, Фадеевка, Победа), а также Сарыкольского (дд.Бол.Дубрава, Вишневка, Дудаковка, Западное) районов. Смешанные (окающие и акающие ) говоры отмечены в Узункольском (дд.Суворово, Моховое, Ксеньевка, Сибирка), Федоровском (дд.Ново­украинка, Новоборисовка, Курское, Грачевка), Сарыкольском (дд.Минское, Семеново), Карабалыкского (дд.Новотроицкое, Первомайское, Приуральское), Тарановском (Архангельское, Оренбургское, Щербиновка, Екатериновка), Камыстинского (дд.Туфановка, Приречное, Сахаровка,Клочково) районах.

А диалектные черты чистых материнских (орловских) говоров сохранены в речи старожилов деревень Курское, Грачевка Федоровского района; Гренадерка, Пресногорьковка, Сибирка Узункольского района; Белоглинка, Дальнее Карабалыкского района.

Информанты – носители говоров, в основном женщины, русские по национальности, считающие своим родным языком русский, уроженцы данной местности или проживающие в ней большую часть своей жизни, хорошо сохраняющие в своей речи диалектные особенности.

 

Литература:

1.     Черныш П.М. Очерки истории Кустанайской области.-Кустанай, 1995.– 276с.

2.     Кокобаев М.К. Лексико-этнографический очерк жилища западных поселений Горькой линии // Филологический сборник.– Алма-Ата, 1967.- Вып. 6-7.- 441с.

3.     Касаткин Л.Л. Русские  диалекты // Александров В.А., ВласоваИ.В., Полищук И.С. Русские.- М.,1997.- 306с.

4.     Романова М.А., Светлова В.Н, Лецкин М.А. Русские говоры Зауралья.– Тюмень,1971. – 55с.

5.     Высотский С.С. О звуковой структуре слова в русских говорах // Исследования по русской диалектологии. - М., 1973.- 273с.