Шлычкова О.Н.

НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия»

 

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

 В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Актуальность исследования семейных ценностей определяется социокультурной  динамикой общества, природы, человека, когда появляются новые свойства, объекты, системы, что требует их перманентной ценностной оценки.  Современная цивилизация, породила ряд проблем, решение которых требует  новых ценностей,  нового теоретического учения о ценностях.  Как справедливо отмечает В.С. Стёпин: «Любой новый тип цивилизационного развития требует выработки новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров» [4, с. 34].  

        Ценностный подход  важен  для выявления оснований нравственного выбора в воспитательном процессе.  Он позволяет выделить определённые критерии правильного, с нравственной точки зрения, решения.  Ценности выступают как одно из оснований предпочтения добра в сложных жизненных ситуациях, когда зло может казаться  выгоднее. 

       В современный период в российском обществе идет смена социальных и духовных ценностей, ментальных основ жизнедеятельности людей. Глубокие изменения социокультурной реальности находят свое отражение в трансформации современной российской семьи, в семейных ценностях.    

Динамика семейных ценностей в любой культуре является наиболее ярким показателем глубоких внутренних изменений ценностно-смыслового ядра культуры, этнического сознания и самосознания ее представителей, так как сфера семейно-брачных отношений наиболее подвержена регуляции традиционными нормами культуры. На современном этапе развития культуры основными и определяющими являются две противоположные тенденции: рост этнокультурной доминанты в сознании людей, с одной стороны, и вестернизация общества, с другой. Эти тенденции соперничают и в то же время  уравновешивают друг друга. Сегодня  утрата прежнего значения института семьи для индивида связана с господством либеральных ценностей, утверждением ценностей индивидуализма.

         Рефлексия воспитательных аспектов семейной проблематики в аксиологическом аспекте  чрезвычайно актуальна; определим лишь основные её направления:

- изучение динамики роли семьи в жизни общества как результата глубоких социально-экономических процессов (А.И. Антонов, В.А. Борисов, С.И. Голод, Г.С. Гончарова,  А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, Л.В. Карцева, В.М. Медков и др.);

-  исследование трансформаций в системе семейных ценностей и их влияние на процесс воспитания (О.Н. Безрукова, В.В. Бодрова, И.Б. Будаева, Н.М. Давыдова, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, Г.С. Лыткина, М.М. Малышева, М.С. Мацковский, Г.Г. Силласте, А.Г. Харчев и др.).

       В традиционной культуре семейные ценности  включают в себя триединство родительства, родства и супружества. Центральное значение в семей­ных ценностях имеют ориентации на родительство - на принятие социальных ролей матери и отца, на рождение  детей. Но распростране­ние малодетности и снижение ценности семьи приводит к появлению феномена отчужденного родительства. Процесс функционирования семьи в условиях пере­хода общества к диаметрально противоположной системе ценностей сопровож­дался конфликтом поколений, который обострился в связи с не­приятием старшим поколением новых личностно-ориентированных ценностей. В обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. В социуме явно выражены проявления гендерного конфликта, увеличивается тенденция к сокращению брачности, растёт количество разводов, неполных семей,  в конечном итоге это приводит к негативным демографическим и социальным последствиям.

        В условиях социокультурной трансформации и утраты ценностной доминанты обществом проявились следующие тенденции развития взаимоотношений в семье: отношения равенства между супругами становятся преобладающей тенденцией; усиливается эгалитарный характер супружеских отношений; видоизменяется традиционная проблема лидерства в семье. Всё это свидетельствует о том, что идет трансформация семьи, предполагающая в перспективе семью, построенную на других основаниях и порождаю­щих новые мировоззренческие установки.

       При этом в обществе ста­ли превалировать внесемейные ценности, основой которых явился индивидуа­лизм, дошедший до гедонизма, что предопределило отношения между полами, характеризующиеся рядом признаков, внёсших изменения в традиционный институт  брака: стирание двойного стандарта в половой морали, отде­ление сексуальности от функции воспроизводства, усиление открытости сексуальной сферы.

   Состояние института семьи в обществе всегда отражает уровень его развития, зависит от содержания социокультурного и исторического контекста. Исторически происходило усложнение социальной структуры семьи, менялись ее связи с внешним миром, ролевое распределение супругов, возрастала значимость супружеских отношений, что, в конечном счете, отразилось на ценностном отношении к семье и браку. С.И. Голод характеризует суть происшедших с семьей изменений как радикальное преобразование горизонтальных отношений - установление равноправия и эмоционального созвучия мужа и жены, с одной стороны, и становление новых вертикальных отношений, исключающих зависимость детей от родителей, с другой.

    Исследования последних десятилетий показали, что в современном мире происходит эволюция в ценностной сфере - от так называемых ценностей долга к ценностям индивидуалистическим или ценностям самоосуществления, осуществляется сдвиг в сторону большей нравственной терпимости. Современная семья сегодня ориентируется, прежде всего, на эмоциональные отношения и интересы, становится сферой удовлетворения потребностей в общении, эмоциональном контакте, признании, самореализации. Отношения в семье индивидуализируются, становятся партнерскими.

    Трансформация традиционных отношений выражается и в том, что нетипичные ранее формы семьи стали распространенными: выросло число неполных семей, образовавшихся в результате развода, и так называемых «материнских» семей, часто являющихся сознательным выбором женщины. Разводы и неполные семьи стали приемлемым для части населения стилем жизни, лучшей альтернативой по сравнению с неудачным браком. Все чаще мотивом заключения брака становится осознанное родительство, являющееся результатом свободного выбора супругов.

      Кардинальные изменения, происходящие с институтом семьи на протяжении XX столетия, получили неоднозначное толкование в специальной литературе. Можно выделить две противоположные точки зрения на глубину и направленность семейных изменений. Многие ученые (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Вишневский, А.Н. Елизаров) воспринимают изменения в институте семьи (переход от закрытой к открытой системе формирования брака, эмансипация женщин, эмансипация детей от родителей, рост личностной свободы каждого из членов сообщества и т.п.), как позитивный в целом процесс демократизации в семейной сфере, отражение общемировых цивилизационных тенденций.

    Как указывает С.И. Голод, позитивной тенденцией является смещение отношений на супружество, становление «брачной семьи», превращение ее в самую интимную группу, обладающую близко разделяемым чувством солидарности и отвечающую глубоким, взаимно требовательным личным потребностям.

   Представители другой точки зрения (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, Н.Г. Марковская и др.) рассматривают семейные изменения как выражение глобального кризиса семейных ценностей, упадка семьи как социального института, отражения ценностного кризиса в обществе в целом.

    По мнению А.И. Антонова, В.А. Борисова и других представителей «кризисной парадигмы», все больше людей в наше время хотят удовлетворять свои духовные потребности не внутри семьи, а вне ее, связывая их с творческими достижениями, профессиональной самореализацией, приобретением желаемого социального статуса.

    Исследования последних лет подтвердили, что современное отношение к семье в России весьма противоречиво и представляет собой конгломерат традиционных и демократических взглядов. Опросы показывают, что среди населения возрождается популярность традиционной модели организации семейной жизни, при которой мужчина занимается профессиональной деятельностью и финансовым обеспечением семьи, а женщина - домашним хозяйством. Большинство респондентов ориентированы, тем не менее, на более современную модель семьи с двумя работающими супругами. Установлено наличие двух противоположных тенденций: увеличение доли юношей, стремящихся самоутвердиться с помощью повышения своего статуса в семье, и увеличение доли девушек, стремящихся получить самостоятельность, экономическую независимость и возможность профессиональной самореализации. 

   Рассматривая фактическую картину современных семей в России необходимо отметить многообразие существующих типов и моделей. Наблюдаются  следы патриархального типа, основанного на материальной зависимости жены от мужа и детей от родителей, распространенность детоцентристского типа, для которого характерно повышение роли частной жизни и ценности детей, и становление супружеского типа, как считает С.И. Голод, минимально унифицированного, открывающего перспективу для личностного самовыражения.

    Немыслимо говорить о возрождении института семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Последнее заключается в воспитании тех добродетелей, без которых трудно представить благополучную семью: взаимопонимания, доброжелательности, внимательности, участия, готовности прийти на помощь. Для того, чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье.

       Однако, в новых условиях семья может стать основной движущей  силой общественного развития, если сумеет восстановить присущую ей гармонию. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и  будущему создают реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме. Поскольку в семье, при выполнении ее воспитательной функции, прививаются основные навыки межличностного и межгруппового взаимодействия, необходимо содействовать укреплению института семьи как проводника культурного и социального развития общества. Сегодня речь идёт, прежде всего, о развитии социальной инфраструктуры общества, о проектировании социальных институтов для решения новых задач, о более широком применении социальных технологий, в том числе и для решения проблем, стоящих перед семьей. Велика роль семьи в области социального партнерства, которое в современном обществе является важным звеном соединения коллективных и индивидуальных интересов. Не вызывает сомнения, что именно семья призвана обеспечивать вос­производство общественно значимых ценностей,  является главным агентом духовно-нравственного воспитания. Роль семьи в этом отношении носит опреде­ляющий характер и не может быть перенесена на какой-либо другой социальный институт без ущерба для личности и общества в целом.       

   Однако, не вызывает сомнения тот факт, что необходимо целенаправленное формирование позитивного образа семьи в обществе, так как  народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего, он просто обречен на вымирание.  По нашему мнению, несмотря на трансформацию института семьи, ее приспособление к новым условиям, обострившееся противоречие между семейными и внесемейными ценностями, общечеловеческая значимость семьи, безусловно, сохраняется. Ценности семьи уникальны и жизненно необходимы для каждого человека.

Литература:

1. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.

2. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы  // «Социологические исследования». 2004. № 5.

3. Российский гендерный порядок: социологический подход / Под ред.

Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. – СПб., 2007.

4. Стёпин В.С. Теоретическое знание. – М., 2003.