Психология и социология/12. Социальная психология

 

Мигашкина Н.Б.

Челябинский государственный университет, Россия

Поведение личности в маргинальной ситуации

Понятие маргинальности (от лат. margo – граница, грань, край; marginalis – находящийся на краю, на границе) традиционно используется в социологии и социальной философии для обозначения пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. Соответственно, маргинальная ситуация – та, которая характеризуется как промежуточная, граничная, переходная для личности.

Попадание человека в маргинальную ситуацию приводит к определенным последствиям, которые в социологическом смысле можно выразить в терминах социальной мобильности. Характер этих последствий, в свою очередь в немалой степени зависит от поведения личности, попавшей в маргинальную ситуацию.

Многие исследователи проблемы маргинальности сходятся во мнении, что существует две наиболее распространенных модели поведения личности: условно назовем их «пассивная» и «активная».

Первая модель поведения характеризуется тем, что люди «ломаются, перетекают еще дальше на «край» общества» [7, с. 52]. Одним из частных проявлений этой ситуации можно считать такое явление, как «культура бедности»; термин предложен О.Льюисом для обозначения образа жизни жителей трущоб в странах «третьего мира». Заключается данное явление в том, что «у бедноты вырабатывается особый тип поведения и мышления, в частности фаталистическое принятие факта своей бедности и неспособность что-либо предпринимать для ее преодоления ... Это якобы и есть условие, определяющее то, что бедные остаются бедными». [4]

Э.А. Орлова, исследуя городскую культуру, говорит о трех фундаментальных типах поведения при личностном напряжении, которые сопоставимы с теми, о которых мы сейчас будем говорить, и одним из них и является уже рассмотренное нами «пассивное отстранение от проблемы» [11, с. 95].

Л.А. Китаев-Смык описывает данный тип поведения как «эмоциональный тормоз, блокирующий поиск выхода из неблагоприятной ситуации, ... чувство безнадежности, безвыходности.» [2, с. 22]

Но ведь вовсе не обязательно, что человек, попавший в маргинальную ситуацию, оказывается подавлен и уничтожен ею. Маргинальность статуса может быть своего рода катализатором для активной реализации способностей человека, активизации его внутренних ресурсов. В этом случае люди «ведут себя активно, демонстрируя успешные стратегии совладания» [7, с. 52].

В свою очередь активную маргинальную позицию также можно подразделить еще на две модели поведения субъекта: девиацию и интеграцию [7, с. 38], в литературе встречаются и другие обозначения: соответственно, «реакция» и «акцептация» [8, с. 192]; В.А. Дергачев говорит о том, что существуют «маргинальные субкультуры с отрицательной или положительной энергетикой» [1].

Девиантные проявления маргинальности связаны с накоплением «отрицательной энергии», которая «либо оказывается деструктивной для самих членов подобщества, либо выплескивается в «большое общество» в виде насилия, неуправляемых действий. Примерами этого являются в первом случае так называемые деструктивные религиозные культы, во втором – различные организации нацистского толка». [7, с. 41] В концепции Ф. И. Минюшева это явление именуется реакцией, «отвержением средой элементов донорской культуры» [8, с. 192].

Э.А. Орлова в этом случае говорит о «попытке разрушить ситуацию, вырваться из неё; сменить обстоятельства», которая на групповом уровне может проявляться как в консолидации, так и дезорганизации и агрессии. [11,  с. 94-95.]

Маргинальность как потенциальная девиация является угрозой стабильности и безопасности общества, причем угроза эта косвенна, тоже потенциальна. Ведь, как было сказано, маргинальность может получить и положительное развитие. «Состояние маргинальности, как отмечается криминологами, — это пограничное состояние индивида, оказавшегося на грани антиобщественного поведения, но само по себе такое состояние еще не дает оснований для представления о неизбежности его перехода в антиобщественное поведение» [3, с. 3]. По мнению еще одного представителя юриспруденции Е.В. Садкова, «в настоящее время масштабы преступности приняли размеры, угрожающие общественной безопасности в целом. Здесь несомненно большое влияние маргинальной среды... Маргинальность выступает благоприятной средой развития преступности». [12, с. 46]

А.П. Лантух пишет о том, что «маргинальная личность – это «тревожная личность», со своей патологией (делинквентной, суицидальной и т.д.)» [5].

Что же касается «положительной энергетики» маргинальной группы, определяющей стремление к интеграции (по Ф.И. Минюшеву – акцептации, «взаимоприспособлению путем взаимопроникновения»), она порождает стремление к созиданию, уход от противостояния. Разные авторы описывают различные пути подобного созидания.

Т. Шибутани так говорит об этом: «Положительный исход маргинальной ситуации для личности – высокая творческая активность». [13, с. 473-479]

А.Б. Мулдашева, исследуя маргинальность в контексте межэтнического общения, в качестве отдельного типа маргинальной личности выделяет творческий тип, который, по ее мнению, имеет высокий уровень личной ответственности, активное и творческое отношение к разрешению противоречий и сложностей реальной практики межэтнического взаимодействия. И способом разрешения внутреннего конфликта самоопределения для этого маргинала становится творческая деятельность, направленная на мир. [9, с. 219-231]

Отечественный коллектив авторов монографии «Маргинальность в современной России» так описывает процесс интеграции: «Ранее маргинальная, группа постепенно завоевывает сильные социальные позиции, ее точка зрения, ее определение реальности постепенно становятся общепринятыми. Маргиналы этого типа являются первопроходцами, реформаторами». [7, с. 41]

Это и есть, соответственно, третий тип поведения, по мнению Э.А Орловой: «ситуация субъективно напряженная, но переносима; ориентация на диалог с ситуацией... Сохранение способности контролировать поле своего поведения... Поиск возможности конструирования отношений с элементами ситуации. Поиск решения проблемы». [11, с. 96.]

Стоит отметить то, что к интеграции не склонны маргиналы, ставшие таковыми по собственному выбору. И слова о том, что «члены маргинальной группы, приобщаясь к господствующей культуре, надеются на поощрение со стороны ее представителей, хотят быть приняты в их среду как равные» [10, с. 178-183], могут относиться только к тем, кто не по своей воле попал в маргинальную среду.

Коллектив сайта www.mnogosmenka.ru также признает возможность как отрицательных, так и положительных последствий маргинальности, и в разделе «Термины современной рыночной экономики» приводит следующее определение маргинальной личности: «Маргинальная личность – личность, отличающаяся особыми чертами сознания и поведения, которые мешают ей интегрироваться в окружающее ее референтное сообщество. Маргинальная личность тяготеет к созданию антиобщественных объединений с нетрадиционной системой ценностей». Но в то же время авторы указывают и на то, что «маргинальность может играть и позитивную роль, когда маргинализации подвергаются наиболее энергичные, образованные представители общества, способные выработать новые формы общежития» [6]. В данном определении, в отличие от предыдущих, присутствует попытка определения причины возможного положительного эффекта маргинальности. Авторы видят ее в высоком уровне образованности личности, попавшей в условия маргинальности. Выделение этого, как нам кажется, частного случая, наталкивает на вопрос: по каким еще причинам одни люди становятся маргиналами со знаком «–», а другие – со знаком «+»? Другими словами, какие личностные особенности определяют действия индивида при попадании его в маргинальную ситуацию? По нашему мнению, это один из ключевых вопросов, ответ или попытка ответить на который способны дать существенное развитие исследованию проблемы маргинальности. Это представляется нам достаточно перспективным направлением исследования.

Подводя итог вышесказанному, можно предположить, что отрицательная энергетика маргинальности может стать источником нисходящей мобильности, положительная же – восходящей.

Резюмируя, отметим следующее: в зависимости от поведения индивида маргинальность может быть пассивной (человек, попав в маргинальную ситуацию не предпринимает никаких действий, он поглощается и подавляется ситуацией) и активной (человек чувствует свободу, иначе воспринимает реальность), которая в свою очередь делится на отрицательную (стремление к девиации, протесту) и положительную (стремление к созиданию, согласию и интеграции).

Литература:

1.     Дергачев В.А. Раскаленные рубежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.dergachev.farlep.net/books/rubezh/chapter_01-09.html (проверено 25.09.2008 г.)

2.     Китаев-Смык Л.А. Миг свободного парения// Знание – сила. 1981, №2.

3.     Клочков В.В. Маргинальность и проблемы раннего предупреждения антиобщественного поведения. М., 1976.

4.     Культура бедности// Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь/ Пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан. ун-та,1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx (проверено 01.12.2008 г.)

5.     Лантух А.П. Маргинальный тип личности в трансформирующемся обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.sociology.kharkov.ua/docs/chten_01/lantuh.doc (проверено 28.11.2008 г.)

6.     Маргинальная личность// Термины современной рыночной экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.upr4.mnogosmenka.ru/upr40016/upr40027.htm (проверено 25.09.2008 г.)

7.     Маргинальность в современной России. – Коллективная монография. – Московский общественный научный фонд: М., 2000.

8.     Минюшев  Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). — М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997.

9.     Мулдашева А.Б. Психологические особенности этнокультурной маргинальности // Социально-психологические исследования межнациональных отношений. – М., 1993.

10. Онзимба Ленюнго Ж.Б. Проблема маргинальной личности в американской социологии // Вестник РУДН. 2003.  № 4-5.

11. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987

12. Садков Е.В. Маргинальность и преступность. Социс // 2000. №4.

13. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.