Психология/7. Общая психология

 

Исакова Е.К., Лазаренко Д.В.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева,

Республика Казахстан, г. Петропавловск

 

Современное  состояние проблемы

самосознания личности в психологии

 

 

Интерес к «Я» человека, к тайне его постижения и к осознанию того, что есть он сам возникает в философии в связи с ее более общими проблемами и долгое время находится в ее компетенции. Предметом собственно психологических концепций проблема «Я», самосознания становится лишь во второй половине 19 века.

Цель  данной статьи заключается  в анализе представлений современной психологии на проблему самосознания личности.

Подход к изучению психологических вопросов проблемы самосознания и использования возможных методов его исследования всегда находились в непосредственной зависимости от общефилософской позиции, которой определяется та или иная психологическая концепция. Первоначально обратившиеся к анализу самосознания психологические школы методологически были связаны с субъективно-идеалистической философией, а также декартовским интроспективным подходом к проблеме сознания.

Согласно декартовской традиции, наличие психического совпадает с его осознанностью; психическое отождествляется с сознанием, сознание с самосознанием, которое направлено на познание самого себя, своего «Я» [1].

Психическое «Я» рассматривается как существующее помимо внешнего мира, независимо от него. С точки зрения интроспекционизма, единственно возможным методом раскрытия сущности самосознания является интроспекция. Во взгляде на природу психических явлений к позиции интроспекицонистов близки представители «понимающей» психологии (В. Дильтей, Э. Шпрангер).

Типичную для интроспективной психологии концепцию самосознания мы встречаем у немецкого психолога начала 20 века А. Пфендера. построение концепции самосознания он начинает с разграничения «Я» и самосознания. «Я» у Пфендера не имеет отношения к реальному субъекту личности, действующей в  системе различных связей и отношении внешнего мира это - «не поддающийся определению психический субъект, который необходимо сомыслится во всех психологических понятиях, так как он образует центральную жизненную точку всякой психической жизни» [2].

В духе интроспекционизма по существу, но в несколько иной форме проблему самосознания решает другой представитель этого направления в психологии Т.Липпс. Шорохова  Е.В., анализируя его представления, приводит характеристики  «чувства Я»:  оно является «зерном» всякого сознания, т.е. самосознания. «Я» у Липпса – это центральный пункт сознательной жизни [3].

Субъективно-идеалистический подход к анализу самосознания типичен для интроспективной психологии Запада (преимущественно немецкой) на рубеже двух столетий. Аналогичными были и методологические позиции официальной психологии России. В качестве примера приведем концепцию Е. Боброва, изложенную в его книге «О самосознании». Если Пфендер и Липпс несколько «разводили» явления самосознания и «Я», то для Боброва они тождественны. Но для него, как и для Пфендера и Липпса, имманентная сущность самосознания исходная точка анализа. «Самосознание или «Я» в психологическом смысле есть единый элемент сознания, непременно и необходимо соотносящийся с каждым без исключения другим элементом сознания, единый общий соотносительный пункт для всякого иного акта или бытия» [4].

Наиболее четко и последовательно принципы интррспекционизма в отечественной литературе разрабатывал Н.Я. Грот. Его позиция наглядно представлена в работе «Основания экспериментальной психологии», в которой он развивает основные фундаментальные положения. Для Грота «всякое наблюдение есть, прежде всего, форма самонаблюдения» [5].

Среди многочисленных психологических направлений 19 века вошедших в историю западной психологии и имеющих непосредственное значение для проблемы самосознания, существенное влияние на развитие и современное состояние психологии личности оказал психоанализ.

В рамках психоаналитических концепций (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Берн, В. Райх) сознание и самосознание выступают как одна определенная сфера психической жизни, отличная от бессознательной.  В классическом психоанализе (З.Фрейд, К. Юнг) самосознание находится как бы «на службе» бессознательных влечений, импульсов и его деятельность всецело определяется существованием этой сферы и рассматриваются как ведущие факторы самосознания [6].

Неофрейдисты (А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Эриксон) подчеркивают влияние социальных переменных на развитие личности. Выдвигая на первый план сферу сознательного, они рассматривают самосознание как особый защитный механизм личности, обеспечивающий ей адаптацию в социальной среде (чаще понимаемой как враждебной по отношению к личности). Признавая зависимость самосознания от существующих условий жизни и межличностных отношений, они явно недооценивают значение социальных факторов в развитии самосознания, заметно преувеличивая роль враждебных (биологических) факторов. Особенно это четко проявляется в представлениях о Я-концепции, которую они рассматривают как некую изначальную структуру, присущую человеческой природе. («Креативное-Я» у Адлера, «Реальное-Я» - К. Хорни и т.д.).

Существенный вклад в область изучения самосознания личности внесли представители гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, Р. Кеттелл, К. Роджерс, Г. Олпорт, Р. Меррей,  Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, Д. Бюдженталь, В. Франкл). Характерной особенностью в теориях данных направлений является понимание самосознания как свойственного здоровой развитой личности конструкта, истоки развития которого заложены в самой органической природе человека, т.е. самосознание изначально присуще человеческой природе.

Значительный шаг вперед в переосмыслении природы самосознания был сделан представителями французской социологической школы (Э. Дюркгейм, П. Жане, Ж. Нюттен), провозгласившими социальную обусловленность психики человека. Концепция П.Жане известна в психологии как «психология образа действия». По мнению П. Жане, психика развивается во взаимодействии с другими людьми. Развитие личности происходит на основе общения. Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения Жане считал наивысшим критерием развития личности [7].

Идеи о социальной детерминации самосознания находят отражение в работах представителей американской социально-психологической школы, у Ч. Кули, Д. Мида, М. Куна, Т. Шибутани. Их подход получил название символический интеракционизм.

В современной зарубежной психологии в качестве одного из наиболее перспективных направлений, разрабатывающих проблемы самосознания, можно выделить когнитивную психологию (Дж. Келли, Л. Фестингер, С. Шехтер, М. Розенберг, Д. Бэм, У. Мишель и др.) обращены к проблеме анализа работы сознания и самосознания», который основывается в их теориях на понятии о когнитивной несогласованности самих содержаний сознания.

Таким образом, единой концепции, описывающей самосознание в зарубежной психологии не существует. Каждое направление использует свой понятийный аппарат (отсюда терминологическое многообразие: «Я-концепция», «Я-система», «Я-образ» и т.д., в обозначении одной сферы психической жизни), вследствие чего наблюдается терминологическая неоднозначность в понимании и толковании основных понятий в области изучения психологии самосознания.

В целом, в большинстве представленных концепций самосознание
рассматривается как механизм, «уравновешивающий субъекта с окружающей
средой, механизм адаптации в социальной среде».                                              

Рассматривая исследования отечественной психологии, посвященные вопросам самосознания личности можно выделить два ведущих направления в анализе этого сложного психологического образования:

·               обсуждение (в  общетеоретическом  и  методологическом  аспектах) вопросов  о  природе и  проблемах  становления  самосознания в  контексте развития     личности     (исследования     Л.С. Выготского,     С.Л. Рубенштейна, А.Н. Леонтьева,    Б.Г. Ананьева,    Л.И. Божович,    В.В. Столнна,    Е.В. Шороховой, В.С. Мерлина, И.И. Чесноковой и др.);

·               экспериментальное     изучение     онтогенетических     особенностей
самосознания  и  более  специальных  вопросов,  касающихся  его  различных
структур.

Психологический аспект исследований проблем самосознания тесно связан с философским. В психологии анализ самосознания осуществляется с позиций диалектико-материалистической философии, в рамках реализации деятельностного подхода к процессам человеческой психики. В изучении проблем самосознания (как инструмент анализа) большое значение имеют методологические принципы, утвердившиеся в отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода [8].

Вопрос о природе самосознания и его истоках выдвигает на первый план проблему социальной детерминации явлений сознания. Отечественные психологи подчеркивают социально-историческую обусловленность природы самосознания. Л.С. Выготский одним из первых в отечественной психологии обратился к изучению структуры самосознания человека от социальной среды, к которой он принадлежит. Он пришел к выводу, что связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ей обусловлен сам тип самосознания и характер его развития [9].

Итак, в отечественной психологии самосознание понимается как специфическая форма сознания, направленная на осознание самого себя объектом практической и познавательной деятельности, на осознание своего места в системе существующих отношений, своего внутреннего мира, своих способностей и возможностей, и служащая одним из способов регулирования отношений человека с миром и самим собой. Во временном плане самосознание сложное образование. Оно не фиксирует личность в статичном состоянии, а отражает процесс ее непрерывного развития.

 

Литература:

 

1.       Декарт Р. Избранные произведения.   М., 1950. – 224 с.

2.       Пфендер А. Введение в психологию / Пер. с нем. И. А. Давыдова. СПб.: Кн. склад "Провинция", 1909 (Тип. 1-й Трудовой Артели).- VII, 368 с.

3.       Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. – М., 1968. – 198 с.

4.       Кон И.С.  В поисках себя. – М., 1984. – 322с.

5.       Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. -  В кн.: Вундт В. Очерки психологии. – М., 1957. – 345 с.

6.       Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.

7.       Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 145 с.

8.       Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – 190 с.

9.       Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Детская психология. /Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика. – 1984. – 432 с.