Наумова В.И.

Восточно-Казахстанский государственный

 технический университет им. Д.Серикбаева

 

Архитектура как искусство. Процесс трансформации архитектурного образования в инновационное

 

Глубокое понимание значения социально-функциональных, технических и эстетических аспектов архитектуры относятся к внутреннему миру человека, к его представлениям о природе, красоте, социальной психологии, культурному наследию. Предназначение архитектуры – служить интересам человека, отражая современность облика зданий, неразрывную связь с природой, человечность и глубокую индивидуальность.

Не только целесообразность архитектуры, но и её эстетика была той областью выдающихся современных архитекторов, например Вальтер Гропиус, Франк Ллойд Райт, Петер Беренс, Ле Корбюзье, на которой сосредоточили своё внимание. Архитектура, для них всегда являясь искусством, не только красота, но и художественность, образная выразительность – обязательные качества архитектуры, архитектура как искусство должна выражать дух времени, народа, общества.

В. Гропиус говорил об архитектуре: «Её величайшее произведение истинно выражают жизнь эпохи» [1,10]; А. Аалто: «Её цель – привести материальный мир к гармонии с жизнью» [2,72]. Подобные высказывания характерны для Райта, Ле Корбюзье, П.Ауда, М. Таута, А. Бурова и других видных деятелей новой архитектуры.

В системе застройки современного города очень большое значение получают памятники архитектуры — то историческое наследие, которое не только украшает города, но и наполняет их более глубоким содержанием. Проблема включения памятников художественной культуры прошлого в современную жизненную среду, увязки их с новыми сооружениями также лежит в сфере синтеза искусств, вернее, взаимодействия архитектурных произведений разных эпох вместе с органически связанными с ними другими видами художественного творчества.

В настоящее время повсеместно наблюдается огромный рост интереса к художественному наследию. Современный человек, все глубже и глубже проникая в художественное творчество предшествующих поколений, находит в нем сокровенные отзвуки поэтическим струнам своей души и как бы уравновешивает тот рационализм, который естественно сопутствует прогрессу техники и развитию науки. В памятниках архитектуры и искусства прошлого незыблемо документирован давно ушедший быт, уровень строительной техники, отношение к материалу. Нашел в них свое воплощение и трудовой героизм, блеск ярких народных талантов и мастерства предшествующих поколений.

В числе основных эстетических качеств формируемой жизненной среды нужно назвать по крайней четыре важнейших критерия: идейно-художественная направленность, гуманизм, правдивость, информативность.

Гуманизм среды подразумевает общее отношение к человеку как к главной цели и смыслу обществен­ного прогресса. «Все для блага человека, все во имя человека» - это не просто лозунг, он точно и отчетливо выраженная главная концепция. В конкретном своем вопло­щении в художественных ценностях гуманизм подразумевает духовность, выражение морали и нравственности культурного общества, сомасштабность и оптимистическую настроенность всего нашего окружения.

Сегодня, когда архитектура вступает в новую фазу своего развития и повсеместно начинает уделяться большое внимание ее идейно-художественному уровню, наряду с уже сложившимися и оправдавшими себя формами и методами координации взаимодействия архитекторов, художников, работающих над жизненной средой, постоянно рождаются новые направления совместных поисков, в их числе обращение на новом уровне к национальным художественным традициям и народному искусству. Сегодня именно культура является хранительницей народных художественных традиций, и в их переосмыслении на современном уровне содержится мощный импульс совершенствования жизненной среды, внесения в нее необходимого разнообразия.

Информативность среды - состоит в отходе от простоты примитива, в стремлении к художественной многоплановости, многозначности всего человеческого окружения в постоянном накоплении духовных  и эстетических ценностей.

Важные синтетические тенденции художественного творчества требуют и нового художественного мышления, в котором взаимодействие разных искусств становится явлением непрерывным и способно все человеческое окружение, всю жизненную среду общества поднять до значения синтезированного произведения искусства. Архитекторы и художники Чехии, Польши, Венгрии и некоторых других стран давно лидируют
в области сохранения и адаптации исторического архитектурного наследия. Это, безусловно, способствовало тому, что сегодня эти страны в целом заняли в мире ведущее положение в области культуры и активно используют выдающиеся произведения отечественного и мирового искусства как неотъемлемый элемент новой жизненной среды, как мощное средство эстетического воспитания.

Большое значение имеет совместная разработка и обсуждение актуальных теоретических проблем социалистического искусства. В этой сфере имеются несомненные достижения. Профессор Ю.Н. Кармазин считает, что «традиция предписывает считать архитектуру частью культуры, причем частью активной, движущей, едва ли не передовой. Архитектура включена в создание пространства человеческого обитания, его значений и смыслов. Сама архитектура уже изучается как синоним культуры в аспекте пространственного опыта, а за архитектурной деятельностью признается наличие своеобразной профессиональной культуры.

При его целенаправленном использовании компонентами профессиональной культуры постепенно становится стилем со­циально и профессионально ориентированного мышления специалиста, в структуре которого ценности культуры актуализированы и системно организованы. Владея им, будущий архитектор выступает как носитель прогрессивного общественного сознания, общей профессиональной культуры. Профессиональная культура архитектора включает в себя разнообразные структурные элементы, главным связующим звеном которых является творчество. Творчество - одно из составляющих элементов профессиональной культуры, как и проектная культура, формирующаяся из системного подхода к проектной деятельности профессиональной коммуникативности проектных знаний и умении специалиста.

Переход к технологическому обществу все больше и больше повышает требования к уровню технологической подготовки специалистов. Требования к современному воспитанию и образованию в вузе складываются с учетом тенденции развития современного общества, что способствует формированию любого специали­ста как целостной личности - человека творческого, культурно образованного, с твердыми убеждениями демократическими взглядами и активной жизненной позицией.

Задачи, стоящие перед архитектурным образованием в свете проблем и проектов XXI столетия, не оставляют сомнений в необходимости кардинального изменения направленности образовательного процесса. Реальное решение этой проблемы - вовсе не приведение в порядок памятников, но достижение такого уровня профессионального архитектурного сознания, который гарантирует преемственность, включает в себя представление о непрерывности культурно-исторического процесса и даёт видение профессионалу себя в этом процессе. Всё это предполагает возврат к бывшей некогда нормой профессии социально-культурной функции мышле­ния, утраченной нашей деятельностью.

В связи с задачами интеллектуализации образования и деятельности на первом плане ока­зываются разработки теории архитектуры, ориентированные на круг социально-культурных проблем и обращенных к перспективам образования. Опыт наших теоретических и методических разработок показывает, что интеллектуализация архитектурного образования ведёт не к отрыву от реальности или от традиционных ценностей зодчества, а к обретению гуманистической направленно­сти творчества, открывает возможности ассимиляции достижений всей мировой культуры. Не по­следний вклад в интеллектуализацию архитектурной деятельности может внести такая постановка образования, в которой самое основное, существенное для архитектора - метод его работы архитектора.  

Непрерывность образовательного процесса сегодня считается обязательной чертой жизни раз­витых стран и культур. Изменяющийся мир требует постоянной корректировки системы знаний и умений, в которых осуществляется деятельность. Простое обогащение этой системы за счёт жиз­ненного опыта уже не выполняет своих функций, нужно методически организованное и теоретиче­ски, научно обоснованное новое знание. Таким образом, задачи непрерывного образования напрямую связаны с кругом обсуждаемых нами проблем.

Разработки в области теории непрерывного и «упреждающего» образования показывают, что смысл постоянного обращения профессионалов к задачам, возникающим или могущим возникнуть перед профессией, состоит в проектировании и программировании ими своего собственного будущего, то есть, в разработке программ и проектов развития их сферы деятельности. Непрерывное образо­вание все активнее выступает областью развития. Без этого нет именно непрерывности, а появляются разрывы в череде плохо согласованных между собой циклов. Тот процесс, который современные исследователи называют «циклом жизни знания», пред­полагает зарождение знания, его эволюцию в теории, его реализацию на практике и рефлексивную «утилизацию» - завершение цикла и начало нового. В соответствии с этими циклами должно строиться и образование.

Кардинальным способом преодоления подобных разрывов является  как постановка образования и самой деятельности, когда необходимым условием будет теоретиче­ская концептуальная, организационно-проектная и рефлексивно-методологическая работа самих практикующих профессионалов, когда станет нормой выработка ими программ и проектов своей бу­дущей деятельности. Достижение этой цели требует качественного изменения как образования, так и практики. Такие изменения уже начались, так, например, в Хартии МСА/ЮНЕСКО по архитектурному образованию говорится: «Научные исследования должны рассматриваться как неотъемлемая часть деятельности преподавателей архитектуры» [3, 2]. Можно лишь пожелать провозглашения в одной из ближайших хартии ло­зунга «Научные исследования и методологические разработки должны рассматриваться как неотъемлемая часть деятельности практикующих профессионалов!» [3,6].

Для полноценного восстановления утраченного звена в цепи истинного познания культурно-исторического багажа и потенциала архитектуры требуется специальная организация практики, реализующей полученные студентом знания и служащей плацдармом развёртывания его творческого метода. В такой практике три основных компонента: позитивно оформленная методологическая теория архитектурного творчества: чёткое и гибкое методическое обеспечение практической реализации этой теории: организованная рефлексия опыта, полученного на практике, и обогащение через это как самой теории, так и методических приложений к ней.

Архитектурное творчество - диалектический процесс, содержащий в себе как интеллектуальные, рациональные, так и эмоционально-волевые компоненты. Анализ, синтез, оценка, наблюдение и опыт, формируя единую аналитико-синтетическую технологию исследования.    

Проблема развития творческих способностей всегда ставилась на первое место в образовательном процессе. Ведь суть образования - создание новых возможностей для обучения. Это возможно лишь в том случае, если у студента постоянно развиваются и совершенствуются его творче­ские способности, его способность к обучению. Развитие творческого мышления требует специальной организации учебной деятельности, опирающейся на концепцию органического единства предметных и теоретических форм деятельности, основанной на междисциплинарных связях. Так как архитектура всегда считалась синтезом всех искусств, то проблемы архитектурного образования не могут рассматриваться с узко специализированных позиций. Архитектура – особое место в системе культуры, она соединяет в себе материальные и духовные ее слои. Здесь находят точки пересечения эстетические, материально-практические, художественные, философские и научно-технические подходы. Архитектура, являясь отраслью науки и культуры, обречена на вечные «метания» между инженером и художником, функцией и эстетикой. Отсюда и огромное количество научных дисциплин, с которыми архитектура идет (или должна идти) рука об руку. Можно обозначить круг дисциплин, с которыми в той или иной степени взаимодействует архитектура. Они условно делятся на три основные категории: гуманитарные науки, естественнонаучные дисциплины, технические науки.

Данное утверждение подтверждает возникновение соответствующих принципов трансформации архитектурного образования. Система образования может быть более гибкой для инновационных преобразований.

Принципы трансформации. В соответствии с этим необходимо придерживаться следующих принципов трансформации типовой модели архитектурного образования в инновационные: создание системы элитной подготовки; развитие инновационного образования с использованием междисциплинарных, проблемно-ориентированных технологий; использование инновационных и информационных технологий в образовательном процессе; формирование корпоративной культуры; создание конкурентной среды; интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности; создание инновационной инфраструктуры на базе университета; формирование многоканальной базы финансирования; формирование ареала малых наукоемких предприятий на базе выпускающих кафедр и университетского комплекса; создание учебно-научно-инновационного производственного комплекса.

Это даёт право думать, что реализация стратегических направлений индустриально-инновационной политики государства предопределяет качественное изменение не только в промышленной сфере, но и в образовательной. Можно выделить цели трансформации традиционного архитектурного образования в инновационные, учитывающие изменяющиеся условия и необходимые требования современного мира. Где образовательной целью является капитализация и накопление новых знаний являются материальной основой подготовки инновационно-ориентированных специалистов, которые, обладая навыками инновационного предпринимательства, обеспечивают развитие инновационной экономики, общества и культуры. Научная цель. Без науки никаких открытий и изобретений невозможно, поэтому необходимо решить триединую задачу (инновационную, научную и образовательную), причём два первых являются основой для решения главнейшей задачи или генеральной цели – это подготовка специалиста, обладающего инновационным мировоззрением, способным проводить изменения или развитие инновационной экономики, общества и культуры.

1. Группа закономерностей обновления и развития образования включает в себя: обновление образования путем взаимосвязанных количественных, качественных и мерных изменений его внутренних атрибутов и параметров под воздействием новых научных, технологических, социально-экономических, культурных и политических факторов; обновление образования путем появления и разрешения противоречий между его формой и содержанием, между сложившимся учебным материалом и новыми научными новаторами, между преподавателями новаторами и консерваторами; циклическое обновление образования через проведение образовательных реформ, усиление фактора преемственности процесса образовательной инновации; рост наукоемкости и инновационной емкости современного образования; сокращение инновационно-образовательных циклов в связи с ускорением морального старения новых знаний и научно-техническим прогрессом в инновационно-образовательной деятельности; временная дестабилизация и потери в образовательных системах в процес­се внедрения инноваций и ряд других преобразований.

2. Группа педагогических закономерностей: возрастание инновационной компоненты в содержании и методах обучения в соответствии с общецивилизованными процессами, интеграции образования с наукой и передовой практикой; ускорение процессов старения знаний; определенная переориентация педагогических нововведений, методов усвоения знаний на процессы и методы формирования инновационных способностей; появление и возрастание роли междисциплинарных и многодисциплинарных педагогических новаций на стыке различных видов профессиональной деятельности, полипрофессионалов; переход от преимущественно специализированных педагогическим нововведений (по учебным дисциплинам) к интегрированным кластерным новациям; появление, рост масштабов и повышение роли научно-педагогического трансферта в сфере передачи знаний в учебный процесс усиления трансфертных звеньев между наукой и педагогической практикой; появление педагогических псевдонововведений в образовательных системах.

3. Группа экономических закономерностей: циклические изменения экономической активности в сфере образовательной инноватики.

Развитие рыночных отношений определили ряд проблем в образовательной сфере, к которым можно отнести: недостаточное финансирование системы образования со стороны государства; рост числа коммерческих заведений высшего образования; повышение требований потребителей к образовательному процессу; интенсивность развития научно-технических исследований; усиление требований к повышению производительности и качеству препо­давания в учебных заведениях; необходимость привлечения студентов в активную творческую, научно-исследовательскую деятельность в рамках проектов университета.

Образовательный сектор является одной из главных «горячих точек» обеспечения устойчивого развития экономики всех стран. Одним из приоритетных направлении в индустриально-инновационной политике является создание новой модели национальной системы образования, интегрированной в мировое образовательной пространство. Данная модель ставит своей целью -подготовку трудовых ресурсов, особенно в части профессионального образования и инновационного менеджмента. Политика в области образования и подготовки профессиональных кадров ставит ряд задач: определение подготовки кадров для инновационной деятельности; создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов; повышение материально-технической и методической базы образования; разработку и внедрение образовательных стандартов, отвечающим международным требованиям; международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы на создаваемых новых производствах; создание на основе международного опыта новых и перепрофилирование действующих высших учебных заведений в специализированные университеты для подготовки квалифицированных кадров в области высокотехнологичных производств.

Для решения данных задач необходимо создание такой модели

архитектурного образования, которая вобрала в себя не только элементы типовых  требований (технические, гуманитарные, профильные и др.), но и инновационные (интеграция науки, образования и производства и др.).

Инновационное развитие образования представляет собой сложный процесс комплексного внедрения инновационных технологий и научно-инновационной деятельности. Эти проблемы тесно перекликаются в вопросах трансформации как университета, так и процесса архитектурного образования. Следует отметить, что трансформация архитектурного образования университетов в условиях инновационного развития экономики, предполагает разработку соответствующих методологических основ. Должны быть сформулированы закономерности трансформации системы архитектурного образования. Трансформация архитектурного образования в инновационное архитектурное образование позволяет более глубоко и комплексно готовить специалистов в области архитектурной деятельности, отвечающим международным требованиям и стандартам, готовить конкурентоспособных, с высоким творческим потенциалом профессионалов-архитекторов, специалистов, способных творчески решать на научной основе социально-функциональные, инженерно-технические и эстетические проблемы архитектуры и общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. W.Cropius. Op.cit., p.10.

2. A.Aalto. The humanizing of architecture. «Architectural Forum», 1940, vol.73, №6, p.505.

3. Хартия МСА/ЮНЕСКО по архитектурному образованию. Барселона XIX конгресс МСА. 1996 – 4с.

4. Высшее образование в XIX веке: подходы и практические меры. Материалы Всемирной конференции по высшему образованию. Париж, окт. 1998г. – М.: СГУ. 1999 – 35с.

5. Мутанов Г.М. Ориентиры инновационного пути: [высшее образование]/Г.М. Мутанов//Каз.правда. – 2006. - №45 – 46. – с. 4,5.