магистрант Изенбаев Б., Отарбаева Г.К

Южно-Казахстанский государственный университет  им. М.Ауезова Казахстан

Историко-культурная значимость Отрара и Отрарского оазиса

На современной географической карте Отрарский район расположен в низовьях реки Арысь,  по среднему течению реки Сырдарья, в пустыне Кызылкум. Это священная казахская земля, где сосредоточены свыше 100 населенных пунктов и городищ, сотни гектар посевных площадей с оросительной системой, протянувшейся на десятки километров. В период развитого средневековья Южный Казахстан с Отрарским оазисом становится одним из крупнейших центров городской цивилизации Казахстана и всей Центральной Азии. Отрар оставил незабываемый след в древней истории казахского народа и внес огромный вклад в степную цивилизацию. Город  Отрар представлял собой крупный региональный центр на Великом Шелковом пути с хорошо развитой экономикой, культурой, наукой, торговлей и ремесленничеством. На территории оазиса насчитывается свыше 130 различных историко-культурных памятников. Возникновение поселения  на месте Отрара относится к первым векам нашей эры. Впервые названия «Отрар» и «Фараб» появляются в письменных источниках IX в. н. э.. X-XII вв. стали периодом расцвета городской жизни, прерванным монгольским нашествием. В 1219 году Отрар пал под натиском армии Чингизхана.  Однако, поднявшись из руин, Отрар к середине XIII века превратился в крупный торговый узел на пути с Запада на Восток. В 1405 году в одном из дворцов Отрара умирает Тамерлан. Жизнь в Отраре продолжается вплоть до XVIII столетия. Облик городища в целом характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии.  Первые раскопки на Отраре осуществили члены Туркестанского кружка любителей археологии А. К. Кларе и А. А. Черкасов в 1904 г. Ими был заложен ряд траншей и собран материал. Дальнейшие исследования получили продолжение лишь в конце 40-х годов XX столетия под руководством профессора А. Н. Бернштама. В 1969 году была организована Отрарская археологическая экспедиция . В 2001 году под эгидой ЮНЕСКО был начат международный проект Казахстано-Японский Целевой Фонд «Консервация и сохранение древнего городища Отрар». Основные цели проекта: создание документационной базы и консервационные мероприятия. Отрар являлся крупным центром встречи различных культур и цивилизаций: китайской, европейской, восточной; религий христианской, мусульманской, зороастрийской. Округ Фараб дал человечеству великого ученого-энциклопедиста Абу Насра аль-Фараби и др. По некоторым сведениям, можно предполагать, что в Отраре имелось свое книгохранилище. Так, по сообщению Рузбехана и Бенаи, в XV в. рукописи из Отрара доходили до города Сыгнака, где были переданы в дар Шайбани-хану. Отрар был не только центром экономической и культурной жизни, но и центром научной мысли средневекового Казахстана.  Еще ранее, на карте Московии литовского географа Антония Вида, составленной в 1542-1555 годах с соавтором – русским боярином-эмигрантом И.В. Ляцким, можно увидеть к югу от реки Яик (Урал) надпись «Кosaky Orda». А на карте, изданной в Лондоне в 1562 году английским торговым агентом Антонио (Энтони) Дженкинсоном, приведена на пространстве к северу от Сырдарьи надпись «cassac», т.е. казах. Следует отметить, что в «Книге…» впервые для западного мира было описано Аральское море, сведения о нем в европейских источниках появились только во второй половине XVII века, хотя оно было известно намного раньше арабским и китайским ученым и путешественникам. Всего на территории нынешнего Казахстана отмечено в «Книге…» около 40 географических наименований. Акнурган – город Аккурган, находился где-то между Ташкентом и Туркестаном. Аркан – развалины города Отрар. Кендерлик, Кандерлик – их две в «Книге…»: одна - правый приток Сарысу, ныне именуется Кенгир, вторая, текущая к Сырдарье, - не существовала и не существует. Карабас – вероятно, западная оконечность Туркестанского хребта, но не исключено, что это горы Карачатова гора – хребет Каратау между Таразом и Шымкентом. Саирям – город Сайрам, близ Шымкента (Чимкента). Сунак – это, видимо, развалины средневекового города Сидак или Сидак-Ата, которые находятся в 15 км к северо-западу от города Туркестана. Тюркустан – город Туркестан  Янукурган – город Жанакорган в Южном Казахстане. Ясырван – развалины этого города находятся близ Туркестана.

Из этого следует что, культура города Отрара и всего оазиса оказывала влияние на жизнь всего сырдарьинского региона. Художественная продукция отрарских ремесленников поступала на рынки городов северных и южных склонов Каратау - Сузака, Кумкента, Сюткента и Икана; среднего течения Сырдарьи - Яссы, Саурана, Сыгнака, Куджана, Аккоргана, Узгента; долины реки Арысь, находившихся на местах городищ, ныне известных под названием Караспантобе, Жуантобе, Шортобе.  Значимость Отрара как культурного центра определялась да и сейчас еще определяется  «кипчакской проблемой» - культурой кипчакских племен - основных обитателей огромных степей Дешт-и-Кипчака. Велика роль древних кипчаков в сложении казахского народа, его материальной культуры, языка и в образовании государства - Казахского ханства. Расселение кипчаков, распространение их культуры прослеживается и через изучение Отрара и других сырдарьинских городов. Несомненно значительный интерес вызывают последние исследования армяно-кипчакского судебника ,которые прольют свет на многие белые пятна казахской истории.

Продолжение археологических исследований, консервационных мероприятий, развитие туристической инфраструктуры – важнейшие составляющие процесса по включению памятников оазиса в список Всемирного культурного наследия.