кандидат исторических наук, доцент Ибрагимов И.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ АГУЛОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У АГУЛОВ

Каждый, кто изучает культуру малых народов, сталкивается с целым рядом проблем, связанных с определением границ обследования территориальных, языковых и многих других. Эти проблемы  существуют и по отношению к крупным народам, где нередко исследователи выделяют так называемые «полосы этнических границ», в которых происходят процессы взаимовлияния двух культур и где распространено двуязычие [1,с.32].

Некоторые обряды агулов схожи с обрядами народов Дагестана. При этом отражено своеобразие народа. Многие обряды и народные празднества в Дагестане в своей основе были связаны с аграрным культом. Появившись на начальной стадии развития земледелия, они проводились в течение многих веков подвергаясь воздействию времени, обстановки, религии и общественных отношений, изменяя в ряде случаев свою первоначальную сущность [2,с.33].

Наступление весны у народов Дагестана связывалось с наступлением нового года и отмечалось 22 марта. Начало весны, весеннее равноденствие, солнцестояние отмечали торжественно, начиная с 22 марта подряд три дня. При всей пестроте обычаев, исполняемых для встречи весны, обряды горцев представляются одинаковыми, похожими.

И одним из самых торжественных и пышных праздников у народов Дагестана и Северного Кавказа был праздник первой борозды. Данные археологии подтверждают вывод о глубокой древности дагестанского земледелия. О древности земледелия на Кавказе писал и выдающийся биолог Н.И.Вавилов, который считал, что земледелие в Грузии, Армении и Дагестане является весьма древним начало его уходит в глубь тысячелетий [3,с.116]. «Выход плуга» в поле  был одним из самых важных и торжественно отмечаемых праздников горцев Дагестана. Придавая магическое значение сохе, как основному средству в проведении праздника и получения богатого урожая, ее красили белой глиной, а рога быков мазали жиром, украшали платками, лентами. Условно праздник можно разделить на две части. Первая часть составляет магический обряд совершения первой борозды, а вторая часть насыщена различными увеселительными мероприятиями. Обрядовая часть состояла в том, что перед началом  вспашки один из уважаемых сельчан проводил сохой 2-3 борозды, которые тут же засеивались семенами.

Первый день пахоты у агулов приходился на различные календарные дни. У кушанцев день пахоты начинался на 6 день хилин. Выход в поле сопровождался рядом архаических обрядов, праздников и т.д.

Все трудовые процессы начинались в определенные дни недели: чаще всего в первый или второй день после халиса – четверга. С правильным, достойным началом сезона связывали то, насколько легко и быстро пройдет весь сельскохозяйственный процесс, таков будет урожай. Поэтому правом начать сезон наделяли того, кто, с точки зрения общества, был лишен лени, жадности, обжорства, отличался тихим, спокойным, доброжелательным характером, проворством и хозяйственностью, ибо первый задавал ритм в работе. Считалось, что его качества распространяются на тех, кто воспроизводит эти действия. В этом проявляется вера в силу межличностного магического воздействия [4,с.33]. Праздник первой борозды у всех народов Дагестана начинался с общественного моления. Перед началом пахоты произносили молитву – пожелание.

Всаднику готовили лошадей на предстоящую вспашку. Скороходы упражнялись в беге на гору, пробуя кто кого перегонит. В день праздника тухумные старейшины общества выбирали на своем собрании мужчину, которому будет доверено вывезти в первый раз плуг в поле. Человек, выходивший с плугом, по мнению сельчан, должен быть везучим, т.к. по мнению сельчан, от него во многом будет зависеть будущий урожай.

Жители с.Тпиг определяли время начала пахоты – первую борозду можно провести только тогда, когда «солнце садится за озером». У агулов –кушандере в случае неблагоприятной погоды в период хилин, пахоту продолжали и в иран. При этом говорят, что зерно, особенно маара, получало красноватый оттенок и ценилось ниже. Считалось, что если в этот период будет дождливая погода, то год будет урожайным [5,с.47]. Начало этого периода сопровождалось изготовлением ритуального блюда «тIаркрагьанар» и угощали им родственников. ТIакьракьу приписываются слова: «Если моей ноги не было бы в весне, то я разорвал бы детей в утробе, заставил бы рога скота треснуть».

Как и у других агулов, у кушанцев день сева определял опытный крестьянин, который поднимал горсть земли и подбрасывал ее вверх, проверял, чтобы земля была не очень холодной и чтобы комки не прилипали к пальцам. Для этого сжимали комок в кулаке, а затем кулак разжимали. Если на пальцах оставалась земля, если она не рассыпалась, то говорили, «руг арат хьина ара» - «земля еще не годна для посева» [5,с.47].

Пахарь у многих народов Дагестана одет в шубу, мех которой выходит наружу. В этом ритуальном обряде горцы надеялись на плодородие земли и обильный урожай.Смысл песни состоит в получении богатого урожая. Основное назначение обряда первой борозды – с помощью ритуальных действий, магических слов и т.д. создать условия для богатого урожая, помочь природе родить такой урожай.

После пахоты главное внимание земледельца было направлено на сохранение посева и получение хорошего урожая, который зависел большей частью от погодных условий. Во время засухи с помощью магических действий и слов пытался воздействовать на стихийные силы природы

Литература

1.     Хан-Магомедов С.О. Агульская архитектура. М., 2001.

2.     Халилов Х.М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи типология и этническая специфика. Махачкала 2004.

3.     Вавилов Н.И. Опыт агроэкономического обозрения важнейших полевых культур. М.Л. 1967.

4.     Тарланов З.К. Агулы: их язык и история. – Петрозаводск, 1994.

5.     Агулы. Махачкала. 1975.

 

                                              АВТОРСКАЯ СПРАВКА

 

 

 

Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич–  кандидат  исторических наук, доцент кафедры истории  Дагестана   исторического факультета ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный  педагогический университет».

Контактные телефоны: 89285551930

Адрес рассылки сборника конференции:, Российская Федерация, Республика Дагестан, город Махачкала, улица  Лаптиева 46 кв.25.// Ярагского 57 Дагестанский государственный педагогический университет исторический факультет.

Электронный адрес: ibragim_agul68@mail.ru