История / 2. Общая история

Канд. пед. наук Дмитриева Ю.П.

Канд истор. наук Дмитриев Е.В.

Пятигорский государственный лингвистический университет, Россия

 

КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

 

С самого начала существования человеческого общества, на низших ступенях его развития, труд объективно носил совместный характер. Из этого вытекала необходимость объединения усилий людей в их совместной деятельности. Труженик, говоря словами К. Маркса, всегда испытывал «потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек» [5; 596]. Во все времена люди самоорганизовывались в различные группы, объединения в целях самообеспечения, самообороны, удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Большинство людей входило в те или иные объединения, представлявшие собою коллективные образования.

Российский педагог Б.Т. Лихачев называет коллективообразования и порожденную ими черту нравственность – коллективизм – ценнейшим достижением человеческой цивилизации [3;106].

В данном исследовании мы исходим из следующего определения понятия «коллектив»: «Коллектив (от лат. Collectivus – собирательный) – организованная группа людей, объединенная общими целями, профессиональными и социальными интересами, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью» [7; 177].

Появление первых коллективообразований ученые связывают с ранними формами трудовой деятельности, при которых еще не существовало общественного разделения труда, и человек вел стадный образ жизни. Необходимость в объединении была обусловлена биологической природой и инстинктами, а также социальными потребностями. Первобытный коллектив – социальный организм, замкнутое сообщество, противостоящее всему остальному миру в жестокой борьбе за существование. Первобытный человек являлся членом коллектива в силу необходимости борьбы за существование. Его ценность в первобытном коллективе определялась выполнением функций, которые были необходимы роду, племени, общине. Чем в большей степени человек соответствовал требованиям  данного сообщества, тем в большей степени он был ценен не только коллективу, но и сам для себя как индивид. Коллективообразование фактически являлось способом  обеспечения выживания, безопасности и продолжения рода. У человека не было возможности выбора поведения, не было положительных альтернатив объединению в коллектив.

Постепенно в первобытном обществе формировались отношения, регулировавшие взаимодействие людей и формы их существования на основе подчинения общим интересам, совместному труду и коллективной защите. Человек начинал осознавать социальную ценность коллектива, поскольку именно от коллектива зависела прочность и жизнеспособность всего сообщества и безопасность его существования.

Л.Н.Гумилев отмечал, что биологически и социально обусловленные коллективообразования в известной мере применены к ранним формам сообществ: «Для того, чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, необходимо, чтобы внутри этоса возникла альтруистическая этика, при которой интересы коллектива становятся выше личных. Такая этика наблюдается и среди стадных животных, но только  у человека принимает значение единственного видоохранительного фактора» [1; 162]. 

С распадом общины коллективообразования распространились на семью, родственников, братьев, племянников. Семья в составе рода поддерживала коллективные родовые связи, чтила родовые обычаи и предания, участвовала в защите рода, но обязательная помощь, взаимовыручка, духовное единство в полной мере характерны были теперь только для семьи, члены которой были объединены родством, общими понятиями и целями, разделяемыми всеми или большинством, чувствами, интересами и стремлениями, экономической взаимозависимостью [2; 11].

В рабовладельческом обществе коллектив в понимании рабов и господствующего класса разнился. Коллектив рабов – это объединение людей  разных возрастов, кастовой, расовой или национальной принадлежности, не имевших прав, свобод и возможности личностного развития. Члены такого коллективообразования были связаны лишь необходимостью совместного труда и проживания. Для рабовладельцев коллектив или община – единство свободных граждан, объединенных общими целями во имя  блага отдельного человека, усилия которого были направлены на пользу коллектива, служить которому считалось долгом каждого его члена. Мерилом коллективного объединения являлась польза, а позднее - долг человека, долг гражданина. На этой основе стало происходить утверждение норм общечеловеческих взаимоотношений.

В феодальном обществе коллективообразование носило классовый и сословный характер. Духовенство понимало коллектив как объединение людей, сплоченных идеей духовного равенства всех людей перед Богом. Бог - высшая ценность жизни во всех отношениях. Усилия верующих должны были состоять в преодолении своего несовершенства, в спасении души. Жизнедеятельность коллектива строилась на основе норм, закрепленных в религиозных текстах («Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе» и др.).

Учение Фомы Аквинского (1226-1274) о человеческом общежитии – попытка сочетать философию Аристотеля с ортодоксальной религиозно-этической концепцией. По Аквинскому, человек стремится к объединению, к общению для обеспечения лучших условий жизни, для раскрытия своих способностей. Он отмечал, что семьи, домашнего общества для этого недостаточно. Интересы человека шире. Семья не может обеспечить безопасность, порядок, полное удовлетворение материальных и духовных запросов. Для этого нужно общество. Оно объединяет людей разных способностей, занятий, которые взаимодополняют друг друга. Стремление людей к общежитию – результат естественной склонности к общественной жизни, своего рода инстинкта, но оно предопределено волей Бога и опосредовано разумом человека [9;173-183].

Рыцарство рассматривало коллектив как объединение представителей привилегированных сословий (орден, ложа), в целях служения королю, церкви, прекрасной даме и т.д. Основы коллективообразования закреплялись в кодексах и ритуальных формах поведения. Коллективы горожан представляли собой объединения ремесленников, купцов на основе принадлежности к определенной профессии (гильдия, цех и т.д.). В этих объединениях  корпоративное единство было связано с профессиональными этическими понятиями и моральными принципами, защищавшими экономические и социальные интересы своих членов. Коллективы  крестьян были представлены общинами, состоявшими в основном из членов семьи. Объединения в коллектив являлись средством выживания в тяжелом, изнурительном труде.

В капиталистическом обществе коллектив для господствующего класса – это экономический союз промышленников, банкиров и других представителей правящей элиты, создаваемый на основе общности финансовых и экономических интересов в целях дальнейшего обогащения и увеличения собственных капиталов.

Для пролетариата при капитализме коллектив –  это объединение рабочих различных специальностей в целях защиты своих экономических и социальных интересов, борьбы против эксплуатации, за свободу и равенство всех членов общества. Пролетарская идея  коллектива получила свое воплощение в учении К.Маркса  и Ф.Энгельса  о социализме. Они утверждали, что подлинный коллектив может быть осуществим лишь в разумной и соответствующей природе реорганизации всей общественной жизни. Социализм, по мысли К.Маркса, это такое общественное устройство, в котором уничтожится раздвоение между личностью и обществом, где совершится полная человеческая эмансипация. Это будет безусловная полнота существования, когда человек будет находить удовлетворение в своем общественном проявлении, когда не нужно ему будет никакой религии [4; .210].

Специфической формой первичной социальной самоуправляющей организацией являлась община. Она возникла на основе природных, кровнородственных связей, а затем постепенно преобразовалась в территориальную организацию сельского населения (крестьянскую общину). Это был коллектив, функционировавший на фундаменте совместного землепользования, общности, трудовой деятельности, семейно – бытовых интересов и определенных традиций. Община вырабатывала у своих членов такие качества, как взаимопомощь, сотрудничество, ответственность за порученное дело, бережливость к общественной собственности, уважение к труженику.

Видами общины являлись землячества, городские коммуны, религиозные общества. В России до отмены крепостного права свободная крестьянская община рассматривалась общественными деятелями, интеллигенцией в качестве одного из вариантов освобождение крестьян на основе коллективного землепользования. Славянофилы в начале 40 – х годов XIX века считали крестьянскую общину единственной формой социальной организации тружеников села, при которой нравственность отдельного человека является органической частью общественной нравственности. Славянофил А.С. Хомяков предлагал крестьянские общины создавать на принципах православия и «народного духа» славян. В культурной среде крестьянской общины, в том числе в семье, он видел источник и средство воспитания духовности и коллективизма подрастающего поколения.

Исследователь М.В.Звяглова на основе анализа философской, социальной и педагогической литературы выделила некоторые ценности общины, способствовавшие формированию коллектива:

- община («мир») является фундаментом существования свободного объединения тружеников;

- осуществляется социальная защита членов общины и общинной собственности;

- община для каждого ее члена есть конкретное выражение общечеловеческой ценности;

- индивид рассматривается как общинная ценность (член общины – труженик, он своим трудом, делами помогает всей общине);

- обеспечивается справедливость, понимаемая как изначальное социальное равенство, основанное на равенстве тружеников по отношению к земле (любой родившийся в общине имеет право на свою долю земли и всех ее богатств, которые принадлежат «миру»).

Важным фактором формирования коллектива являлось то, что община представляла собой систему социальных отношений. Она создавала духовную и нравственную защиту от негативных влияний социума – в первую очередь для детей.

Исторический опыт, исследования философов, социологов, психологов показывают, что коллектив является способом человеческого существования, формой организации жизнедеятельности людей. Коллективообразование включает наличие общности социально значимых целей, интересов, совместную деятельность по достижению таких целей. Коллектив выступает действенной силой единения и сплоченности свободных людей.

Основными признаками коллектива как общечеловеческой ценности являются добровольное объединение людей на основе общности целей, интересов, устремлений, потребностей при соблюдении правовых, нравственных принципов, при обеспечении свободы слова и творчества, подчинении избранным общечеловеческим ценностям и при условии адекватности мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, заботу об общем результате [3; 106-108].

Коллективу как общечеловеческой ценности свойственна система отношений, обеспечивающих организацию труда, свободного времени, соблюдение нравственных  норм поведения, справедливое распределение материальных и духовных благ. Главное  в коллективе - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к человеку как к цели, а не как к средству деятельности, взаимоуважение, толерантность, взаимопомощь и моральная поддержка. В коллективе функционируют выборные органы, самоуправление. Они способствуют усилению сплоченности, общей ответственности, взаимной зависимости при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Коллектив складывается из индивидуумов и становится по-настоящему коллективом, когда его члены обогащают друг друга своей индивидуальностью, выдвигают идеи, проявляют инициативу, творчество, стремятся к самопознанию, саморазвитию. Исследователь В.И.Смирнов рассматривает коллектив в качестве основного источника накопления опыта взаимодействия личности с обществом, применения демократических форм функционирования, освоения социальных ролей. Коллектив охватывает все  сферы жизнедеятельности человека в области социальных, политических, художественных, творческих взаимоотношений, а также сферы самоутверждения, самовыражения и самореализации личности, сферы общения, в которых реализуется естественная потребность в коммуникации и обеспечивается взаимопознание и взаимопонимание, передача и получение информации, опыта, эмоционально-нравственных отношений, ценностей и оценок. Коллектив -  гарант защищенности и поддержки, где каждый член стремится найти товарищеское понимание и помощь. Он является  носителем социально-нравственных норм и ценностей, находящих свою реализацию в коллективных отношениях [8; 243-245].

Коллектив обладает способностью поддерживать и развивать духовно-нравственные отношения в своих членах, помогает в формировании личности. Коллективом устанавливаются общие для всех требования, учитывающие мнение каждого члена, ориентированные на возможность самовыражения, реализацию природного дарования каждого на благо общего дела. Органы самоуправления («формализованная структура») в коллективе требовательны к членам коллектива, они призваны удовлетворять интересы всех и каждого, исповедовать взаимотерпимость и компромисс с оппозицией [6; 189-190].

Проявление толерантности к иным воззрениям и оппозиционным мнениям со стороны органов самоуправления способствует установлению нравственной дисциплины, правопорядка и солидарности. Благодаря деятельности органов самоуправления и участию членов коллектива в совместном обсуждении насущных проблем здесь создается общественное мнение, формируется  индивидуальный социальный опыт. Самоуправляемый коллектив проводит всех членов через положение руководителей и исполнителей, формируя умение командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных коллективных связей и отношений. Руководителями органов самоуправления становятся лучшие члены коллектива, зарекомендовавшие себя высоконравственными, уважаемыми, надежными, активными людьми. Сочетание высокой требовательности и уважения к личности со стороны органов самоуправления позволяет сформировать равноправную  инициативно-творческую позицию каждого члена коллектива от планирования дел до оценки результатов деятельности.

Коллектив, по мнению В.Ключевского, складывался «либо из свойств и потребностей природы, физической и духовной, либо стремлений и целей, какие рождаются из этих свойств и потребностей при участии внешней природы и других людей,… либо…отношений, какие возникают между людьми из их целей и стремлений» [2;11].

Литература:

1.        Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: 1994.

2.        Ключевский В. Курс русской истории. Ч.1 .- Петроград: 1918.

3.        Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Владос, 2009.

4.        Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.19.

5.        Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Политиздат, 1961.

6.        Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Пед. общество России, 2001.

7.        Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Пед. общество России, 2000.

8.        Смирнов В.И. Общая педагогика. Изд. 2 – е. – М.: Логос, 2002.

9.         Хрестоматия по истории философии. - М.: Владос, 1997.