История /1. Отечественная история

Студентка исторического факультета Провст Е.Э.,

к.и.н, доцент  Валюх Е.П.

 

Красноярский  государственный педагогический университет

им.В.П. Астафьева 

 

Культурная жизнь г. Красноярска через призму местной прессы

 

Конец ХIХ - начало ХХ вв. – является периодом бурного культурного развития Енисейской Губернии. Это время связано с модернизационными процессами, которые происходили не только в экономике, но в других сферах общественного развития. Изменения коснулись всего: появилась собственная театральная труппа, открылись типографии, фотостудии, появились новые печатные издания. В связи с этим встает вопрос о степени освещения светской жизни и культурных мероприятий в местной прессе. Именно из сохранившихся материалов газет, журналов того времени мы можем узнать о последних новостях культурной жизни губернии, роли меценатов, о том, как и где проводили досуг жители Красноярска, о модных тенденциях и интересных событиях.

Вопросом культурной жизни Енисейской Губернии интересовались ученые Красноярского края, такие как Быконя Г.Ф., Федорова В.И., благодаря которым собрано достаточного фактического материала. Известными работами является исследование Л.И.Лифшица «Театр в Красноярске».(7) В своей работе автор рассматривает развитие театра от момента его возникновения до середины ХХ века. Он ставит своей целью дать краткий очерк истории театра в Красноярске. Ярким событием конца 1960 –х. – начало 1970-х годов является работа И.Ф.Петровской. В монографии «Театр и зритель провинциальной России» (11) наметился новый фундаментальный подход к пониманию культурной жизни России конца ХIХ – начала ХХ века. Провинциальный характер рассматривается не изолированно, а комплексно в контексте социально – нравственных поисков эпохи, теснейших связях с историей театральной критики и психологией зрительских масс.  В 1981 г. была издана книга «Музыкальная жизнь Красноярска» Б. Кривошеи, Л. Лаврушевой, Э.Прейсмана (3). Она носит обзорно - публицистический характер и рассказывает о музыкальной жизни Красноярска со второй половины ХIХ и до наших дней. В 1998 г. вышла работа  О.В. Громовой «Из истории театральной жизни г. Красноярска (1874-1917)» (1), в которой автор рассматривает историю развития театрального искусства с момента зарождения и до 1917 г., а так же любительское движение, деятельность театральных критиков. Эта работа намечает лишь основные  контуры становления театрального дела, но полноценным историческим исследованием быть не может.

Еще одной работой, в которой уделяется внимание культурной жизни Красноярска, стала книга «Красноярье: пять веков истории» (4). Начиная с ХVII в. нам рассказывается не только о культурой стороне жизни, но и быт русского населения, образование, здравоохранение. Учебное пособие не полностью затрагивает культурную жизнь, она воссоздает полный образ истории Красноярского края.

Тем самым, если культурная жизнь Красноярской провинции получила фактологическое изучение, то такой вопрос, как освещения культурной жизни в местной прессе, до сих пор не затронут. Поэтому предметом данной работы является отражение культурной жизни г. Красноярска в губернской периодике середины ХIХ - начала ХХ вв. Анализируя материалы газеты «Вести» (1910-1911гг.) и газеты «Красноярец» 1907г., можно сделать вывод, что по своему содержанию все статьи о культурной жизни губернии являются описательно-повествовательными, в них нет анализа, иногда присутствует критика и обобщение. Так же в местной прессе присутствует и реклама объявлений. С помощью объявлений жители не только узнают о культурных событиях, но и так же товарах, которые пользуются спросом.  Из просмотренных материалов прессы можно делать вывод о том, что наиболее освященной темой, связанной с культурой жизнью, является театр и театральная жизнь. О ней упоминают почти в каждом номере, рассказывая не только о местных выступлениях, но так же об  актерах других городов, гастролях и репертуарах на ближайшее будущее.

Одно из самых первых упоминаний о театре сохранилось в письмах ссыльного декабриста Василия Львовича Давыдова. В своем письме за 1841г., адресованном дочерям, он пишет: «Саша и Вася на днях были в театре… Театр в Красноярске! Вас это не удивляет, не правда ли? Однако это совершенная, правда и в продолжение этой зимы было около дюжины спектаклей; конечно, это не совсем как театр св. Карла в Неаполе или Ла Скала в Милане; но это делает их близкими при расстоянии девять тысяч верст. Бедные дети! Они ничего не видели такого прекрасного и рассказывали нам, как о чудесах то, что увидели. Это было водевиль…» (2). Такое впечатление существовало в середине ХIХ, но ситуация сильно изменилась к началу ХХ века. Театр становится профессиональным, на нашей сцене появляются знаменитые актеры, но и это не все. Город приобретал новое дыхание, когда к нам приезжает гастролирующая труппа.

Все больше горожан включается в театральную жизнь Красноярска. Впервые попытку подсчитать количество постановок и зрителей провел В.А. Сипкин. В газете «Красноярец» (3; №17). Он сделал такие выводы: «с 25 декабря по 15 февраля 1915 года в провинции прошло 16 вечеров для взрослых и 6 – для детей, а в 1916 году – 30 для взрослых и 9 для детей, на которых побывало 5850 человек».

В газете «Вести» 1910 года размещена статья, в которой автор делится своими впечатлениями о спектакле, на котором побывал: «В пятницу 22 октября в гор. театре шел «Гаудеамус» Леонида Андреева. Все типы те же, что и в пьесе «Дни нашей жизни». Что хотел сказать Леонид Андреев в своей новой пьесе вопрос мудреный…»(8). Из текста можно понять, что человек, писавший статью, довольно просвещенный, хотя он оценивает достаточно субъективно, говоря, что автор пьесы «исписался». Можно понять, что данное произведение не единственное, с которым знаком корреспондент, а, следовательно, горожане ходили на спектакли и постановки. В своем суждении о просмотренном спектакле, журналист дает критику и самой игре актеров: «Г-жа Гондатти, дала цельный тип Дины Штерн. Онуфрий в лице г. Злобина был совершенен. Артист замечательно передал тип вечного студента, как говорят, славного парня, который смотрит на жизнь не с широко раскрытыми глазами, а просто и хладнокровно… Г. Дарьялов - был хорошим Блохиным. Вообще видно, что у этого артиста есть талант» (8). Отсюда напрашивается вывод, что это была профессиональная труппа, которая уже была знакома публики, так как идет сравнение героев об их игре на сцене. Тут же можно увидеть и личное отношение к сыгранной пьесе, какие из героев вызывают симпатию, а, следовательно, черты характера этого героя, как человека ему близки.

Еще одна статья, подтверждающая, что заезжающие актеры в нашей губернии желанные гости, которых встречали с распростертыми объятиями и ждали этих выступлений. Опубликованная статья в газете «Красноярец» от 22 ноября 1907 г. писалось, что «Вчера в городском театре состоялся третий дебют гастролирующего у нас столичного артиста М.М. Петипа (сына знаменитого балетмейстера). В «Смерти Наполеона» г. Петипа был превосходен. В фарсе «Троглодит» он шаржировал больше, чем полагается, чтобы смешить почетную публику. Ну а в «Качелях» Мариус Мариусович нас совсем удивил! И не только он, с ним вместе г-жа Отрадина. Мариус Мариусович в роли запевалы! Да еще с таким старческим голосом! А г-же Отрадиной, Крамской, другим драматическим актрисам, что а фантазия пришла ни с того, ни с сего качаться и подпевать? Неужели для сбора?» (6; №42). Как и в предыдущей статье идет оценка профессиональных умений, идет сравнение между тем, как играет господин Петипа разные роли и как он в них вживается. Из описанного отрывка ясно представлены не только чувства, но и сама захватывающая атмосфера происходящего на сцене.

Ряд статей посвящено не просто критике актеров, а высказыванию жителей Красноярска о профессиональном уровне подготовке, что игра на сцене становится ярче, интереснее и насыщеннее. В одной из статей о театре корреспондент описывает восхождение новой актрисы:«С.А. Булдина сценическое образование получила в Московской Импер. консерватории под руководством И.В.Самарина. По окончанию курса с медалью Серафима Александровна в 1883 году успешно дебютировала в Императорском московском малом театре в пьесе Крылова: «Надя Муронова». В 1884 г .артистка была принята в труппу»(9). Актриса, получавшая  высшее образование в столице после удачного спектакля, была принята в труппу.

Интересы публики постепенно возрастают, и актерам приходится оттачивать свое мастерство до такого  уровня, чтобы зрители могли оценить высокую игру, чтобы после постановки они выходили с переполненными чувствами и хотели поделиться с окружающими своим эмоциональным переживанием, чтобы хотелось возвращаться вновь.

Любительские постановки постепенно сменяются на профессиональные выступления, а актеры все больше стремятся получить  специальное образование и  работать как специалисты своего дела.

Большой интерес местной прессы вызывали гастроли приезжих артистов. В такие дни газеты пестрили сообщениями, рекламами и, попутно, корреспонденты давали собственные комментарии об увиденных спектаклях. В местной прессе встречаются мнения, о том, что горожане с огромным удовольствием посещали выступления гастролеров, ждали с нетерпением гостей города. Так, в газете «Вести» за 21 декабря 1911 г. говориться о приезде труппы артистов из Иркутска.  Билеты на  «Кармен», «Демон», «Евгений Онегин» были раскуплены заранее (10).

Не только в области театра шло развитие, попутно появляются всевозможные выставки, развивается городской фольклор. В газетах все большей популярностью становится публикация стихотворений, рассказов, написанных жителями губернии. Не последнее место в прессе уделяется и образовательным учреждениям, повышению уровня грамотности, а так же растет заинтересованность в получении образования.

Начало ХХ века - это время «культурного бума», охватившего не только зажиточных, но и простых горожан. С уверенностью можно сказать, что Красноярск в это время становится театральным городом. На сцене театра играют знаменитые и талантливые актеры, которые добились больших успехов в своем деле. Нельзя не упомянуть и то, что гастролеры любили бывать в Енисейской губернии, хотя им и было порой тяжело удивлять публику постановками. Иногда в нашем городе за зиму приезжало по две или три труппы гастролирующих. В Красноярске существовала  благодарная и преданная театральная публика, которая ценила, а так же разбиралась в искусстве, знала произведения и с удовольствием ходила на постановки. В Красноярске построен театр им. А.С.Пушкина.

Периодические издания становятся неотъемлемой частью жизни Енисейской губернии. Жители г. Красноярска получают разнообразную информацию из разных газет. Существовали такие издания, как «Вести», «Красноярец», «Енисейский листок», «Енисейские губернские ведомости» и др. Возрастает  периодичность, с которой газеты начинают издаваться. Например, газета «Вести» выходила через день, кроме праздничных и выходных дней. Корреспонденты стараются не просто описывать события, но при этом еще и  оценивать происходящее, высказывать свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Громова О.В. Из истории театральной жизни Красноярска (1874-1917). Красноярск, 1998

2.     Давыдов В.Л.- Сочинения, письма/Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2004

3.     Кривошея, Б.Г., Лаврушева, Л.Г., Прейсман, Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска. Красноярск: Красн-ое книжное изд - во, 1983.

4.     Красноярье: пять веков истории: Учебное пособие по краеведению. Часть I.- Красноярск: группа компаний «Платина»,2005.

5.      «Красноярец». – 1907. - №17

6.     «Красноярец». – 1907. - №42

7.      Лифшиц Л.И. Театр в Красноярске: исторический очерк. Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1957

8.     Театр – «Вести». – 1910 г. -  22 окт.

9.      Н.Р.Театр –« Вести». - 1910.- 17 дек.

10.  Опера – «Вести». - 1911. -21 фев.

11. Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина ХIХ в. Л. «Искусство», 1979