ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА  КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Прима Д.А., аспирант

Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого

Украина

        В статье раскрываются  аспекты трактования  феномена «правовая культура» как предмета научных исследований с позиций антропологического, социологического и философского подходов, с акцентированием внимания на аксиологических основах, понимании её как целостной системы.

        Ключевые слова: культура, право, правовая культура, правосознание, личность, общество, ценности.

The article describes some aspects related to the disclosure of the phenomenon "legal culture" from the position of anthropological, sociological and philosophical approaches, with emphasis on the axiological bases, understanding it as an integral system.

       Key words:  culture, law, legal culture, legal consciousness, personality, society,  values.

Правовая культура – чрезвычайно ёмкое понятие. Это уникальное явление, особенный срез культуры общества, объединяющий все основные сферы его правовой жизни: законодательство, правотворчество, правореализацию, права и свободы граждан,  правосознание, механизм государства, принципы и методы его деятельности, и  в то же  время является важным критерием его качества, который выражается понятием «правокультурность».

Существует мнение, что правокультурность определяет  степень зрелости конкретно-исторической правовой системы, юридической цивилизованности государства и общества, уровень прогрессивно-правовых достижений, воплощающихся в человеческой деятельности и её результатах.

Следует отметить, что представления людей о правовой культуре как об одном  из ярких феноменов общечеловеческой культуры такие же разнообразные и сложные, как и видение культуры в целом. При этом понятие «правовая культура» преимущественно рассматривается  как видовое по отношению к более общим, родовым категориям – «культура» и «право».

Прежде всего акцентируем, что в современных гуманитарных науках понятие «культура» принадлежит к фундаментальным. Однако, как показывает анализ, в научной литературе нет единого трактования  ни термина «культура» в целом, ни  «правовая культура» в частности. Зато встречаются разнообразные трактовки, ни одна из которых на сегодня не является универсальной,  существенной, общепринятой. Многоплановость толкований культуры, на наш взгляд, заложена  в этимологии этого слова, поскольку в переводе с латыни сultura – «возделывание, присмотр, воспитание, образование, поклонение». Следовательно в справочных источниках это понятие рассматривается как многозначная категория, а именно: 1) все, что создано человеческим обществом и существует благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы; 2) совокупность достижений общества в науке, искусстве, в организации государственной и общественной жизни в каждую историческую эпоху; 3) степень совершенства, достигнутая в овладении той или другой отраслью знания или деятельности; 4) разведение, выращивание, возделывание [1, c. 202].

Философский энциклопедический словарь трактует понятие «культура» как «специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материального  и духовного труда, в системе социальных норм и наставлений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой  и  к самим себя» [2, c. 292].

Следует отметить, что в современном социогуманитарном знании  феномен культуры выделяется чрезвычайной сложностью и  многомерностью  как «открытая категория», которая не владеет единственной общепризнанной трактовкой. К примеру, американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон  насчитали свыше 150 концепций и определений культуры; А.Моль – 250; А.Кертман –  больше 400.

Заслуживает внимания позиция  известных теоретиков культуры           В. Вернадского,  М. Бердяева, И. Ильина,  В. Розанова  относительно  трактовки культуры как совокупности реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности,  выделивших человека с естественной среды; как все созданное руками и умом человека.  Существенным в контексте исследования является понимание Л.Коганом   культуры как меры и способа реализации сущностных сил человека в ее социальной деятельности.

Существует мысль, что культуру следует рассматривать как специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, как исторически переменную  и исторически конкретную совокупность приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности; как способ регулирования, сохранения, воссоздания  и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной; как  "механизм самоосознания, осмысления своей неотъемлемости от других  и собственной автономности, уникальности", которая характеризует ментальность, позволяет «внести в мир и личность смысл,  человеческое значение» [ 3, с.18 –19].

Соглашаясь с мнением Л.Николаевой [4], считаем, что анализ существующих в научной литературе определений культуры позволяет объединить их  в четыре основных группы, которые отображают определенную специфику подходов относительно понимания ее социальной роли, характера и содержания. Так, к первой группе принадлежат определения, в которых культура рассматривается как совокупность органических для нее составных предметных характеристик. Вторая группа определений (А.Арнольдов, Н.Злобин, Л.Коган, В.Межуев  и др.) концентрирует внимание на свойстве культуры производить, распределять и потреблять духовные ценности. При этом ведущим фактором является социальная деятельность человека. Третья (так называемая «технологическая группа» –  В.Давидович, Ю.Жданов, Э.Маркарян и др.) трактует культуру как систему (от греч. systema –  целое, составленное из частей, сочетание, определенный порядок в расположении частей, стройный ряд, связное целое; совокупность закономерно связанных между собой элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и др.),  образующую определенную целостность, единство [5 c.627]) способов и средств, приемов,  процедур   и норм человеческой деятельности. И наконец, в четвертой группе (Ф.Бурлацкий, А.Галкин и др.) фокусируется внимание прежде всего на  социально-историческом аспекте определений культуры.

В контексте исследования нам кажется существенным комплексный  подход Л.Ионина к систематизации дефиниций феномена «культура»: это абстрактное определение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития, форм и продуктов соответствующей деятельности; способ существования, жизни, свойствен любому обществу, любой группе людей, любого исторического периода; определенное состояние общества, которое базируется на праве, порядке, морали [6]. 

С таких позиций вполне закономерно утверждать, что в общей форме исследуемое понятие существует в более широкой и узкой трактовках. А именно: в самом широком значении под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического  и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей,  которое характеризует конкретные сообщества, целые исторические эпохи и т. п. В более узком смысле культура – это идейное и духовно-моральное состояние общества, которое определяется материальными условиями его жизни, выражается в его быту, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, литературы, искусства; это все, что человек создает вне себя и в себе самом.

Обобщение вышеупомянутого позволяет прежде всего прийти к  выводу, что понятие  «культура», в каком бы контексте оно не использовалось, всегда исторически, научно и социально предопределено. К тому же, не взирая на разнообразие трактовок отмеченного феномена, можно выделить такие общие ведущие позиции:

во-первых,  главным источником культуры является трудовая деятельность человека в социуме; во-вторых, культура включает у себя способы и результаты этой деятельности; в-третьих, сущность культуры – гуманистическая, «человекотворческая», сочетающая общечеловеческие ценности относительно каждого человека как ее продукта.

Относительно соотношения дефиниций «право» и «культура» заметим, что впервые выдвинул понятие «правовая культура» Б.Кистяковский в разработанной им концепции объективного права как части «культурного блага, подчеркивая тем доминирующее значение права в культуре» [7].

Несмотря на то, что понятие «правовая культура" широко используется в современном научном мире, отмечаем отсутствие  единственного подхода  к трактовке данного феномена. Анализ научных исследований (С.Алексеев, В.Керимов,  П.Мусинов, И.Рябко, В.Сальников, Н.Подберезский, М.Щербаков и др.) показывает, что свидетельством весомых интеллектуальных  разработок отмеченной проблемы как многозначной является  большой пласт работ,  появившихся в последнее десятилетие ХХ века, где правовая культура рассматривается в пределах идей правового государства и прав человека (Е.Аграновская, В.Керимов, О.Мартишин и др.),  социологических исследований правовых проблем (М.Арутюнян, О.Здравомислова, Л.Спиридонов, М.Ошеров, В.Сапун, Н.Щербакова и др.),  в контексте психологических аспектов применения права (С.Жевакин, В.Лазарев, Ю.Новик и др.) и т. п.

В русле отмеченной проблематики очевидной является доминантность ключевой категории – «право». Поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на некоторых ее характеристиках, существенных для нашего исследования.

В первую очередь обращаем внимание на то, что в юридической литературе понятия «право» имеет двойную трактовку: во-первых, как общесоциальное явление; во-вторых,  как волеизъявление государства (юридическое право).

Распространенным считается мнение, что в современных исследованиях сформировалось несколько научных подходов к изучению и трактовке такого явления, как правовая культура, а именно: антропологический, социологический, философский.

Мы исходим из того, что с позиций антропологического подхода   (П.Баранов, С.Кожевников, И.Сухина  и др.) рассматривается генезис культуры сквозь призму развития человека, его природы и сущности, места и назначения в правовой среде, где культура в целом понимается как совокупность благ, созданных человеком, в отличие от естественных. В частности, свидетельством  антропологического подхода является констатация того, что под правовой культурой в целом понимают все созданное человеком в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика [8, с.340].

 Социологический анализ позволяет трактовать отмеченное понятие как компонент общественной жизни в виде совокупности духовных ценностей: «правовая культура – это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере» [9, с.63]; это культура общества, которое «охватывает все правовые ценности, в т.ч. четкие законы, развитую законодательную технику, правовую науку, юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок» [10, с.99].

С философской точки зрения культура рассматривается как определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека,  исторически сложившиеся.  Характерным примером философского подхода к трактовке понятия «правовая культура» мы считаем такой: «правовая культура – это весь правовой космос, который охватывает все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура при этом как раз и заключается в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит несформированная (неопределенная, неблагоустроенная, хаотическая, а потому и произвольная) фактичность. Правовую культуру можно условно назвать «второй природой» («второй натурой»). Но эта «вторая природа» не механическая пристройка к базовой «первой культуре», а культурная трансформация, культуризация и культивирование всей единственной природы отдельных людей и народов» [11, с.43].

Смысловое определение правовой культуры, по мнению В.Мищенко [12, с.41] раскрывает ее как целостную систему всех элементов, которые принадлежат к сфере действия права,  их отражению в сознании и поведении людей. С таких позиций в научно-методологической проблематике правовой культуры вполне закономерно выделяется системный подход (Г.Балюк, В.Сальников, О.Семитко, Л.Туинова и др.) как «аспект, ракурс исследования, который предусматривает рассмотрение объекта как сложного, многогранного явления, которое состоит из элементов, отношения между которыми образуют относительно неизменную структуру и обеспечивают его целостность».

Заметим, правовая культура как системное образование характеризуется определенными признаками, основными из которых являются такие: связь с другими системами; наличие в структуре системообразующих связей, которые объединяют компоненты и элементы как составляющие единой системы; целостность; наличие внутренней структуры; организованность; упорядоченность и т. п. На наш взгляд, именно в таком аспекте В.Сальников определяет правовую культуру как «особенное социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и государства, которое подлежит структуризации по разным основаниям» [13]. В пределах системного исследования правовая культура рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых предопределяет  ее целостность, а свойства правовой культуры как целостной системы определяются спецификой ее структуры, особенными системообразующими, интегративными связями.

Литература:

 1.   Ивченко А.О. Толковый словарь  украинского языка / А.О. Ивченко. – Харьков: Фолио, 2006.  – 540с.

 2.   Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1989. –815 с.

 3. Потомахин В.В. Формирование правовой культуры студентов неюридического профиля подготовки / Вадим Владимирович Потомахин: дис…канд. пед. наук: спец. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. –  Курск, 2009. – 261с.

 4.   Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов / Любовь Николаевна Николаева: дис…канд. пед. наук: спец. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования . –  Смоленск,  2005. – 220с.

 5.  Современный словань иностранных слов / [сост. Нечволод Л.И.]. – Х.: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2007. – 768с. 

         6.  Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: уч.пособие для студ. Вузов / Л.Г.Ионин. – М.: Логос, 2000. – 431с.

    7.  Кистяковский Б.А. Философия и социология права / Б.А.Кистяковский. – М.: РХГИ. – 1998. – 512с.

    8.   Назаренко Т.В. Теория государства и права / Т.В.Назаренко. М.: Ось-89, 1998. – 176с.

    9. Нерсесянц В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М.: ИНФРА М- НОРМА, 1997. – 652с.

  10. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юрист, 1999. – 672 с.

  11. Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в нових условиях // Введение в педагогическую культуру / Е.В.Бондаревская. – Ростон – н/Дону. – 1995. С.47 – 61.

  12. Мищенко В.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования дис…канд. пед. наук: спец. 13.00.08 – теория и методика профессионального образования . –  Курск, 2002. – 284с.

  13. Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект / Виктор Петрович Сальников: дис. ... д-ра. юрид. наук. – М., 1990. – 343 с.