Проблема толерантности в работах педагогов-исследователей

Н.С. Анатольева, кандидат педагогических наук, доцент

Учреждение образования «Белорусский государственный  педагогический университет имени МаксимаТанка», Республика Беларусь

Согласно позиции исследователя Г.Д. Дмитриева, одной из важнейших характеристик демократического государства признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.

Толерантность формируется в школьные годы, являясь одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме. Способность принять иную точку зрения становится одним из критериев человека, обладающего устойчивыми социальными и нравственными убеждениями.

Проблемы взаимопонимания, согласия, этнической терпимости и толерантности имеют особое значение для поликультурного социума Беларуси. Неподготовленность к жизни в современном обществе нередко порождает у людей неприятие инаковости другого, неумение адаптироваться к существованию в условиях других культур. В связи с этим проблема подготовки учащихся к жизни в поликультурной среде, ориентированной на развитие интеркультурного сознания личности школьника, т.е. «терпимости к инаковости», способности к взаимодействию, пониманию и диалогу, эмпатии и толерантности, является актуальной для современной школы.

Решить сложную задачу формирования поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному полилогу, призвана современная общеобразовательная школа.

Проблема воспитания толерантной личности в условиях поликультурного государства направлена на познание особенностей других культур, признание другой культуры, принятие многогранного культурного мира, проявление интереса к различным культурам, потребностям поликультурного освоения мира, межкультурное взаимодействие, открытость иным культурам.

Стержнем исследуемой проблемы выступает понятие «толерантность», основные сущностные характеристики которой раскрываются в его определении.

Толерантность – интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях, и по отношению ко всем людям. В тоже время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношения с близкими, знакомыми, но пренебрежительно относиться к людям другой веры или национальности.

В этой связи, по мнению исследователя Байбородова Л.В., можно говорить о межличностной, социальной и национальной толерантности. Межличностная толерантность согласно позиции автора, проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации.

Толерантность рассматривается исследователями (Г. С. Батищев, Р. Р. Валитова и др.) как основа ненасилия, как универсальный принцип регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям. Сущность толерантности, по мнению ученых, включает способность принимать «инаковость» как объективную реальность, данность, не испытывая обиды или превосходства, т.е. готовность к глубокому проникновению в мир Другого.

Наша позиция в отношении педагогики толерантности базируется на теоретической идее П. Ф. Комогорова о том, что «педагогика сотрудничества» Ш. А. Амонашвили и др. построена на методологическом базисе толерантности, т.к. личностными установками педагога в этом случае выступает принятие ученика таким, как он есть, эмпатическое понимание его вместо оценочного, открытое  и доверительное общение с учащимися, признание права каждого на инаковость.

Разделяя также концептуальные позиции исследователей Г. В. Безюлевой, Г. М. Шеламовой, мы опираемся на идеи, рассматривающие толерантность не только как диалог, сотрудничество, взаимопонимание, но и технологию поэтапного развития толерантности педагогов и учащихся: от определения психологического климата в коллективе образовательного учреждения и оценки  психолого-педагогической компетентности через информирование по проблеме толерантности и совершенствование коммуникативных навыков учителя к индивидуальному развитию толерантных качеств педагога на основе рефлексии и самодиагностики затруднений в сфере отношений.

Исследователь А.М. Байбаков, определяя толерантность как педагогическую цель, понимает ее как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий на основе уверенности в своих позициях, не избегая конкуренции в рамках универсальных прав и свобод личности, обеспечивая устойчивость индивидуальности личности человека и гармоничное развитие личности в социуме.

Исходя из сказанного, толерантность можно рассматривать как чувство терпимости и уважительного отношения к мнениям других людей, не совпадающим с собственным. Толерантность допускает право каждого на свободное выражение своих взглядов и реальное равноправие людей в практической жизни, которое проявляется в том, что человек, не отказываясь от своих убеждений, одновременно относится благожелательно к мнениям других людей.

Дефиниции понятия «толерантность», приведенные в работах исследователей позволяют отметить многоплановость подходов авторов к проблеме и противоречивость их позиций.

Наиболее полно, на наш взгляд, исследуемое понятие раскрывается в определении, данном В. А. Лекторским. Автор рассматривает четыре возможных способа ее понимания. Во-первых, толерантность понимается как безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. Во-вторых, как невозможность взаимопонимания, т. е. уважение к другому, которого я не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать. В- третьих, как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. И, наконец, как расширение собственного опыта. Толерантность, таким образом, выступает как уважение к чужой позиции, с установкой на взаимное изменение позиции в результате критического диалога. [1].

Разделяя концептуальные позиции исследователя П.В. Степанова в данном аспекте, мы опираемся на теоретические идеи автора, в частности, такие, как частный случай ценностного отношения человека к другому человеку, наряду с такими феноменами как гуманность, альтруизм. Данное качество проявляется во взаимосвязи с преодолением человеком собственных эгоцентрических установок и переживанием чувства собственной свободы.

Наша позиция в отношении актуализации проблемы формирования толерантности у школьников базируется на подходах исследователей (А. Г. Асмолов, А. Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев), рассматривающих данный процесс не как самопроизвольный, а требующий создания благоприятных педагогических условий для воспитания толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании представлений иных культур.

Опыт нашей практической деятельности свидетельствует о том, что для формирования толерантной личности необходимы следующие условия:

·     информационно-психологическое просвещение с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности; формирование представлений о многообразии культур в Беларуси и мире;

·     овладение подростками культурой собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

·     включение в содержание образовательного процесса стержневых поликультурных идей в контексте диалогичности;

·     воспитание положительного отношения к культурным различиям,  понимание других культур; признание и принятие иных культур;

·     формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; оказание помощи подросткам в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свои и чужие точки зрения;

·     личностно-ориентированное взаимодействие «подросток-преподаватель», при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности, возникают предпосылки для успешного развития духовно-нравственных качеств, расширяется диапазон культурно-образовательных контактов участников образовательного процесса, формируются установки на толерантность;

·     организация процесса рефлексии подростками своего отношения к представителям иных культур; погружение в поликультурное пространство на основе рефлексивного мышления, самостоятельной познавательной активности, креативной саморегуляции и социальных действий подростков;

·     воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения; создание условий для интеграции подростков в культуры других народов;

·     организация встреч школьников с иными культурами в специально подготовленной, педагогизированной среде, привлекательной и ценной для подростка;

·     реализация программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников, состоящая в готовности их к диалогу и сотрудничеству с коллегами и учащимися.

 

 

Литература

1.     Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме//Вопросы философии.-1997. -№11. – C.46-54.