Нравственное воспитание школьников - главная проблема современности.

 

Утешева А.Ж., Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

На современном этапе коренных преобразований общества Республики Казахстан, действия новых социально-экономических и общественно-политических факторов, уровень процветания страны осознается в тесной связи с развитием интеллектуального потенциала населения, его инновационной творческой мобильности, высокой сознательности, духовного совершенства. Данное положение диктует необходимость создания благоприятных условий для свободного развития индивидуума, и в первую очередь - личности школьника.

В решении этой задачи большая роль отводится системе среднего образования. От того, насколько эффективно сможет школа развивать способности детей, создать им необходимые условия для адекватного образования и подготовки к последующей деятельности, сформировать их ценностные приоритеты и личностные качества, в значительной мере зависит прогресс во всех сферах жизни нашего общества.

 В "Концепции гуманитарного образования Республики Казахстан" подчеркивается, что духовный мир выпускника средней школы в идеале должен представлять собой сплав интеллектуальной, правовой, экологической, политической, экономической, нравственной, художественной, философской культур, выраженной в определенных социальных ориентациях, душевных качествах, идейной направленности [1].

В прежние годы система образования была оторвана от передовых достижений мировой цивилизации и исторических корней своего народа. Предстоит формировать новое поколение, которое вобрало бы в себя все богатство народного разума, самые лучшие достижения мировой науки и культуры.

Возрождение гуманистических идеалов, повышение культуры общества становятся необходимыми условиями дальнейшего развития демократии, общественного прогресса. В этой ситуации особенно возрастает необходимость основательного, более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, традициями. Направляющим ориентиром могут стать слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа" [2, 253].

Нравственное воспитание подрастающего поколения - это актуальная во все времена проблема, но особое значение она приобретает в период обновления общества. Актуальность этой темы возрастает в связи с необходимостью использования народных традиций, что в значительной степени способствует их возрождению и развитию. Тема возрождения забытых традиций в последнее время приобретает особое значение, т.к. знание национального народного творчества, обрядов и ритуалов своего народа, постижение цепочки "от национального - к общечеловеческому" воспитывает человека настоящего и будущего. Каждый школьник должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой край. В дальнейшем силой этой любви и определится мера их способности трудиться и защищать свою Родину, землю.

Основные программные идеи национального воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации изложены в Послании Президента страны народу "Казахстан-2030" в разделе "Миссия Казахстана": "К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центроазиатским Барсом... Он будет мудр в воспитании потомства..., заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении, будет готовиться к ранней и самостоятельной жизни в условиях острой конкуренции в любом окружении... Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков [3,9].

В процессе обновления и демократизации общества в условиях приобретения республиками суверенитета, когда пересматривается история, в духовную жизнь народа возвращается многое раннее забытое или запрещенное, одной из серьезнейших проблем становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, важным компонентом которого является народное творчество с его богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

  Многие годы система нравственного воспитания строилась без учета народной педагогики, не было единой программы по изучению национальной истории и культуры. А ведь в человеке необходимо воспитать национальную гордость на лучших традициях своей родины. Процесс воспитания человека, тем более ребенка, не мыслим без корней, нравственности и морали, которые несут в себе обычаи народа, вскормившего и воспитавшего его. Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры, его традиций.

 В этих условиях возникает необходимость формирования интереса и более глубокого приобщения детей к национальным народным традициям, в потенциале которых объективно заложено нравственное начало.

 Вот почему встает сегодня задача ориентации учителей на использование народной педагогики в нравственном воспитании, формирование с помощью народной педагогики приоритетных качеств личности - гуманизма, нравственности и духовности.

 На необходимость использования народного педагогического опыта в нравственном воспитании детей указывали классики мировой педагогической мысли - Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци. К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, а также советские педагоги А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, М.Ф.Шабаева и др.

 Педагоги-просветители Ч.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев, С.Торайгыров, А.Байтурсынов, Х.Досмухамедов, М.Жумабаев утверждали мысль об исключительно большой роли, которую выполняет народные традиции в жизни казахского народа, в частности, в нравственном воспитании подрастающего поколения, выдвигали идеи о воспитательной и образовательной ценности народного воспитания.

Исследованием вопросов социальной значимости нравственного воспитания учащейся молодежи занимались Г.А.Уманов, А.П.Сейтешев, Г.Т.Хайруллин, К.Б.Жарыкбаев, Э.А.Уринбасарова, Ж.А.Макатова; изучение профессионально-нравственной подготовки учителя рассматривались в трудах Н.Д.Хмель, А.А.Калюжного, Ж.И.Намазбаева, А.А.Сотникова, М.Н.Сарыбекова; проблемой социально-нравственной активности школьников занимались К.К.Жампеисова, Б.И.Муканова, З.У.Кенесарина, С.Калиев, Б.Айтмамбетова, А.А.Бейсенбаева, Л.К.Керимов, В.А.Ким и др.

Общие проблемы педагогических воззрений казахского народа раскрыты в исследованиях Т.Т.Тажибаева, М.Муканова, К.Б.Жарыкбаева, С.К.Калиева, К.Ж.Кожахметовой, которые на большом этнографическом и фольклорном материале рассматривают развитие педагогической мысли казахского народа, постоянно подчеркивая необходимость использования народного опыта в воспитании школьников.

Специальным исследованиям по выработке методики использования народной педагогики в целом и отдельных его видов в решении частых задач воспитания посвящены труды М.Х.Балтабаева, С.А.Узакбаевой, И.Оршибекова, Э.Урунбасаровой и др.

         Народные традиции, их влияние на формирование патриотически и интернационально воспитанной личности получили отражения в работах Ж.Г.Коидзе, Н.С.Гончаровой, Л.М.Ходжаевой. В Казахстане намечается определенная тенденция к изучению народных традиций  в работах Н.Сарсенбаева и их использованию в подготовке старшеклассников к семейной жизни в трудах Д.Ж.Сакенова, национальных обычаев и традиций и их влияние на воспитание детей и молодежи в исследованиях Мухамбаева А.Х., Абишева С. А идеями и традициями казахской народной педагогики в современной практике в семье и школе занималась Жамансариева С.Д.

      В исследованиях Н.В.Ивлевой, А.С.Курманбековой, Г.З.Муса бековой, Г.Б.Оспановой, Р.К.Атаманова, А.А.Калюжного, К.А.Исмаиловой, О.В.Завалишиной иследуются проблемы нравственного воспитания школьников и студентов.      

       Так А.С.Курманбекова  отмечает: «Формирование нравственно воспитанной личности и активной жизненной позиции молодежи – это нахождение своего аспекта, свое особое взаимодействие со всеми личностными качествами, и прежде всего, с гуманистическим и патриотическим»[4,3].

    О.В.Завалишина считает, что «В формировании эффективных и действенных социально-нравственных оценочных суждений мы видим один из путей решений проблемы нравственного совершенствования личности. Особая ответственность при этом ложится на школьные учреждения, призванные заложить основы нравственности, сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к современной действительности» [5,4].

   Нравственные качества, являясь интегральной характеристикой личности, вместе с тем раскрывают отношение человека не только к социальной среде, интересам и идеалам той или иной социальной среды, но и к своей роли и месту в обществе. То есть, этические знания и нравственные убеждения составляют важную платформу формирования у школьников нравственной направленности и активной жизненной позиции. Однако, государственный заказ на совершенствование духовных начал личности, постижение ценностей национальной художественной культуры, развитие ее культурологических интересов и потребностей диктует необходимость поиска неиспользованных резервов в области формирующих средств.

 

Литература

1.Концепция гуманитарного образования Республики Казахстан.- Алматы: Казахстан, 1994.- 40 с.

2.Ушинский     К. Д.     О     народности     в     общественном     воспитании.Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. /Сост. С.Ф.Егоров. -М: Педагогика, 1988.-с. 194-256.

   3.Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Послание Президента страны   народу Казахстана // Казахстанская правда. - 1997. - 11 октября - с. 9-13.

4. Курманбекова А.С. Формирование нравственных качеств у студенческой молодежи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Тараз, 2003. - 26 с.

5. Завалишина О.В. Формирование социально-нравственных оценочных суждений у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. –Алматы,1995. - 26 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявка на публикацию

Фамилия:   Утешева

Имя, Отчество: Алия Жалеловна

Место работы:  Южно-Казахстанский государственный педагогический институт

Должность: доцент кафедры музыкального образования

Почтовый адрес: Казахстан, г.Шымкент, Самал, 5

Телефон:87011300458

Почтовый индекс: 160000

Почтовый адрес: м-н Нурсат, дом 145, квартира 16

Адрес эл.почты:professor-erkibaeva@mail.ru