Философия /4. Философия культуры

Д. филос. н. Ирицян Г.Э.

Новороссийский филиал Пятигорского государственного лингвистического университета, Россия

Культурология, постмодернизм и идеи Ф. Ницше.

 

Во всем мире, и в России в частности, культурология развивается достаточно динамично регулярно проводятся открытые культурологические конгрессы в Санкт-Петербурге, выходят в свет солидные периодические издания. При этом современное развитие науки о культуре происходит в условиях доминирования постмодернистских установок в культуре с их плюрализмом и релятивизмом. Надо отметить также неоднозначный характер процесса становления культурологии как самостоятельной науки берущей свое начало не только в трудах культурантропологов, но и в богатой своими традициями истории философии. Кроме того, существует настоятельная необходимость дальнейшего осмысления постмодернистских модуляций о культуре их идейных источников и формальных оснований в рамках современной науки о культуре. 

В этой связи встает вопрос о роли постмодернистских модуляций в деле осмысления культуры. Постмодернистские теории о культуре что это - очередные варианты философского теоретизирования о сущности и путях развития культуры, или же конкретные эмпирические исследования имеющие отношение больше к прикладной культурологии?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в источниках постмодернизма, а также отметить его характерные черты. Постмодернистский дискурс, широко заявивший о себе в последней трети ХХ века внес несомненную новизну и плюрализм в сферу теоретизирования о культуре. Его практика критики и преодоления классической философии культуры свидетельствует о том, что искания постмодернистов в значительной степени развиваются в русле идей Фридриха Ницше. Постмодернизм, в числе прочих, опираясь и на Ницше, формирует свои дискурсы о культуре, характерной чертой которых является восприятие культуры как кризисной. Необходимо отметить и другие важнейшие особенности постмодернистского дискурса: отрицание онтологических оснований (религиозных, философских, этических и любых других); кризис идеологии классического гуманизма; иррационализм; плюрализм концепций и мнений; сомнение в реальности исторического прогресса; предпочтение искусства перед наукой, художника перед ученым; смешение жанров; эссеистика и моделирование текстов вместо философских и научных трактатов; прагматистская концепция истины.

Совершая «прорыв» в постмодернистскую культуру, Ницше не был одинок - рядом с ним можно поставить имена и других мыслителей XIX века (прежде всего романтиков, С. Къеркегора и А. Шопенгауэра). И это связано с их философской критикой культа Разума и вариантами поисков выхода за его пределы. Но Ницше здесь первый среди равных. Как иррационалист он был наиболее радикальным, последовательным и поэтому еще в XIX веке он предвосхитил в своем творчестве важнейшие особенности постмодернизма и примерные ориентиры. Тезис о наследовании идеологами постмодернизма творчества Ницше может быть подтвержден путем обращения к текстам их работ. Достаточно упомянуть некоторые из них, посвященные осмыслению творческого наследия немецкого мыслителя. Например, статья Ж. Делеза “Тайна Ариадны” и его же работы «Ницше и философия», «Ницше», труды Ж. Деррида “Шпоры: стили Ницше” и “О грамматологии”, произведения М. Фуко “Ницше, Фрейд, Маркс» и «Ницше, генеалогия, история», «Слова и вещи», «О трансгрессии», книга П. Клоссовски «Ницше и порочный круг». В этих и во многих других философско-культурологических произведениях европейские и американские мыслители второй половины ХХ века, творчески осмысливая идеи немецкого философа, вырабатывают свое собственное осознание феномена культуры.

Мы обращаем внимание на то, что сам Ницше не выделял специальную область исследования культуры и не создал целостного учения.  Культурологический комплекс идей развивался в его философии жизни в рамках тематики кризиса Западной культуры, критики христианства, диалектики аполлоновского и дионисийского, сверхчеловека как субъекта культуры, элитарной и массовой культуры и некоторых других. В целом же изучение и осмысление наследия немецкого философа происходило без ясного понимания его влияния на становление культурологии как отдельной науки. При этом надо отметить то обстоятельство, что исторически процесс становления культурологии был связан с осознанием кризиса классической модели культуры в качестве теоретического и мировоззренческого основания мышления о человеке и его мире, берущего свое начало в эпохе Просвещения. Культурологические идеи Ф. Ницше, а столетием позже сформировавшийся постмодернистский дискурс, являют собой этапы этого обоснования. Кроме того, тема осмысления кризиса культуры непосредственно связана с проблемой формирования культурологии как самостоятельной дисциплины. По мнению авторитетных исследователей: «современное понимание культуры складывалось как осознание кризиса культуры» и через это осознание происходит выход в культурологизирование как теоретическое осмысление культуры [1. С. 70]. Тем самым осуществляется переход от философии культуры к культурологии.

Теоретические поиски сущности культуры представителями постмодерна связаны с образом мышления Ф. Ницше, с его идеями о кризисе метафизических основ философии культуры, выраженном в таких концептах как «нигилизм», «декаданс», «перспективизм» «смерть Бога». Такие представители постмодернизма как Ж-Ф. Лиотар, Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Рорти двигаются по пути, уже частично «расчищенному» предшественниками, и понимание кризисности культуры в постмодернизме находит свои формальные и сущностные основы в философии жизни Ницше. Постмодернистский дискурс провозглашает в качестве основных характеристик нестабильность, нелинейность, принципиальный плюрализм, отказ от тотальности познания и бытия, подобные характеристики говорят о том, что мыслители данного направления работают в плоскости культурологической парадигмы, заложенной еще Ницше. В тоже время  надо отметить то важное обстоятельство, что немецкий философ не стал для постмодернистов простым образцом для подражания. Наследие Ницше перерабатывается и творчески используется как материал при создании новейших, «прорывных» подходов и концепций, находящихся на грани различных дисциплин и традиций. Одним из последствий подобных «прорывных» концепций является переход от абстрактных размышлений о культуре в философии культуры к осмыслению конкретного многообразия и полифонии характерного уже для культурологии.

 

Литература.

1.     Драч Г.В. Наука о культуре в эпоху постмодерна. // Cogito. Альманах истории идей. Вып. 2. НМЦ «Логос». Ростов – н/Д., 2007.