Политология/10. Региональные политические процессы

К.и.н. Коробков В.С.

Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова. Казахстан

Ассамблея народа Казахстана и современная модель толерантного общества в Республике Казахстан.

 

  Поиск толерантных моделей государственного устройства всегда было и останется также, и в XXI веке одним из главных перспективных вопросов мировой науки. Немногим более чем два десятилетия назад начался путь нашей страны из исторического небытия. За этот короткий по историческим меркам промежуток времени Казахстану удалось сформировать современное государство с развитой рыночной экономикой, устойчивой политической системой, сильной организацией социальной защиты своих граждан. Страна заняла достойное место в системе мировых координат, пользуясь высоким уважением и авторитетом международного сообщества. Общепризнано, что данный феномен успешной политико-экономической трансформации, названный «казахстанским путем развития», стал возможен в первую очередь благодаря глубоко продуманной и взвешенной политике Президента Нурсултана Назарбаева, его исключительному политическому таланту и стратегической дальновидности.

В условиях нарастающей глобализации, поиска новых форм выражения национально-гражданской идентичности исследование межэтнических и межконфессиональных отношений является одной из ведущих и актуальных проблем. Решение основополагающих вопросов этнополитического развития, наряду с основными принципами суверенитета, демократии и гражданского общества, становится одной из доминант развития современных государств, тем более что многие страны мира относятся к числу государств с полиэтническим составом населения.

Л

юбое полиэтническое государство определяет в теории и осуществляет на практике свою модель толерантных отношений. Это реальность и объективная необходимость. Под моделью толерантных отношений можно понимать состояние положения и перспективы развития отношений между этносами и религиями.

В мировой практике на основе обобщений и типологизации толерантных отношений сфомировались различные модели. Безусловно, что каждое конкретное государство в какой-то степени повторяет общие, универсальные черты той или иной модели, и в то же время привносит свои уникальные особенности. Причем здесь может быть два пути – «зеркальное отображение», т.е. применение уже наработанного, апробированного чужого опыта со своими поправками или путь создания собственной оригинальной модели.

Когда Казахстан встал на путь независимого, суверенного развития, сразу же возник жизненно важный вопрос определения модели толерантных отношений. Казахстанское общество со своими традициями, историей, особой реальностью межэтнических и межконфессиональных отношений оказалось настолько уникальным, что стало очевидным, что здесь не подходит ни одна из существующих моделей – североамериканская, южноамериканская, европейская, российская, китайская и т.п.,  а необходима разработка своей собственной оригинальной модели толерантных отношений.

Казахстанская модель толерантных отношений должна была учитывать следующие особенности казахстанского общества:

– общество живет и развивается на исконно казахской земле;

– государствообразующая нация, давшая название государству – казахи;

– государство унитарное, консолидирующая нация – казахи;

– государство полиэтническое, в нем проживает свыше 100 этносов;

– большинство этносов появилось в Казахстане в результате различных форм вынужденной и принудительной миграции, включая депортацию;

– большинство в обществе составляли казахи и русские;

– государственный язык – казахский;

– большинство общества говорило на русском языке, который на практике являлся языком межнационального общения;

– потребность в развитии национальных языков всех этносов Казахстана;

– общество многоконфессиональное – свыше 40 конфессий;

– в обществе глубоки традиции межэтнической, межконфессиональной толерантности. Они присущи прежде всего менталитету казахов, воспринимаются как общее достояние и ценность всеми этносами Казахстана;

– ключевые ценности общественного развития: гражданское общество, демократия, рыночные отношения, идеологический плюрализм;

– Казахстан – страна-миротворец, которая отказалась от ядерного оружия, предложила мировому сообществу СВМДА, евразийскую интеграцию (ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС), стремилась к председательству в ОБСЕ.

Оригинальность и сложность казахстанской модели толерантных отношений заключается в гармонизации всех этих особенностей.

В самом начале становления суверенитета и независимос­ти Казахстана национальная политика Президента Н.А. Назарбаева позволила избежать ошибок и правильно оценить приоритеты внешней и внутренней политики. Среди них были особо выделены вопросы укрепления стабильности, гражданского мира, межэтнических и межконфессиональных отношений. Этническая проблематика актуальна для Республики Казахстан, начавшей после обретения независимости проведение широкомасштабных трансформаций в обществен­но-политической жизни, связанных со строительством с­у­­ве­­­­­ренного государства. Как отмечал Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев, сложность и проблематичность ка­захстанского развития межэтнических процессов заключается в специфике полиэтнической структуры населения страны и конфессионального многообразия (1). На современном этапе в массовом сознании казахстансцев происходят масштабные процессы формирования установок, прежде всего, по вопросу этнокультурной и гражданской идентификации.

Республика Казахстан, встав на путь независимого развития, в своем движении к суверенитету столкнулась с целым
рядом проблем. Наряду с такими трудностями переходного периода, как экономический кризис, социальная нестабильность, остро встал вопрос сохранения межэтнического и межконфессионального согласия. Казахстанский опыт и практика строительства независимого государства на постсоветском пространстве показывает особое значение сферы толерантных отношений, от стабильности которых зависит и успех строительства государства, и благосостояние общества.

Распад СССР привел к образованию не только новых не­зависимых государств, но и новых общественных формирований граждан, общественных движений по этническим приз­накам, созданию объединений национально-культурного типа.

Позитивное развитие деятельности национально-куль­тур­ных центров и межнациональных отношений невозможно без возрождения и развития в дальнейшем самобытной культуры, традиций, языка, без защиты национального достоинства этносов, проживающих в республике. Одним из важных факторов межэтнической стабильности является вопрос о языке воспитания и обучения. Реализация этнокультурных и социо-лингвистических задач, стоящих перед этническими общественными формированиями, сегодня опирается на государственные струк­туры.

Казахстанское общество многообразно в этническом, конфессиональном, культурном и других отношениях, но его объединяет общая история и общая судьба. Поэтому суть казахстанской модели толерантности заключается в том, что ее корень составляет историческая память – память, хранящая признательность и благодарность казахскому народу, казахской земле за помощь и поддержку в критический момент истории. Но корень растет из почвы, а почва – это уникальный менталитет казахов, их человечность и сострадание. Это ядро казахстанской модели межэтнической толерантности. В современных условиях оно объективировалось в Основном законе – Конституции Республики Казахстан в формуле: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…» (2).

Неизменная позиция Президента Н. Назарбаева, непосредственно руководившего строительством новых межэтнических отношений, позволили избежать их конфликтного развития в Казахстане в новых исторических условиях. Более того, потенциальный источник разногласий и ослабления Президент Н. Назарбаев сумел превратить в ресурс преимущества. Он подчеркивал, что «этнокультурное многообразие Казахстана – это наше преимущество. Это потенциал развития» (3).

Важным моментом в осуществлении национальной политики стал вопрос о государственном языке. Н.А. Назарбаев подчеркивал, что речь идет о спасении казахского языка, и когда в современном Казахстане ставится вопрос о возрождении казахского языка, это проблема не только казахского народа (4). Был принят ряд важных государственных документов по языковой политике, которые обеспечивают уважение к казахскому, русскому и к языкам других народов, проживающих в Казахстане.

С самого начала независимости был избран и неукоснительно соблюдается цивилизованный путь решения проблем межэтнических отношений, самоидентификации населения Казахстана в органическом единстве с процессом построения и развития гражданского общества. Суть его в том, что общегражданская самоидентификация опирается на этничность, ее сохранение, они не противоречат друг другу. Напротив, значение этничности возрастает, это потенциал развития, а гражданское общество создает условия для роста этого потенциала. Однако в единстве этих двух начал может возникнуть характерная ситуация, вызванная тем, что этническое самосознание имеет определенные традиции и свойственную ему инерцию. И для ее преодоления необходима целенаправленная работа.

В своей Конституции Республика Казахстан законодательно подтвердила приверженность страны международным нормам, созданию демократического общества и правового государства, и тем самым провозгласила себя неотъемлемой частью мирового сообщества. Идея гражданского мира и согласия, равноправия всех этносов, проживающих в Казахстане, является в нашей стране конституционной нормой. При этом гарантируется сохранение этнической самобытности и этнокультурного многообразия Казахстана.

На первом Форуме народов Казахстана (1992г.) Президент Н. Назарбаев впервые высказал идею о соз­дании общественного органа консолидации всех этносов республики. Спустя время он отмечал: «…еще в 1992 году, на первом Форуме народов Казахстана, родилась идея создания Ассамблеи» (5).

В марте 1995 года создается Ассамблея народов Казахстана – механизм регулирования межнациональных отношений. Ее создание было обусловлено стремлением гармонизировать отношения в обществе, сохранить межэтническое и межконфессиональное согласие. За годы своей деятельности Ассамблеей разработана стратегия развития, сформирована структура в республиканском масштабе. АНК играет важную роль в проведении национальной политики, объединяя этнокультурные центры, ассамблеи регионов и т.д. Она сегодня является активной   консолидирующей силой общества, принимает участие в решении актуальных задач национальной политики. На основе оценки событий и прогнозов политической ситуации ею вырабатываются практические рекомендации, обеспечивающие сохранение мира и общественного согласия.

Создание Ассамблеи народа Казахстана означает институционализацию национальной политики. Это чрезвычайно важно, и в этом – значение казахстанского опыта межэтнических отношений. Ведь институционализация означает выход в практику, т.е. это не просто декларация или прочие вербальные формы выражения национальной политики, а именно ее практическая реализация через политическую волю руководства и, прежде всего, главы государства, через конкретные реальные механизмы. Казахстанское общество можно характеризовать кратко – толерантное общество.
     Создание Ассамблеи народа Казахстана означало, что национальная политика в республике была поднята на уровень ее институционализации. И это имело неоценимое значение, в этом сердцевина и значение казахстанского опыта межэт­нических отношений. Ведь неинституциональный уровень – это уровень чувственных, психологических, идеологических, теоретических, рациональных и иррациональных представлений человека, опосредующих его поведение и действия. А институциональный уровень означает создание института, то есть организации, преследующей определенные цели, создание собственных норм и правил, построение своих отношений с другими институтами общественной системы.

      Бережное отношение к этнической, культурной, языковой индивидуальности способствует соблюдению прав человека. В политической лексике Казахстана не употребляется выражение «национальное меньшинство».

Выражением взвешенной языковой политики как одного из главных стержней казахстанской модели межэтнических отношений стала оптимальная формула: государственный язык – казахский, официально употребляется язык русский, государство заботится об изучении и развитии языков всех этносов Казахстана. В Казахстане создана правовая база для этнического самовыражения и развития. Так, в республике издаются газеты на национальных языках, на языках народов Казахстана ведутся теле- и радиопрограммы. Открыты национальные детские сады, школы.
    В основе государственного строительства и национальной политики Республики Казахстан лежит принцип формирования идентичности на базе общего гражданства. Особенностью Казахстана является опора на единство и целостность всего народа.

Сложился устойчивый менталитет, результатом которого стало то, что все казахстанцы считают Республику Казахстан своей Родиной. Исторический синтез привел к формированию ныне существующей этнодемографической ситуации, которая обус­ловила высокую степень взаимного доброжелательства, понимания исторической необходимости национального возрождения.

Позитивный опыт регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений является объектом внимания многих стран мира, лидеры и государственные деятели которых по праву считают основателем казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия Н.А. Назарбаева.

1.                            Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития
Казахстана как суверенного государства // Казахстанская правда. – 1992. – 16 мая.

2.                            Конституция Республики Казахстан. Алматы: Юрист, 2006. C. 3.

3.                            Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атамұра, 1999. С.139.

4.                            Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Атамұра, 1999, С. 60-61.

5.                            Нурсултан Назарбаев. Политика мира и согласия. Астана: Елорда, 2008. С.434.